Президент Франции не испытывает беспокойства по поводу чрезмерного полицейского насилия в отношении протестующих
Этот уикенд, как и все предыдущие, во Франции, мягко говоря, был неспокойным. Правда, не из-за бурных выступлений противников пенсионной реформы. Они немного приутихли, готовясь к ближайшему вторнику: на него намечен очередной общенациональный день массовых выступлений. Причина была иной. В 500 с лишним километров к юго-западу от Парижа рядом с местечком Сент-Солин заточенные на экологии активисты, съехавшиеся со всей Франции, а также из соседних стран, схлестнулись с полицией и жандармерией.
Защитникам природы пришлись не по нраву планы тамошних властей развернуть в том районе сеть оросительных бассейнов, которые бы заполнялись зимой и весной и использовались фермерами для полива посевов при летней засухе. Дескать, это нанесет вред экологии в ходе земляных работ и откачки грунтовых вод.
Битва на полях и лугах развернулась нешуточная, если учесть, что с одной стороны было несколько десятков тысяч разъяренных парней, уж точно не пушистых "ботаников", а с другой - свыше трех тысяч служивых. В стражей закона летели заранее припасенные петарды, булыжники, даже бутылки с зажигательной смесью. Те отвечали всем своим арсеналом. Помимо слезоточивого газа, резиновыми пулями, гранатами не только шумовыми, но и с начинкой из пластиковых элементов.
Когда, в конце концов, битва закончилась, стали подсчитывать урон. От полдюжины полицейских машин, включая грузовики жандармерии, остались лишь чадящие обгорелые остовы. Среди отвязанных "экологов", как сообщили их представители, 200 человек получили ожоги и легкие травмы. У 40 они были гораздо серьезнее, а одного вообще пришлось срочно доставить в госпиталь, ибо впал в кому, и его жизнь оказалась на волоске. Досталось и служивым. Среди них пострадали семь человек.
Ожесточенность, силовое противостояние - вот пугающие признаки того, что сейчас по нарастающей происходит во Франции. В эти дни тема "чрезмерного насилия" и в первую очередь со стороны полиции не сходит со страниц и экранов местных СМИ. Так в ходе последней парижской манифестации в минувший четверг на Больших бульварах рядом со столичной Оперой блюстители порядка набросились на обычных манифестантов, ничего общего не имевших с "профессионалами хаоса" из "черного блока", валили людей на асфальт и избивали. Молодому железнодорожнику примерно там же досталось больше, чем другим. Осколки разорвавшейся рядом светошумовой гранаты попали ему в левый глаз и теперь, как установили врачи, он им больше не сможет видеть.
Три миллиона просмотров пришлось на ролик, отснятый студентом Тимоти Форже, на котором агент из полицейского спецназа на мотоциклах бьет по голове парижанина и тот падает наземь как подкошенный.
Такое впечатление, что у многих полицейских отказали тормоза, и они просто осатанели. К примеру, как свидетельствует звуковая запись на сайте Loopsider, один из них после того, как дважды ударил манифестанта, бросил ему в лицо: "Что стал заикаться? Может быть, еще разочек? Теперь справа?". Другой пообещал арестованному участнику протестного шествия: "В следующий раз не в автобусе повезем тебя в участок, а в карете "скорой помощи" в госпиталь". И такими "перлами" переполнено информационное пространство.
Но и это далеко не все. Полицейские применяют запрещенную тактику. То и дело блокируют часть демонстрантов в узких переулках с двух сторон и обрушивают на них слезоточивый газ. Понятно, что людям приходится туго: ведь деваться некуда. Помимо этого, как объяснял эксперт по вопросам безопасности Себастьян Роше, чтобы запугать людей, проводят массовые задержания практически без разбора. Метут всех подряд. Так, на прошлой неделе в их "сети" попали два австрийских школьника, приехавших в Париж на каникулы.
В местном МВД на эти факты реагируют сдержанно, обещая разобраться, но до сих пор открыто всего с десяток дел. Видят ли все эти безобразия в США, западноевропейских столицах? Несомненно, но помалкивают. Только Дуня Миятович, комиссар Совета Европы по правам человека, которой деваться, понятно, было некуда, выразила "беспокойство" в связи с задержанием и арестом манифестантов. В отличие, кстати, от главы Международной федерации за права человека Алис Могве. "Французское правительство не упускает случая поучать демократии другие народы, - заявила она. - Но должно было бы посмотреть на себя в плане абсолютно скандального полицейского насилия".
Французский полицейский после того, как дважды ударил манифестанта, бросил ему в лицо: "Что стал заикаться? Может быть, еще разочек? Теперь справа?"
Ну а хозяин Елисейского дворца как себя чувствует? Судя по всему, считает, что ситуация, доставившая ему столько неприятностей, должна постепенно утрястись. Недаром в телевизионном интервью сразу после того, как в Нацсобрании не прошел вотум недоверия правительству, и пенсионная реформа была утверждена, он со свойственным высокомерием заявил, что, мол, дело в шляпе, а "толпа", то есть миллионы граждан, "не имеет легитимности" по сравнению с исходом последнего голосования в парламенте. Понятно, что тем самым вызывал гнев французов. В связи с чем лидер социалистов Оливье Фор назвал Эмманюэля Макрона "минером, разгуливающим с факелом по бочкам с порохом".
Кстати, здесь также обратили внимание на тот момент в ходе интервью, когда президент, говоря о людях с минимальным доходом, незаметно снимает под столом с запястья дорогие часы и незаметно кладет рядом, что вызвало бурные обсуждения в соцсетях. Жест Макрона привлек внимание и оппозиции. Так, депутат от левой партии "Непокорившаяся Франция" Клеманс Гуэтт обвинила его в лицемерии. Дело дошло до того, что пришлось объясняться администрации Елисейского дворца. По ее версии, Макрон снял часы, потому что, мол, жестикулируя, "сильно ударил их об стол".