Блюз второй "пятилетки": почему хандрит Эмманюэль Макрон
На этой неделе исполнилось ровно полгода с момента избрания Эмманюэля Макрона на второй президентский срок. Тогда французский лидер пообещал, что в ходе своего второго пятилетия во главе страны постарается "быть президентом для всех".
При этом все это время реальность неизменно опровергала замыслы. Даже в апрельский вечер переизбрания главы государства вопреки сценарию не сверкала своими огнями Эйфелева башня. Спустя несколько недель на июньских парламентских выборах президент лишился собственного большинства голосов в ключевой палате — Национальном собрании. Теперь для каждого законопроекта центристскому кабинету, который возглавляет Элизабет Борн, приходится искать союзников на скамьях праволиберальной партии "Республиканцы", чтобы не оказаться при голосовании в меньшинстве.
Фронда в собственных рядах
Авторитет президента сегодня не бесспорен даже в собственном политическом лагере. На протяжении всех шести месяцев, прошедших с момента его переизбрания 24 апреля, Макрону приходится постоянно бороться, чтобы сохранить влияние и авторитет, в том числе и в стане сторонников.
В июле глава парламентской фракции правящей партии "Ренессанс" (ранее "Вперед, Республика!") Орор Берже не послушалась президента, поручившего ей обеспечить избрание на пост спикера своего близкого соратника Ролана Лескюра. Вместо этого она предпочла поддержать кандидатуру Яэль Брон-Пиве, которая стала, таким образом, первой женщиной за председательским столом в Бурбонском дворце. Согласно французскому протоколу, спикер нижней палаты наряду с президентом, премьер-министром и председателем Сената входит в число четырех высших должностных лиц республики.
Аналитик Le Figaro Ив Треар рассуждает о "проклятии второго мандата". Так, генерал Шарль де Голль, основатель Пятой республики, не завершил второй срок и ушел в апреле 1969 года после 11 лет на посту — на три года раньше, чем ему полагалось править по конституции. Социалист Франсуа Миттеран оставался на посту до конца полномочий в 1995 году, но его второй мандат, считают историки, не был отмечен большими свершениями. Популярность Ширака, переизбранного в 2002 году рекордным количеством голосов, затем неуклонно снижалась в ходе второго срока.
Цены и рейтинги
Складывается впечатление, что французы перестали ждать хороших новостей от президента. Его интервью в прайм-тайм France-2 собрало у телевизионных экранов чуть более 4 млн зрителей, достаточно скромную для телеканала аудиторию. Политику президента, избранного в апреле голосами 58,5% избирателей, сегодня, согласно опросам социологической службы Odoxa, поддерживают 38% соотечественников. Утрата влияния наблюдается, прежде всего, в рядах сторонников левых партий.
Причину падения популярности социологи объясняют недовольством французов тем, что власти принимают недостаточные меры в борьбе против инфляции. По данным статистики, цены на продовольствие к сентябрю поднялись на 10%.
Новые времена меняют стиль жизни французов. Не менее 67% опрошенных Odoxa заявили, что стремятся экономить электроэнергию; 54% внесли изменения в свой продовольственный рацион, 53% — в планирование отпуска и развлечений. Более половины французов опасаются, что инфляция будет сильно расти и в течение следующего года.
Рост цен подрывает популярность Эмманюэля Макрона и благоприятствует Марин Ле Пен, остающейся непререкаемым лидером партии "Национальное объединение", бразды правления в которой она только формально уступила соратникам.
Уход в международные дела
При этом отчетливо видно, что внутренней политике президент чаще предпочитает международную. Правда, этот приоритет нередко диктуется событиями, которые действительно требуют его личного участия. Так, конец прошлой недели Макрон провел в Брюсселе на саммите ЕС, начало нынешней — в Риме, чтобы встретиться с Папой Римским Франциском (к которому, по взаимной договоренности, обращается на "ты") и с новым главой правительства Италии Джорджей Мелони.
Макрон стал первым из иностранных лидеров, кто встретился с Мелони в новом для нее амплуа — спустя всего несколько часов после ее назначения премьером. В Елисейском дворце сообщили, что в ходе "прагматичного, конструктивного и откровенного" разговора французский лидер поздравил европейскую коллегу с ее приобретенными обязанностями. Отмечу, что до личной встречи Макрон воздерживался от приветствий новому премьеру Италии, несмотря на поздравления, адресованные ей к тому времени канцлером ФРГ и структурами ЕС.
По мнению французской Le Monde, в Париже с осторожностью отнеслись к "свиданию" с Мелони, однако итальянский политический контекст взял верх над этими соображениями. "Отношения двух стран рискуют оказаться в зоне турбулентности с приходом к власти в Риме евроскептиков и суверенистов", — отметило издание.
Разногласия с Берлином
Позже, 26 октября, французский лидер принимал в Елисейском дворце германского канцлера Олафа Шольца. Париж и Берлин, каждый по отдельности, назвали двухчасовую беседу в Елисейском дворце "дружественной" и "весьма конструктивной". Тем не менее в отсутствие совместной пресс-конференции вежливые формулировки не смогли скрыть очевидные разногласия, заставившие отложить до января намеченное ранее на этот день общее заседание двух правительств.
По мнению наблюдателей, во франко-германские отношения проник не просто порыв холода. Париж и Берлин не могут прийти к общей стратегии для борьбы с взлетом цен на энергорынке. Разногласия простираются и на сферу атомной энергетики, и на европейскую оборонную промышленность. Париж выступает за углубление интеграции в Евросоюзе, тогда как Берлин делает ставку на расширение ЕС на восток Европы в надежде укрепить свою роль в ущерб Франции. "Кажется, между Францией и Германией больше ничего не работает", — заметил обозреватель Le Figaro Патрик Сен-Поль. А один из читателей газеты порекомендовал даже перелистать книгу Филиппа Дельмаса "О будущей войне с Германией" (De la prochaine guerre avec l'Allemagne), вышедшую в Париже в 1999 году.
Соло президента
"Создается впечатление, что президент стоит на месте", — заметил Треар. По его мнению, Макрону не приходится уповать на помощь кабинета министров, так как в команде зачастую не согласны друг с другом (например, ключевые фигуры правительства — премьер Элизабет Борн и глава экономического блока Брюно Ле Мэр — откровенно не ладят).
Сам Макрон, свидетельствуют в его окружении, без остатка отдает свои силы работе. Двойной рабочий день — норма для президента: зачастую он спит всего по два часа. Если к этому не вынуждают поездки, Макрон редко покидает Елисейский дворец в вечернее время в течение рабочей недели. По отзывам окружения, он почти не участвует в светской жизни и, как правило, редко принимает гостей за пределами официальных встреч.
Ночами он просматривает документы, пишет тексты выступлений (хотя редко пользуется конспектом). Помощники могут рассчитывать на свободное время только в период ужина, который с президентом делит его супруга: обычно глава государства довольствуется омлетом, и трапеза не затягивается.
Затем — начиная с 22:30 — Макрон вступает на несколько часов в интенсивную переписку с помощниками. Ночные СМС — самый надежный способ общения с президентом его соратников. Затем в середине ночи наступает время подведения итогов — обычно глава государства сверяет свои часы за бокалом виски Lagavulin с другом — генеральным секретарем Елисейского дворца Алексисом Колером.
Смена парадигмы?
Но даже все более плотное расписание и ночные вахты не позволяют президенту сохранить намеченный график преобразований, с которыми ему хотелось бы (по его заявлениям) войти в историю Франции. Это, прежде всего, касается пенсионной реформы (она призвана поднять возраст выхода на пенсию с 62 до 65 лет — в связи с увеличением продолжительности жизни и планами сокращения социальных расходов). Сейчас все меньше шансов, что реформа будет проведена будущим летом, тем более это вряд ли возможно до конца этого года, как первоначально надеялся ее автор.
Диспропорция между прилагаемыми усилиями и результатами, утверждают местные политические аналитики, сказывается на настроении главы государства. "У президента блюз, он хандрит", — считают в редакции телеканала BFM. Шеф политической редакции канала Филипп Корбе видит несколько причин смены настроений. Во-первых, отсутствие импульса, который существовал в начале первого мандата в 2017 году. У президента больше нет возможности опереться на собственное политическое большинство в парламенте, чтобы продвигать реформы. Кроме того, 44-летний Макрон сознает, что уже не сможет баллотироваться вновь по завершении второго срока полномочий (во Франции быть президентом разрешено не более двух сроков подряд).
Между тем, пока глава государства отсутствовал в Париже, парламент обсуждал на этой неделе сразу две резолюции оппозиции о недоверии кабмину. Теоретически правительство Борн могло бы не опасаться за исход голосования в силу уверенности: правые и левые не станут голосовать вместе. Но власть ждал шок. Глава парламентской фракции "Национального объединения" Марин Ле Пен, основная соперница Макрона на президентских выборах весной, поднялась на трибуну для сенсационного сообщения: ее правая партия поддержит на этот раз резолюцию левых.
Одновременно оппонент номер один Елисейского дворца заявила, что оппозиция не боится роспуска парламента и досрочных выборов. Сам Эмманюэль Макрон в позднем телевизионном интервью в среду дал понять, что не верит в возможность формирования левой и правой оппозициями альтернативного большинства. Ни сегодня, ни завтра.