Морской шелковый путь свяжет Пекин с Москвой
Арктика только выиграла от санкционной войны, развязанной западом против России. Россия как главная арктическая держава нашла новых партнеров в освоении северных ресурсов - в первую очередь, Китай.
Си Цзиньпин давно вынашивал идею создания Морского шелкового пути, который должен связать Африканский континент, Индию, Китай и северные моря Европы. Сближение России и Китая приблизило реализацию этого мегапроекта.
Причем косвенную выгоду получат даже западные страны, которые противятся реализации проекта. Как в пословице: не рой другому яму...
N-TV: европейский логистический проект “Глобальные ворота” так и не заработал, а Пекин на коне
Си Цзиньпин уже вписал свое имя в мировую историю как инициатор проекта “Один пояс - один путь". Этот проект позволит связать воедино все мировые океаны и континенты логистическими коридорами. При этом почему-то забывают, что “Один пояс - один путь” предусматривает не только строительство наземной транспортной сети, но и так называемого Морского Шелкового пути. И важнейшую роль в этих планах Китая играет именно Арктика - а значит, и Россия как ведущая арктическая держава.
Сегодня, чтобы доставить контейнеровоз из Германии в Китай (или в обратном направлении) нужно от 25 до 30 дней, включая ожидание в портах и на переходах. Си Цзиньпин предложил сократить это время, использовав арктический путь. Арктические мора оттаивают - и плавать по ним можно в течение все большего времени года.
Следуя через Арктику, контейнеровоз сможет сэкономить в среднем 10 дней (в сравнении с путем через Суэцкий канал), снизятся и накладные расходы.
Евросоюз, впрочем, был недоволен китайским проектом - потому что центр принятия экономических решений вместе с контейнеровозами уплывал из Брюсселя в Пекин. И в 2021 году Еврокомиссия, поднатужившись, выдала проект “Глобальные ворота” (Global Gateway): пообещали вложить более €300 млрд в инфраструктурные проекты по всей Евразии.
Мало того, что Еврокомиссия придумала свой ответ Си Цзиньпину в разгар пандемии, так еще и вскоре разразился санкционный и энергетический кризис. Европейская экономика в глубокой стагнации, инвестпроекты свернуты, пишет немецкое издание N-TV.
А вот китайский проект “Один пояс - один путь" реализуется успешно. Китай получил доступ к безграничным и дешевым российским энергоносителям (вместо Германии и прочего Евросоюза), гарантировав себе экономический рост. Сближение Китая и России делает все более необходимым проект Морского шелкового пути.
- Арктический регион вдоль побережья становится стратегически важным, потому что именно с ним связано будущее Китая. Арктический шелковый путь сольется с существующими наземными торговыми путями, - пишут немецкие обозреватели Андреа Селлманн и Мэри Абелазиз.
Доктор Адитьянджи: Китай инвестирует во все доступные арктические проекты, не устояла даже Канада
Китайцы инвестируют в инфраструктуру с 2013 года, строя и оптимизируя маршруты, дороги и порты на трех континентах. Размеры вложений оцениваются примерно в $900 млрд. И эти инвестиции уже дают плоды: количество грузовых поездов, следующих из Европы в Китай за время лидерства Си Цзиньпина выросло с 80 до 15 тысяч в год, говорит специалист по логистике Хендрик Велен.
Успехи Китая по достоинству оценивают даже их геополитические оппоненты. Председатель Совета по стратегическим вопросам Индии Адит Адитьянджи недавно выпустил программную статью “Дракон, бродящий по Арктике” в журнале Sunday Guardian, проанализировав проект Морского шелкового пути.
Китай инвестирует сегодня в каждую арктическую страну - от Исландии до Дании. Так, еще в 2011 году Китай предложил исландскому правительству выкупить прибрежные территории, однако оно было отклонено. Тогда Китай в 2015 году, уже при Си Цзиньпине, с Исландией подписал двустороннее соглашение о торговле. Оно предусматривает, в том числе, инвестиции в разработку железа, меди и урана.
Сейчас Китай строит спутниковую станцию на севере Швеции и активно инвестирует в Финляндию.
Растет интерес Китая к Канаде, которая контролирует Северо-Западный проход, (Канада считает его внутренними водами). Китай инвестирует в добычу полезных ископаемых в арктических провинциях Канады. В частности, в 2012 году Китай приобрел нефтяную компанию Nexen из Калгари за $15 млрд. Канадская компания влилась в китайскую госкорпорацию и стала CNOOC Petroleum North America.
Впрочем, самые затратные китайские инвестпроекты в Арктике, безусловно, приходятся на Россию. Китайские компании - CNOOC и PetroChina - и суверенный фонд Шелкового пути владеют долями в крупнейших проектах по сжижению газа, “Ямал СПГ" и “Арктик СПГ - 2”.
Помимо этого, Китай также создал политические институты, параллельные Арктическому совету. В 2013 году, после того как президент Исландии подписал соглашение о свободной торговле с Китаем, он объявил об учреждении ежегодной конференции “Полярный круг”, напоминает доктор Адит Адитьянджи.
Китай также наращивает военное присутствие в Арктике. Китайские спасатели помогают в проведении поисково-спасательных операций по всей Арктике. Китайские ученые совместно с российскими и норвежскими изучают северные моря. И список можно продолжать долго.