Серпом по тестикулам, пулю в лоб: зоозащитники осудили новый закон о животных: Новости экологии ➕1, 01.12.2022
Почему обязательное чипирование — хорошо, а обязательная кастрация не сработает
Три новых законопроекта были внесены депутатами Курултая — парламента республики Башкортостан. Первый — предлагает ввести обязательную стерилизацию домашних животных. Второй — обязательную маркировку (чипирование). Третий — относит вопрос регулирования численности бездомных животных, находящихся за пределами населенных пунктов, к сфере действия закона «О животном мире» (№ 52-ФЗ) и разрешает их уничтожение.
Спикер парламента Башкортостана Константин Толкачев настаивает, что действующий закон «Об ответственном обращении с животными» (N 498-ФЗ) не в состоянии сдержать рост численности бездомных животных и предупредить случаи нападения агрессивных особей на людей. «Безнадзорные собаки в лесных массивах возле городов и деревень быстро дичают, объединяются в стаи. С 2020 года в республике одичавшие собаки уничтожили 38 косуль и двух лосей. Имея повадки диких животных, они нападают на домашнюю птицу и мелкий рогатый скот, наносят ущерб сельским жителям и угрожают их безопасности», — объясняет свою позицию Толкачев.
Закон «Об ответственном обращении с животными» вступил в силу в декабре 2018 года. В 2020 году к нему были приняты поправки, установившие, что единственным основанием для эвтаназии животного является его неизлечимая болезнь. Эти же поправки ввели новую схему обращения с бездомными животными, так называемую ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск). До этих поправок в законодательстве не содержалось запрета на умерщвление отловленных на улице особей, против чего активно выступали зоозащитники.
Опрошенные Plus-one.ru представители зоозащитных организаций из трех инициатив депутатов Башкортостана поддерживают только чипирование питомцев, поскольку оно позволяет сразу установить информацию о владельце животного: в микрочип, внедренный под кожу питомца, записываются паспортные данные, имя и контакты собственника, которые заносятся в специальную базу.
В отличие от чипирования, требование введения обязательной стерилизации вряд ли позволит решить проблему бездомных животных, считают зоозащитники. «Идея хорошая, но абсолютно утопичная. Реализацию этого предложения абсолютно невозможно контролировать: УЗИ, например, не показывает, стерилизовано ли животное. А масштаб распространения всяких фальшивых справок мы наглядно видели, когда граждане покупали сертификаты о вакцинации от COVID-19», — говорит президент благотворительного фонда «Забытые животные», юрист Анастасия Комагина.
С ней соглашается пресс-секретарь общественной организации «Голоса за животных» Людмила Зайцева: «Важная проблема, с которой мы столкнулись после принятия ФЗ 498, — это недобросовестная стерилизация, когда животному делают надрез, но по факту оно сохраняет способность рожать. Это подрывает доверие людей и вообще всю идею ОСВВ, поэтому над ветклиниками нужно ввести серьезный контроль», — отмечает Зайцева. По ее словам, в случае принятия законопроекта об обязательной стерилизации также понадобится вести просветительскую работу с населением и внедрять стимулирующие льготы для тех, кто не может оплатить операции для своих питомцев. «Иначе работать ничего не будет, а только вызовет непонимание и негатив», — уверена Зайцева.
Почему нельзя разрешать уничтожать бродячих животных
Юрист общественной организации «Голоса за животных» Наталья Богачева отмечает, что прямо про отстрел в законе «О животном мире», под действие которого депутаты Башкортостана предлагают передать бездомных животных, речи не идет, зато в нем говорится об «уничтожении», какими бы способами оно ни проводилось.
«Формулировка в новом законопроекте очень общая, под нее могут попасть вообще любые безнадзорные животные без хозяина вне населенных пунктов. Но как будет определяться степень „одичалости“ животного при встрече? Если оно оскалилось и залаяло, испугавшись незнакомого человека, — значит, дикое? И где те самые „пределы населенных пунктов“, за которыми будет разрешен отстрел? Если ваш дачный участок находится на границе леса, а собака порой выбегает прогуляться за пределы участка — значит, она станет мишенью?» — задается вопросами Богачева. По ее мнению, возвращение к практике убийства животных, от которой с таким трудом отказались несколько лет назад, может развязать руки чиновникам на местах, которым проще нанять службу отстрела, чем строить приюты и проводить просветительскую работу.
В 2020 году, по оценкам американской компании Mars Petcare, в России насчитывалось около 63,5 млн домашних собак и кошек (кошек — 40,8 млн, собак — более 22,6). Численность бездомных животных достигла 4,1 млн, из которых 3,2 млн — кошки, 735 тыс. — собаки, а 144 тыс. — питомцы в приютах. Уровень отказа от домашних животных в России составляет 26% и близок к мировому (28%).
В последние годы участились случаи нападения бездомных животных на людей, которые вызывали взрыв общественного негодования. В конце января 2022 года стая бродячих собак загрызла семилетнюю девочку в селе Домна (Забайкальский край). Также собаки нападали на детей в Саратовской и Самарской областях. Местные власти заявляли, что законодательство не дает им права уничтожать агрессивных животных.
Анастасия Комагина из фонда «Забытые животные» настаивает, что проблема проникновения бездомных собак в сельхозугодья, о которой говорят депутаты Башкортостана, — прямое следствие применения неэффективной схемы ОСВВ. Этот метод, по ее мнению, «узаконивает и увековечивает» бездомность и безнадзорность собак в населенных пунктах. Она настаивает, что нужно менять подход к обращению с беспризорными животными: в частности, вводить безвозвратный отлов как основной метод решения проблемы, поддерживать развитие системы приютов, а также вводить льготную стерилизацию животных, особенно в группах рисках — малоимущих семьях.
«Пока действующий закон отражает лишь одну точку зрения — самую крайнюю, якобы самую гуманную, но на деле затратную и неэффективную. В противовес ему неизбежно будут множиться противоположные, тоже крайние предложения, как от депутатов Башкортостана. Но они, как и всеобщая стерилизация и кастрация, не имеют шансов на прохождение в Думе, так как вызовут резкую общественную реакцию», — уверена Анастасия Комагина.
В отличие от Комагиной эксперты организации «Голоса животных» считают, что система ОСВВ вполне рабочая, необходимо только жестче контролировать ветклиники, где проводится стерилизация.
Как в мире решают проблему бездомных животных
Отказаться от системы ОСВВ и перевести бродячих собак в приюты в 2021 году попытались власти Турции, после того как двое питбулей серьезно покусали четырехлетнюю девочку. Однако реализовать эту задумку, инициированную президентом страны, не удалось: приюты были не готовы к такому числу животных, некоторые собаки погибли, и зоозащитники запустили масштабную протестную кампанию. Дебаты по поводу отказа от системы ОСВВ в Турции снова разразились в ноябре 2022 года, после того как от бешенства скончался десятилетний мальчик, покусанный бездомной собакой.
Программа отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска также применяется в Индии, где насчитывается одна из крупнейших в мире популяций уличных собак — более 35 млн. Хотя система действует с 2001 года, число бродячих псов не уменьшается — причина та же, что и в России: недобросовестная кастрация.
В Нидерландах, в отличие от Турции и Индии, система ОСВВ оказалась действенной, и в 2019 году стране удалось полностью решить проблему бродячих псов. Обязательная бесплатная кастрация всех собак в стране была введена в 2016-м. Кроме того, власти ужесточили закон — оставление животного на улице может обернуться штрафом в несколько тысяч евро. Вместе с тем в стране ввели высокие налоги для тех, кто хочет купить собаку, а не взять ее из приюта.
В странах Восточной Европы к бездомным животным относятся не так гуманно: в частности, масштабные поимки и убийства бродячих псов практикуются в Румынии.
В США приюты пользуются эвтаназией как способом сократить число бездомных особей. В 1970-х таким образом каждый год уничтожалось 13,5 млн животных. В ряде штатов активистам удалось добиться изменений: если в 1971 году приюты в Лос-Анджелесе ежедневно умерщвляли около 300 особей, то в 2018-м — не более 10.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Маргарита Фёдорова
]]>