Войти в почту

«Он все видел и понимал»: 214 лет со дня рождения Николая Гоголя

Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Его произведения и сейчас побуждают смеяться, плакать и задумываться читателей по всему миру.

«Он все видел и понимал»: 214 лет со дня рождения Николая Гоголя
© Вечерняя Москва

Гоголь — гениальный русский писатель, соединивший «Вечерами на хуторе близ Диканьки», «Миргородом», «Тарасом Бульбой» историю, фольклор украинского народа с русской культурой. Называя творчество Пушкина «всечеловеческим», Достоевский преклонялся и перед Гоголем: «Какой великий учитель для всех русских». Николай Васильевич выводил литературу на путь религиозного идеала, при этом видел несовершенство человека и общества.

В мае 1842 года из типографии Московского университета вышла в свет книга под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н. Гоголя». Автор сам выбрал цвет обложки и разметил размеры шрифтов на титуле. Ставшее со временем «нулевым километром» классической русской литературы произведение создавалось вдали от России — в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Сюжет поэмы, как и комедии «Ревизор», подарил молодому автору Пушкин, осенивший своим гением новое, вскоре ставшее ведущим направление в русской литературе — глубокого психологического реализма, совмещенного с критическим восприятием действительности и христианским (православным) идеализмом.

Продолжателями традиций Гоголя можно считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова. «Мертвые души» стоят выше всего, что было и есть в русской литературе», — утверждал Виссарион Белинский.

Сам Гоголь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью. От двух последующих томов сохранились отдельные фрагменты. Остальное было сожжено автором, осознавшим невозможность создать живой литературный образ идеального положительного героя на русском жизненном материале своего времени. Гоголь как «великий учитель» (по Достоевскому) попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». Утопическая проповедь, однако, не встретила понимания у общественности. Белинский объявил Гоголя ретроградом и врагом свободы.

Помимо «линейного» существует мистическое измерение литературы. «Мертвые души», «Ревизор» навсегда обрели в России силу откровения, а их автор — пророка. Гоголь все видел и понимал, но верил, что русская «птица-тройка» преодолеет «бездну разлада». Знал, что сделать это будет непросто: «Призваны в мир мы вовсе не для праздников и жирований. На битву мы сюда призваны…»

БИБЛИОГРАФИЯ

Майская ночь, или Утопленница (повесть, 1831)Ночь перед Рождеством (повесть, 1831)Вий (повесть, 1833)Портрет (повесть, 1835)Записки сумасшедшего (повесть, 1835)Старосветские помещики (повесть, 1835)Тарас Бульба (повесть, 1835)Ревизор (комедия, 1836)Мертвые души (автор определил жанр как поэма, 1842)