Искупление кровью. Как связи японских элит с корейской сектой привели к самому громкому политическому убийству 2022 года
Убийство бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ в июле 2022 года глубоко потрясло не только его родную страну, но и все международное сообщество. В Японию хлынул поток официальных телеграмм и соболезнований от мировых лидеров, на государственные похороны Абэ собрались сотни высокопоставленных иностранных гостей. Убийца сознался: на это жестокое преступление его подтолкнули связи Абэ с тоталитарной сектой из Кореи — Церковью объединения. Его слова, поначалу напоминавшие конспирологический бред, вскоре подтвердило внутреннее расследование в правящей Либерально-демократической партии — не только Абэ, но и еще как минимум половина депутатов оказались связаны с сектантами. В начале января из-за компрометирующих связей с сомнительной сектой в отставку подал уже четвертый министр за два месяца, а судебный процесс против убийцы Абэ сдвинулся с мертвой точки. «Лента.ру» разбиралась, почему японские политики пошли на сотрудничество с тоталитарной сектой, глава которой провозгласил себя «вторым мессией», и чем этот скандал обернется для правящей партии.
Утром 8 июля бывший японский премьер-министр Синдзо Абэ приехал в небольшой город Нара неподалеку от Киото, чтобы выступить на митинге в поддержку кандидата от его партии. Годом ранее политик был вынужден подать в отставку из-за обострившегося язвенного колита, но продолжал активно участвовать в политической жизни страны. Выступление шло по плану: возле станции Ямато-Саидайдзи собралось немало сторонников бывшего премьера. Внезапно раздались два выстрела и крики. Раненый Абэ упал. Несколько часов спустя он скончался от полученных ранений в местной больнице.
Полицейские сразу схватили нападавшего — 41-летнего Тэцую Ямагами. Он сознался, что хотел отомстить Церкви объединения — религиозной секте, которая разорила и разрушила его семью. Мать Ямагами вступила в секту в 1990-е и пожертвовала ей около 100 миллионов иен (около 750 тысяч долларов), унаследованный участок земли и дом, в котором жила с тремя детьми, а в 2000-х окончательно обанкротилась. Ямагами винил во всех бедах семьи Церковь объединения, но поскольку до ее верхушки добраться не мог, решил убить Абэ. Накануне убийства он написал письмо местному журналисту, в котором рассказал свою историю и признался: «Абэ сам по себе мне не враг. Он просто один из самых влиятельных сторонников Церкви объединения». К сожалению, журналист обнаружил письмо в своем почтовом ящике лишь через пять дней после произошедшего.
Убийство бывшего премьера стало сильным шоком для японского общества. Но не меньше японцев потрясло то, что Ямагами оказался прав: секта глубоко проникла в правящие элиты страны.
Секта имени «третьего Адама»
Церковь объединения была основана в 1954 году корейским проповедником Мун Сон Мёном (при рождении Мун Ён Мён). Мун рассказывал последователям, что, когда ему было 15 лет, к нему явился Иисус Христос и велел продолжить его дело по установлению Царства Божьего на земле.
Проповедник уверял: в Эдеме Ева изменила Адаму с дьяволом, поэтому Иисусу было поручено искупить грехи человечества, но он смог сделать это только частично — духовно, но не физически, поскольку умер до того, как успел создать «идеальную семью». И вот ему, Мун Сон Мёну, выпало примирить все религии и завершить начатое Иисусом, став его «вторым пришествием» и «третьим Адамом»
Таким образом, учение секты во многом сводилось к поклонению своеобразной «троице»: богу и «истинным родителям» — Муну и его супруге Хан Хакче.
У пары родились 14 детей, но приверженность основателя секты и его окружения семейным ценностям нередко подвергалась сомнениям. Муна подозревали в организации оргий и изнасилованиях, а также измене жене — его внебрачного ребенка якобы отдали на воспитание в семью корейских последователей секты. Бывшая жена одного из сыновей Муна выпустила книгу, в которой обвинила супруга в домашнем насилии, алкогольной и наркотической зависимости, а также небрежном отношении к своим детям.
Церковь объединения регулярно критиковали за промывание мозгов, агрессивное выбивание пожертвований и сомнительные ритуальные практики, в том числе коллективные бракосочетания, в которых пары иногда не просто не знали друг друга, но еще и не говорили на одном языке.
При этом секта всячески старалась подчеркнуть именно семейную компоненту своих учений, в том числе в названии аффилированных юридических лиц. Хотя в основном ее знают именно как Церковь объединения (или мунитов — по имени основателя), секта то и дело меняла свое название. Сейчас она, например, зарегистрирована как Федерация семей за объединение и мир во всем мире.
Еще одним важным элементом учения Муна были антикоммунистические взгляды. После Второй мировой войны он подвергался преследованиям со стороны коммунистических властей в Корее и даже неоднократно оказывался в тюрьме — этот факт его биографии позволил Муну предстать перед последователями «мучеником». В 1968 году он учредил политическое крыло своей секты — Международную федерацию за победу над коммунизмом.
Антикоммунистическая повестка Церкви объединения нашла живой отклик в США и открыла Муну двери в самые высокие кабинеты. В 1970-х он встретился с президентом Ричардом Никсоном, жестким противником коммунизма, и открыл штаб-квартиру в одном из старейших небоскребов Нью-Йорка. Мун вообще проповедовал, что именно Соединенным Штатам уготована мессианская роль в свержении коммунизма, а холодная война была не чем иным, как войной между богом и дьяволом.
К 1980-м секта достигла расцвета: несколько миллионов последователей по всему миру, тесные связи с политическими элитами в различных странах и массовое бракосочетание 2075 пар на нью-йоркском стадионе Мэдисон-сквер-гарден.
Но потом число сторонников Церкви объединения стало постепенно снижаться. В секте уверяют, что и сейчас у нее по-прежнему миллионы последователей, тогда как наблюдатели называют более скромные цифры: от 100 до 200 тысяч.
Агрессивная тактика сбора средств помогла Муну и его окружению существенно обогатиться. После его смерти в 2012 году вскрылось, что на щедрые пожертвования своих последователей Церковь и аффилированные с ней организации построили многомиллиардную бизнес-империю: более дюжины компаний, занимающихся строительством, частной медициной, туризмом, торговлей автомобилями, морепродуктами и даже оружием. Связанным с мунитами структурам также принадлежали профессиональный футбольный клуб, балетная школа в Корее, университет в Коннектикуте, американская консервативная газета The Washington Times и информационное агентство United Press International.
Секта продолжила свое существование и после Муна, но раскололась на отдельные конкурирующие фракции, утратив влияние. Вдова основателя Хан Хакча сохранила номинальное лидерство и позиционирует себя как «мать мира».
Чувство плеча и жажда денег
Хотя Мун делал ставку на продвижение своей секты в США, наиболее плодородной почвой оказались не Штаты и даже не Южная Корея, а соседняя Япония. Сейчас там проживает больше всего последователей Муна, и их пожертвования стали главным источником финансирования Церкви объединения — Япония за последние несколько десятилетий превратилась буквально в банкомат для корейской секты.
Ошеломительному успеху секты в Японии во многом способствовали ровно те же антикоммунистические взгляды, что подкупили администрацию Никсона
В 1950-е японская правящая элита, как и американская, была охвачена ужасом перед «красной угрозой». Этим и воспользовался Мун, который вскоре после основания секты принялся за ее продвижение в Японии. Уже в 1964 году Церковь объединения получила статус религиозной корпорации и открыла штаб-квартиру в престижном районе Токио.
Считается, что обосноваться в Японии секте помог бывший премьер-министр страны, дед Синдзо Абэ по материнской линии Нобусукэ Киси, который также разделял антикоммунистические взгляды. На протяжении 1970-х Киси регулярно посещал мероприятия Церкви объединения и жил по соседству с ее штаб-квартирой. С членами секты встречались и другие представители японских правящих элит, включая отца Абэ — Синтаро Абэ, который в 1980-х возглавлял министерство иностранных дел.
Теракты леворадикальной Красной японской армии в 1970-1980-х привели к всплеску антикоммунистических настроений в Японии и лишь укрепили влияние секты. Пропаганда семейных ценностей совпадала с консервативной идеологией Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ), которая практически бессменно руководила страной: в оппозицию ее пришлось уйти всего лишь дважды — в 1993-1994 и 2009-2012 годах.
Кроме того, сотрудничество с представителями Церкви объединения отвечало электоральным интересам японских политиков-консерваторов, отмечает Владимир Нелидов, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России и научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН. Чтобы избраться на должность или удержать уже полученный мандат, японские политики стараются расширить базу поддержки и «подружиться» с максимальным количеством профсоюзов, соседских и общественных организаций.
«Особенно ценный союзник в этом плане для любого политика — это религиозная организация, — объясняет Нелидов. — Как правило, "новые религии" довольно дисциплинированны, их рядовые члены будут голосовать за тех, за кого им скажут голосовать лидеры общины». Потому сотрудничество с Церковью объединения стало для японских политиков своего рода тактическим союзом.
Особую роль сыграли и культурные особенности Японии. Для мировоззрения жителей страны характерен синкретизм двух религиозных течений: буддизма, завезенного полторы тысячи лет назад из Китая, и синтоизма — исконной политеистической, во многом языческой религии. Японцы не видят противоречий между двумя религиями и следуют ритуалам то одной, то другой исходя из ситуации: например, свадьба проводится по синтоистским обычаям, а похороны — по буддистским.
При этом, как отмечает Нелидов, большинство японцев не особенно религиозны, все синтоистские и буддистские ритуалы для них не более чем традиция. Но есть исключения — так называемые новые религии: секты и культы разного толка, среди которых и Церковь объединения. По словам востоковеда, часто японцы вступают в эти сомнительные организации, чтобы обрести «чувство локтя».
И Церковь объединения эту жажду «чувства локтя» умело капитализировала, вымогая у последователей, таких как мать Ямагами, колоссальные суммы денег. Например, один из японских членов секты рассказал журналистам, что за 40 лет пожертвовал на ее нужды более 100 миллионов иен (свыше 750 тысяч долларов). Еще один прием мунитов — навязывание покупки мистических товаров — фигурок или ваз, которые якобы позволяют снять древние проклятья и искупить грехи предков (в том числе за оккупацию Корейского полуострова в первой половине XX века).
Группа из 300 японских адвокатов, представляющих интересы жертв секты, заявила, что с 1984 года получила более 340 тысяч обращений с требованием вернуть отнятые Церковью объединения средства на общую сумму более 120 миллиардов иен (свыше 900 миллионов долларов).
В сетях секты
Историй, подобных Ямагами, в Японии бесчисленное множество. Журналист, который получил то самое письмо от убийцы Абэ, регулярно писал репортажи о детях членов религиозных сект и пережитых ими тяготах. Связи ЛДПЯ с Церковью объединения по большому счету тоже секретом не были. Правда, об этом редко писали официальные СМИ. Тема практически не обсуждалась за пределами интернет-форумов, где обрастала конспирологическими теориями, но широкой аудитории была практически незнакома — разве что отдельным исследователям-японистам.
Поэтому факты, вскрывшиеся в результате внутреннего расследования ЛДПЯ, оказались по-настоящему сенсационными. Выяснилось, что почти половина депутатов парламента от правящей партии — 179 из 379 человек, а также по меньшей мере пять членов кабинета министров были так или иначе связаны с Церковью объединения.
Речь, конечно, шла не об искреннем следовании догмам Муна, а, как правило, о встречах с представителями секты в Японии, участии в их мероприятиях и получении пожертвований и иных видов помощи. Премьер-министр Абэ в 2006 году направил поздравления очередному коллективному бракосочетанию мунитов, а в 2021 году, уже после отставки, вместе с Дональдом Трампом и другими консервативными политиками выступил с видеообращением на конгрессе Федерации за всеобщий мир, высоко оценив ее верность семейным ценностям. Эта организация, как нетрудно догадаться, была аффилирована с Церковью объединения.
СМИ обнаружили, что секта годами пыталась проникнуть в институты правящей партии, отправляя своих последователей работать в качестве волонтеров или полноценных сотрудников на избирательных кампаниях, в том числе брата Абэ и министра обороны Нобуо Киси.
Более того, вскоре после того, как Абэ впервые занял премьерское кресло в 2006 году, Мун велел своим подопечным сблизиться с окружением нового японского лидера. И хотя уже в 2007 году Абэ был вынужден уйти в отставку, в 2010 году, когда он находился в оппозиции, представителям Церкви объединения удалось организовать с ним личную встречу. Японский политик, как считается, продолжал сотрудничать с сектой даже после смерти ее основателя, получал от мунитов пожертвования и привлекал их к мобилизации избирателей перед парламентскими выборами.
Разгоревшийся скандал омрачил проходившие в сентябре государственные похороны Абэ, посыпались и рейтинги нынешнего премьер-министра Фумио Кисиды и его кабмина. Череда разоблачений вынудила некоторых политиков подать в отставку, а Кисида публично извинился за связи своей партии с сектой.
В ноябре в Японии началось расследование в отношении Церкви объединения, в том числе ее сомнительной практики по сбору пожертвований. Ее обязали выплатить по меньшей мере 1,4 миллиарда иен в качестве компенсаций по 22 гражданским искам, а в январе представителей секты могут уже в третий раз вызвать на допрос. По итогам разбирательства, вероятно, секту лишат законного статуса в Японии.
Но жертвы и противники секты на этом не остановятся: около 200 тысяч человек поставили свои подписи под петицией на Change.org, требуя распустить Церковь объединения — один из самых больших показателей за всю историю работы платформы на территории Японии.
Для Либерально-демократической партии Японии этот скандал вряд ли обернется совсем уж трагичными последствиями, полагает Нелидов.
В оппозиции попросту нет политической силы, которая могла бы стать серьезной альтернативой ЛДПЯ, а значит, говорить о ее крахе не приходится. «Худшее, что может произойти, — если этот скандал продолжат раскручивать и в ближайшем будущем, через несколько недель или через несколько месяцев Кисида уйдет в отставку, а вместо него придет кто-то еще. Но это опять-таки будет премьер-министр из ЛДПЯ», — предположил японист.