Как молиться, когда у тебя совсем мало времени и когда находишься в опасности
После публикации в "Неделе" (N 265) статьи "Как и кому молиться, чтобы сын вернулся живым" пришло много писем с вопросом: "Как молиться в опасности, когда события развиваются стремительно и трудно сосредоточиться?" Мы решили выяснить это, изучив труды святых отцов.
1. Молитв а - не медитация и не психологическая практика, а усилие человеческой воли, ума и чувств, направляющее человека к диалогу с Богом. Проблема тут в том, что наш Творец всегда рядом с нами, и Его любовь готова принять нас, а вот человек всегда найдет возможность отгородиться от Бога и даже попытаться наглухо забаррикадироваться от своего Создателя - только бы жить своей волей, а не по воле Отца Небесного.
Самое удивительное, что Господь не посягает на свободу своих созданий. Всемогущий, Он н е вторгается в человека, не берет его силой или манипуляцией, не соблазняет его чудом. Господь говорит: "Вот, стою у двери и стучу: и кто, услышав голос Мой, отворит дверь, войду к нему, и буду с ним, а он со Мною". То есть Бог стучит в двери сердца каждого, и уже от нас зависит, откроем ли мы дверь для разговора со своим Отцом или даже не услышим стука.
Поэтому непременное услов ие молитвы - суметь распахнуть двери нашего сердца для Бога. Без такой открытости и доверия Творцу молитва превращается в начетничество или в нелепую попытку договориться с Богом по принципу "Ты - мне, а я - Тебе".
2. История человечества богата опытом стихийных бедствий, войн, эпидемий. Каждая трагедия напоминает, как хрупок наш мир, заставляя отречься от самонадеянной мыслишки, что мы тут вершители судеб, цари природы. Человек, опомнившись, обращается к своему Создателю. За многие тысячелетия наработан опыт такого моления, а среди всех молитв православия скорыми помощницами в такие минуты считаются две, обычно читаемые в опасности. Это "Господи, помилуй!" и "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".
И пусть никого не смущает кажущаяся краткость и простота этих молитв. "Господи, помилуй!" - не только самая короткая молитва, но и одна из древнейших. В 40-м псалме царя Давида, жившего три тысячи лет назад, звучит та же мольба: "Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою".
В одном слове "помилуй!" вмещается все разнообразие наших просьб к Богу. Ведь чего бы мы ни просили у Него - жизни, здоровья, спасения себя и близких, исцеления от немощей и грехов, - мы, по сути, испрашиваем одно: проявить к нам, таким малым и слабым, Его любовь и милость.
Это "помилуй!", казалось бы, такое общее, неконкретное, содержит и глубочайшее смирение молящегося: мы действительно не детализируем - "дай мне пожить!", "сохрани здоровье!", "верни благополучие!", "избавь от зла!" или "прости, очисти от прегрешений", нет, мы не требуем чуда и не навязываем Господу свои пожелания. Мы вверяем себя Божьей милости, полагаясь на Его, а не свою волю. При этом надеясь, уповая на Божью милость, мы не молчим, скрывшись в раковине своих переживаний, своего Ego, а дерзновенно взываем: "Помилуй!" В этой краткой мольбе сконцентрированы и крик о помощи, и смиренное понимание своей малости и слабости, и доверие к Его благой воле.
Молитва, идущая от всего сердца, - это прорыв прямо к Небу
3. Молитва - это действие двух сил: наш призыв к Богу и Его ответ нам. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек хоть раз в жизни всем естеством скажет: "Господи, помилуй!" - Господь непременно его помилует. Такую молитву, произнесенную от всего сердца, святые сравнивали со стрелой, бьющей прямо в Небо. Знаменитую Иисусову молитву так же, как и короткое "Господи, помилуй!", можно произнести за несколько секунд. Ее и произносят - когда машина летит навстречу гибели или рядом свистят пули. Когда опасность зрима и велика, или ты даже не знаешь, откуда она может прийти. Мало ли случаев, когда жизнь висит на волоске. Когда есть лишь секунды, чтобы взмолиться: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".
Этой краткой молитве посвящены богословские тома. "Умно-сердечным деланием" Иисусовой молитвы монахи занимались всю жизнь. А нам достаточно знать, что Иисусова молитва - это возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная в любую минуту, при любых обстоятельствах. "Больше, чем любая другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами, потому что, когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас" (митрополит Антоний Сурожский).
4. Один из самых сложных моментов: как собраться в опасности и заставить себя не "дрожать от страха и не каменеть от бессилия", решается тоже молитвой. Краткая "Господи, помилуй!" при повторении поможет обрести опору. Замечено: если сначала вы произносите молитву в смятении, обуреваемый разноречивыми чувствами - безотчетным ужасом, жалостью к себе и растерянностью, то при повторении молитвы эмоции стихают. В идеале все эти понятные и извинительные чувства надо переплавлять в призыв к Богу, в мольбу к Нему: "Не оставь, помоги, помилуй!" Это не так уж и сложно, но для этого надо осознать, что все в Его руках и что Он есть Любовь.
В минуты испытаний понимание того, что без Бога ты песчинка в смятенном мире, приходит мгновенно. Так люди приходят к вере. Так чело Фото: Reuters
В минут« испытаний понимание т»го, что без Бога ты песчинка в смя
тенном мире, приходит мгновенно. Так люди приходят к вере. Так человек обретает смирение. И тут важно не растеряться, не замкнуться на своей обиде и боли: "За что ? Как Ты мог?", а рвануться к Своему Отцу в мольбе: "Помоги! Помилуй!" Конечно, лучше это выходит у тех, кто имеет навык такого обращения к Богу, кто умеет молиться. После того как дыхание придет в норму, а мысли будут дисциплинированы краткой молитвой "Господи, помилуй!", можно начинать читать "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся" и 90-й псалом царя Давида "Живый в помощи Вышняго", который издавна спасал людей в опасностях. "Молиться можно и нужно всегда и везде", - учил святой Серафим Вырицкий, и к этим словам стоит прислушаться.
5. О спасительной силе молитвы написаны тома. Но я хочу привести лишь один пример из жизни двух наших святых, двух Серафимов - Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Первый жил в веке XIX, второй, названный в честь первого, - в XX.
В 1812 году в далеком Сарове преподобный Серафим Саровский, стоя на камне, вымаливал победу русскому воинству. За этот молитвенный подвиг в 1818 году батюшка Серафим Саровский был награжден наперсным крестом в честь победы над французами в Великой Отечественной войне 1812 года. В 40-х годах века XX такой же духовный подвиг взял на себя другой Серафим - неходячий, больной Серафим Вырицкий. Семидесятипятилетнего монаха приносили к камню, на котором он стоял и молился. Перед ним на яблоне была закреплена иконка святого Серафима Саровского, и батюшка молился. Вставая больными коленями на камень, простирая руки к небу. Молился Серафим Вырицкий и в холод, и в дождь, столько, сколько хватало сил, по нескольку часов кряду.
А дальше загадочный факт. Вырицу фашисты бомбили. Как и все вокруг Ленинграда, бомбили нещадно. И по логике вещей, поселок до лжен был повторить судьбу Пушкина, Павловска, Петергофа, стоявших в руинах. Но Вырица уцелела! Единственная во всей округе - за всю войну там оказался разрушенным всего один дом.