Войти в почту

Модель поддержала революцию в Мьянме со сцены конкурса красоты. Как она восстала против зверств хунты?

В феврале 2021 года в Мьянме случился государственный переворот, в результате которого к власти пришла военная хунта. Он произошел спустя несколько месяцев после того, как на выборах победила возглавляемая главой МИД Аун Сан Су Чжи партия «Национальная лига за демократию», и вызвал масштабные протесты. На улицы вышли рабочие, студенты, медики, учителя, буддистские монахи и знаменитости. Они выступали против нового, названного ими террористическим режима и подверглись жестоким избиениям, арестам и убийствам. Среди противников хунты оказалась победительница конкурсов красоты, модель Хан Лэй. Девушка одной из первых поддержала революцию и публично раскритиковала власть, из-за чего ей пришлось покинуть родину и просить политическое убежище. Однако, несмотря на угрозы и статус изменницы родины, бирманка не отреклась от своей позиции и решила продолжить борьбу за демократию. Что стало с Лэй после ее оппозиционной речи на сцене — в материале «Ленты.ру».

Модель поддержала революцию в Мьянме со сцены конкурса красоты. Как она восстала против зверств хунты?
© Lenta.ru

«Новая глава, новая жизнь и новый человек»

«Пока я выступаю на этой сцене, в моей стране гибнут люди…» — данные слова прозвучали из уст бирманской модели Тау Нандар Аунг, известной как Хан Лэй, на международном конкурсе красоты Miss Grand International 27 марта 2021 года в Таиланде. Произнесенная со слезами на глазах речь попала в заголовки мировых СМИ по нескольким причинам. Во-первых, организаторы подобных мероприятий и их участницы стараются держаться в стороне от политики. Например, представительница Камбоджи открыто призвала со сцены поклонников не вмешиваться в дела властей.

Во-вторых, к тому моменту в Мьянме (ранее Бирма) уже почти два месяца бесчинствовала захватившая власть в стране военная хунта. Сообщалось о десятках погибших граждан, арестах детей, сексуальном насилии над женщинами и приговорах звездам к тюрьме по обвинениям в подстрекательстве к «распространению информации с целью повлиять на государственную стабильность».

Лэй понимала, что высказывание со сцены скорее всего подвергнет ее жизнь опасности, однако сочла, что как публичный человек не может поступить иначе. Стоит отметить, что главная награда бирманке не досталась, но она попала в Топ-20 и поблагодарила организаторов за то, что ей дали возможность высказаться.

После резонансного выступления 23-летняя королева красоты начала получать угрозы в соцсетях. И хотя прямых угроз от властей не поступало, на родину девушка решила не возвращаться, чтобы избежать ареста.

«Мне писали, что, если я вернусь, меня ждет тюрьма. (...) Я беспокоюсь о своей семье и собственной безопасности, потому что много высказывалась о военных и ситуации в Мьянме. Мои друзья посоветовали мне не приезжать», — рассказывала Лэй в интервью «Би-би-си».

Опасения модели и ее близких оказались не напрасны. В сентябре 2021 года оппозиционерке заочно предъявили обвинение в государственной измене и подстрекательстве к мятежу, максимальное наказание по которому — 20 лет тюрьмы.

Лэй оставалась в Таиланде около полутора лет. Осенью 2022 года она покинула свое убежище ради короткой поездки во Вьетнам, а по возвращении в международный аэропорт Бангкока столкнулась с угрозой депортации. Иностранку задержали представители местной иммиграционной службы, заявив, что ее документы недействительны. По мнению заместителя директора азиатского подразделения правозащитной организации Human Rights Watch Фила Робертсона, ситуацию спровоцировала хунта, которая подобным образом хотела добраться до оппозиционерки.

Однако модели удалось ускользнуть от властей. Верховный комиссар ООН по делам беженцев и посольство Канады в Таиланде помогли ей получить политическое убежище и спешно покинуть Азию. Уже в Канаде Лэй заявила, что продолжит борьбу: «Новая глава, новая жизнь и новый человек. Я сделаю все возможное, чтобы помочь моей любимой Мьянме и ее народу».

«Однажды он пошел за кофе и его застрелили»

Королева красоты и популярная блогерша Хан Лэй была одной из первых публичных персон, которые отреагировали на военный переворот на родине. В тот же день, 1 февраля, она опубликовала в своем Instagram-аккаунте (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена) пост с призывом молиться за страну. При этом к публикации девушка прикрепила фотографии женщины, которую она называет лидером-матерью и своей вдохновительницей. 76-летняя Аун Сан Су Чжи — лауреат Нобелевской премии мира, глава правящей на момент переворота партии «Национальная лига за демократию», государственный советник и глава МИД. Во время переворота ее вместе с президентом страны задержали военные.

Хунта предъявила женщине-политику обвинения как минимум в 18 преступлениях, от взяточничества до нарушений на выборах. Если ее признают виновной по всем пунктам, ей грозит почти 200 лет тюрьмы

Аккаунты Лэй в социальных сетях превратились в поле для высказываний против насилия хунты. Глянцевые фото с мероприятий и конкурсов красоты на ее страницах чередуются со снимками с протестов, в которых она участвует. А фотографии в купальниках — с критическими заметками о преступлениях военных, которых она называет террористами.«Бирманские военные совершили множество похищений, пыток и убийств. Помните, что они никогда не будут представителями законной власти, а останутся убийцами, которые лишили жизни тысячи мирных жителей, выступающих за демократию!» — писала модель под фото с поднятыми вверх указательным, средним и безымянным пальцами. Этот жест стал символом сопротивления установившемуся режиму в стране.

Позднее Лэй рассказала в Facebook (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена), что в округе Магуэ хунта убила 46-летнего сельского учителя математики У Со Тун Мо, который после переворота начал работать в школе, спонсируемой подпольным правительством Мьянмы. На приложенном к посту кадре видно, как бандиты отрезали учителю голову и нанизали ее на прутья школьного забора. Отрезали ему и те самые три пальца на руке, бросив их между его ног.

«Тун Мо понимал, что его может ждать, если он попадет в руки хунты. Но, несмотря на это, он отважился преподавать в этой школе и был добр к своим ученикам», — рассказала коллега погибшего изданию The Irrawaddy. Один из местных жителей пояснил журналистам, что военные убили мужчину таким ужасным способом, чтобы внушить страх другим учителям и детям, а также запугать группы сопротивления.

За поддержку «весенней революции», как стали называть прокатившиеся по стране протесты, были приговорены к тюрьме многие звезды. Среди них — четырехкратный обладатель «бирманского "Оскара"», актер и режиссер Лу Мин и одна из самых высокооплачиваемых в Мьянме актрис Эайндра Чжо Зин вместе с супругом — лауреатом местных кинопремий Пяй Ти Оо.

На своей странице Лэй рассказала о задержании известного актера и певца Паинга Такхона, который входил в десятку лучших артистов по версии издания The Myanmar Times. Такхон получил срок в три года, а его аккаунт с миллионом подписчиков в Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена), где он критиковал действующую власть, удалили.

Под арестом оказались и сокурсники королевы красоты, а один из ее друзей был убит. «Он даже не протестовал. Однажды вечером он пошел в кафе, чтобы выпить кофе, и его застрелили», — вспоминала Лэй, беседуя с журналистами.

Девушка не единожды пыталась публично призвать на помощь мировую общественность. Публично высказавшись сама, она просила участниц из других стран распространить информацию о преступлениях на ее родине. Модель дала интервью крупным зарубежным изданиям и телеканалам, таким как «Би-би-си», KBS, CNN, пытаясь достучаться до иностранных политиков. «Это преступления против человечества, поэтому мы хотим, чтобы ООН приняла срочные меры», — говорила она.

Помимо этого, Лэй приняла участие в акции «синих рубашек» в поддержку политзаключенных, которая получила свое название благодаря бирманскому журналисту, писателю и поэту Вин Тину.

Сооснователь Национальной лиги за демократию Тин 19 лет провел в тюрьме. Там он подвергался пыткам, о чем рассказал в мемуарах под названием «Что это? Человеческий ад». В тюрьме он перенес два инфаркта, лишился яичка и потерял зубы в результате избиения. Журналиста каждый год убеждали отречься от своих взглядов и покинуть партию, в ответ он лишь молчаливо улыбался.

После освобождения бирманец до самой смерти в 2014 году продолжал носить синие тюремные рубашки в знак солидарности с теми, кто все еще оставался в заточении. «Когда меня выпустили, за решеткой находилось около 500 политических заключенных. Я сказал, что буду ходить в этой одежде до тех пор, пока их тоже не освободят», — объяснил он свою позицию в комментарии «Би-би-си».

По данным Ассоциации помощи политзаключенным Мьянмы, по состоянию на октябрь 2022 года в тюрьмах оказались около 16 тысяч политзаключенных, почти 2400 человек были убиты. Среди жертв — более 240 детей

Желая помочь единомышленникам, Лэй активно организовывала сборы пожертвований пострадавшим, публиковала военные сводки и призывала к борьбе с геноцидом.

«За каждой успешной женщиной стоят ее собственные усилия»

Хан Лэй любит играть в баскетбол, петь и стрелять. Она не боится высказывать свое мнение и открыто восхваляет женскую красоту и силу. Бирманка изучала клиническую психологию в Рангунском университете, расположенном в бывшей столице Мьянмы — городе Янгоне. Она работала волонтером в психиатрическом центре, освоила китайский и английский языки, получила сертификат визажиста, а также стала обладательницей главного титула на конкурсе Miss Grand Myanmar 2020.

«За каждой успешной женщиной стоят ее собственные усилия», — объяснила Лэй. По словам модели, глядя на свою мать, она поняла, что может добиться большего, чем просто стать домохозяйкой. «Дорогие девушки, карьера должна быть у вас на первом месте. Это не эгоизм, это необходимость», — обращалась Лэй к фанаткам.

Патриархальные устои на ее родине по-прежнему определяют женщину как человека «второго сорта», и удерживающие власть силовики разделяют эти взгляды. По подсчетам Всемирного экономического форума за 2021 год, в стране наблюдался высокий индекс гендерного разрыва. По уровню равноправия государство находится на 109-м месте из 156, а домашнее насилие там остается декриминализированным.

Мьянму около полувека терзали военные хунты, а женщины подвергались жестоким издевательствам. По данным ООН, солдаты отдавали мусульманок-рохинджа в сексуальное рабство и устраивали групповые изнасилования. В сексуальных домогательствах к женщинам были замечены и военные, пришедшие к власти в 2021 году.

У «весенней революции» в Мьянме в целом женское лицо. Четыре бирманки из пяти выступают против власти хунты. А Движение гражданского неповиновения — одно из первых протестных движений в стране — возникло в медицинской среде и быстро распространилось на школы, основные сотрудники которых — женщины.

Объединившись, женщины Мьянмы решили сыграть на суевериях противоположного пола: они устроили так называемую революцию саронгов — развесили на улицах женский вариант национальной одежды хтамейн. Считается, что, если мужчина прикоснется или пройдет под нарядами, прикрывающими нижнюю половину женского тела, он утратит свою силу.

Первой жертвой «весенней революции» тоже была девушка — 19-летняя сотрудница продуктового магазина Мья Све Све Кхан, которая вышла на протест в футболке с надписью «Все будет хорошо». Молодую бирманку ранили в голову 9 февраля, когда власти открыли огонь по протестующим в столице Мьянмы.

Согласно медицинской экспертизе, снаряд с цельнометаллической оболочкой пробил ее мотоциклетный шлем и череп, хотя хунта утверждала, что по демонстрантам стреляли только резиновыми пулями. Гибель девушки сплотила протестующих, и они начали выходить на улицы, держа в руках плакаты с ее изображением. «Продолжайте бороться против режима, — обратилась к согражданам после трагического инцидента сестра погибшей. — Продолжайте бороться, пока он не будет полностью искоренен. И я хочу, чтобы об этом узнал весь мир. Я хочу, чтобы весь мир нам помог».

***

После того как Хан Лэй оказалась в Канаде, она наконец почувствовала себя в безопасности. Ранее организаторы конкурса Miss Grand International, финалисткой которого она стала, предложили ей должность в своей компании. На вопросы журналистов, повлияли ли невозможность вернуться домой, статус изменницы родины и вынужденный поспешный переезд в Канаду на ее взгляды, она ответила подобно лидеру «синих рубашек» Вин Тину. По словам модели, она лишь укрепилась в убеждениях о том, что каждому человеку нужна свобода.

Lenta.ru: главные новости