Войти в почту

По Ангаре, под Ангару: Неизведанная красота Братской ГЭС

"Навстречу утренней заре / По Ангаре, по Ангаре…" Подпел я записанным в далеких 60-х прекрасным голосам и отправился в те самые места - на Ангару, к Братской ГЭС.

По Ангаре, под Ангару: Неизведанная красота Братской ГЭС
© Российская Газета

Давно хотел побывать на этой величайшей реке, единственной, вытекающей из знаменитого озера Байкал. Поэтому обрадовался возможности посетить промышленные объекты в городе Братск.

Поехали

Интересен уже сам авиаперелет в этом направлении - действительно навстречу утренней заре. Планета крутится навстречу самолету, и Братск встречает московские 3 ночи своими 8 утра. Поспать толком не удается, то жарко, то зябко, то уже принесли… ужин? или завтрак?

Фото: Сергей Михеев/РГ

Из аэропорта в город едем автобусом. Даже при взгляде в автобусное окно чувствуется мощь окружающей нас Сибири. Пролетевшая мимо остановка, например, называлась "Братское море".

Местный аэропорт имеет статус международного, рядом пролегает знаменитый БАМ.

Название города Братск по одной из версий произошло от переосмысленного русскими этнонима буряты в "браты" - "братья". Горожане называют друг друга братчане

В Иркутской области Братск - второй по численности населения город. Если опустить историю первых поселений, то сегодняшний город возник в связи со строительством ГЭС, заменив собой поселок, затопленный водами Братского водохранилища.

Город энергетиков. Здесь и районы называются - Энергетик, Гидростроитель, Братское море.

Едем по городу. Внимание привлекают два лепестка пламени, выполненных из бетона. Мемориал Славы 1941-1945.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Мемориалу были посвящены строки стихов Долматовского "Братская былина":

"Одинаково назывались,

Одинаково честно жили.

Ни один из них не увидел

Стройных линий высоковольтных,

Алюминиевых заводов

И высотных жилых ансамблей.

Двадцать раз на доске - Парилов,

А Муратовых там шестнадцать,

и двенадцать раз Карнаухов

повторяется, словно эхо…"

На Ангару и под Ангару

Едем на Братскую ГЭС.

Территория огорожена и строго охраняется, попасть без пропуска к плотине нельзя даже близко. Коллеги из числа местных вспоминают, что так было не всегда - в детстве они катались тут на велосипедах. Меняются времена.

Плотина впечатляет масштабом (длиной в километр, высотой больше сотни метров). На ней работают верхолазы. Даже не пытаюсь сфотографировать, настолько мелки фигурки людей на бескрайней бетонной поверхности рукотворной стены.

Фото: Сергей Михеев/РГ

От станции над нашими головами идут ряды высоковольтных проводов. На газоне табличка, предупреждающая о наведенном электрическом поле. Оно действительно может слегка ударить прямо из воздуха. Не смертельно.

Генераторный зал - "визитная карточка" каждой ГЭС. Огромные разлапистые генераторы (18 штук) выстроены по линии плотины. За крепкими стенами с одной их стороны - напирающая вода прирученной Ангары, под ними - рабочие колеса турбин, принимающие давление воды. Рабочие колеса вращают вертикальные валы генераторов. Мы это не видим, но слышим. Зал пронизан мощным гулом энергии. Далее вода снова идет в реку и, набрав силу, продолжает работать на следующем каскаде электростанций - ниже по реке третья и четвертая ступени - Усть-Илимская и Богучанская ГЭС. Сама Братская ГЭС - это вторая ступень, а выше нее по Ангаре работает Иркутская.

В значительном перепаде речных высот при относительно небольшой длине Ангары - мощный потенциал для гидроэнергетики. Эти каскады сразу вывели Восточную Сибирь в самый обеспеченный энергией район страны.

Турбины - ленинградские, 1962 год. Оборудование Братской ГЭС отработало около 60 лет, поэтому сейчас мы наблюдаем модернизацию гидроагрегатов и замену рабочих колес на всех ГЭС Ангаро-Енисейского каскада, включая Братскую (программа "Новая энергия"). На данный момент на станции ведется замена очередного колеса - 37 тонн, более 5 метров в диаметре. Даже чтобы просто привезти это колесо к зданию нужен специальный тягач. 12 новых рабочих колес с улучшенными характеристиками уже обеспечили дополнительную выработку электроэнергии без увеличения расхода воды. Это оборудование изготавливается на российских заводах. Программа рассчитана до 2026 года и позволит дополнительно вырабатывать до 200 млн кВт/ч. в год.

К истокам строительства, в 60-е

"Хочешь завалить дело - начинай согласовывать…", говорил легендарный руководитель строительства ГЭС, да и всего города, Иван Иванович Наймушин. Он и не согласовывал, считая, что использование Ангары и Енисея помогло бы ликвидировать дефицит электроэнергии в Сибири, до этого времени жившей на угле. Кроме этого, в Братске планировалось строительство крупнейшего в стране алюминиевого завода, которому требовалось много энергии. А алюминий - это авиация и космос.

"Влезли в реку" зимой 1956 года. Стояли морозы до -45℃, и толщина льда на Ангаре достигла 2,5 метров. Впервые в мировой гидроэнергетике река была перекрыта со льда. Стране требовались ресурсы, Москва была вынуждена продолжить начатое строительство гидроэлектростанции. А в процессе строительства благодаря новаторским инженерным решениям и рационализаторским предложениям проектная мощность Братской ГЭС увеличилась на еще 1 млн квт., и правительственная комиссия при приемке поставила ей оценку "отлично".

Мощный был человек этот Иван Иванович. Родился в 1905 году в г. Котельнич. Рано остался сиротой, был беспризорником. После - в батраках и крепильщиком на шахтах Кузбасса, но сумел выучиться грамоте и окончил Московский государственный горный университет с отличием. Руководил строительством оборонительных рубежей вокруг Москвы в начале ВОВ, позже - строительством множества гидроэлектростанций по всей стране.

Под руководством Наймушина на севере Иркутской области построены такие предприятия-гиганты, как Коршуновский ГОК, Братский алюминиевый завод, Братский ЛПК, Усть-Илимская ГЭС, а также города Усть-Илимск и Железногорск-Илимский.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Похоронен возле плотины. В Братске с видом на ГЭС ему стоит великолепный памятник.

Тепло угля. Его у нас много

Едем на ТЭЦ (Теплоэлектроцентраль) - энергию городу дает не только ГЭС, но и тепловые энергостанции.

Директор ТЭЦ-6 Сергей Иванович Коноплев встречает нашу группу. Сам он тут с момента пуска, с 1964-года. Начинал с машиниста-обходчика, с нуля, так что и в должности директора может разобрать-собрать любой котел.

Сергей Иванович рассказывает про станцию, сетуя, что полтора часа это мало для экскурсии по его хозяйству на 14 гектарах земли и еще под землей. Мы начинаем как раз с угольных подземелий. Здесь чисто, все моют ежедневно, а то и чаще - присутствие угольной пыли не допускается, она пожароопасна. Смотрим ВРС (вагоноопрокидыватель роторный стационарный) - систему разгрузки, которая легко переворачивает железнодорожный вагон, высыпая его 70 тонн угля в бункер станции. Щелк - и вагон снова на рельсах, готов к движению. Вагон уходит, а стальные зажимы хватают следующий.

- А как же раньше? - спрашиваю я. - Грузчики разгружали лопатами?

- Нет, - смеется Сергей Иванович, - 56 тонн угля в час сжигает только один котел. А котлов на станции работает 10. Никакие грузчики не справятся. Только автоматика.

К слову, уголь разгружается не только в котлы, а также на склад для хранения, на данной станции - это 300 тысяч тонн, - запас на полтора месяца работы. Хранение - тоже непростая технология, с учетом того, что уголь склонен к самовозгоранию.

Сам котел совсем непохож на "котел". Это огромный сложный механизм высотой с многоэтажный дом, уголь в него подается после измельчения, в виде смеси угольной пыли и воздуха. Вода, которая в котле превратится под действием пламени в пар, поэтапно обрабатывается, лишается и солей (чтобы не выпали в осадок) и кислорода (чтобы не окислял поверхности агрегатов, вызывая их преждевременный износ). Перегретый - чем выше температура, тем больше энергии - пар крутит турбины, которые связаны с генераторами, вырабатывающими электричество. Под воздействием возникающих токов обмотки генераторов нагреваются и воздуха для их охлаждения внутри мощного корпуса недостаточно, так что используют водород - его теплоемкость превосходит воздушную существенно, в 14 раз.

ТЭЦ, помимо генерации электроэнергии, осуществляет подачу горячей воды в центральную систему отопления и для бытовых нужд близлежащих населенных пунктов. Такая комплексная станция в целом эффективнее, чем просто тепло-электрическая.

- Насколько надежно ваше оборудование? - спрашиваю я директора. - Санкции влияют?

- Котлы барнаульские, генераторы новосибирские, турбина питерская. Не боимся мы "санкций"! Да и запас прочности у нас запредельный, "убить" российскую энергетику невозможно, - отвечает Коноплев.

В иное время этого человека называли бы Вождь. Крепкий, уверенный, грамотный, он в свободное от работы время действительно водит туристические маршруты по разным заповедным местам, например, по Байкалу.

А подобные тепловые станции давно "обыкновенное чудо" наших городов - именно они обогревают большинство домов сурового климатического пояса. И дымящие трубы ТЭЦ на линии горизонта уже не привлекают внимание.

Да и "дымящими" эти трубы становятся все меньше. В рамках федеральной программы "Чистый воздух" на всех станциях ведутся работы по улучшению процесса очистки дымовых газов, который может достигать эффективности в 99,9%, давая на выходе из трубы не дым, а почти чистый пар. Например здесь меняют обычный золоулавливатель на первый в РФ сухой электростатический фильтр внутреннего размещения. Обычно эти фильтры (сооружение размером с дом) строились снаружи станции. Здесь же применили техническую смекалку и разместили всю конструкцию внутри существующего помещения. Получилось значительно компактнее. Но так же эффективно при помощи статического электричества фильтр будет вылавливать из дыма все мельчайшие твердые и вредные частицы. Скоро на эту ТЭЦ потянуться желающие перенять опыт компактификации.

Ангарские бусы

Существует сибирская легенда, в романтической форме описывающая бегство Ангары от отца Байкала к Енисею. По этой легенде Шаман-камень, который находится посередине истока Ангары, возле поселка Листвянка, был брошен отцом Байкалом, чтобы остановить непослушную дочь. Но Ангара убежала-таки к Енисею и теперь вместе с ним впадает в Северный Ледовитый океан.

Если запустить по Ангаре игрушечный кораблик, то у него есть шанс стать "ледоколом"!

Ангаре посвящено немало художественных произведений, она является персонажем сказок "байкальского сказочника" Василия Пантелеймоновича Стародумова, есть балет "Красавица Ангара" Льва Книппера и Баудоржи Ямпилова, а затоплению территорий при строительстве плотин посвящен роман Валентина Распутина "Прощание с Матерой". И, конечно, широко известная в СССР песня "По Ангаре": музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова.

Навстречу утренней заре? Еще покатаемся!