Войти в почту

Как рухнул последний оплот белых на территории России

В мае 1921 г. во Владивостоке произошел вооруженный переворот. К власти пришли белогвардейские силы, сумевшие вытеснить просоветскую Дальневосточную республику с большей части Приморья. Последний оплот белых на территории России продержался полтора года и рухнул после эвакуации японцев 25 октября 1922 г.

Как рухнул последний оплот белых на территории России
© Konkurent.ru

Еще 19 октября войска ДВР и партизаны подошли к Владивостоку, но дорогу им преградили японцы, затягивавшие время освобождения города, для того чтобы дать остаткам белой армии покинуть город на кораблях.

Узнав о подходе красных, желавшие покинуть город ринулись в порт. «20 октября 1922 г. я вышла посмотреть, как выглядят улицы, – вспоминала американка Элеонора Прей, находившаяся тогда в городе. – Телега за телегой ехали по Светланской, груженные чемоданами, коробками и домашним скарбом, а на самом верху в каждой – женщины и дети, иногда с домашней собачкой. Это было одно из самых печальных зрелищ, какие мне только приходилось видеть: все они бежали, спасая жизнь, на суда, чтобы выбраться из этой страны, где они родились и которой многие из них уже никогда не увидят».

Люди грузились на европейские суда, на зафрахтованные японские и на суда командующего Сибирской флотилией контр-адмирала Старка. «По судну невозможно было передвигаться из-за людей, а широкая главная палуба была так завалена багажом, что не нашлось бы места даже для кошки, – вспоминал один из беженцев. – И было так больно видеть людей, таких напуганных и в таком нервном напряжении. Октябрьское солнце быстро совершало свой круг над этой пестрой толпой, охваченной паникой уезжания».

24 октября последние перегруженные суда вышли из порта и направились в Посьет, Корею и Китай. Больные и раненые отказались оставаться под покровительством американского Красного креста, и их также пришлось эвакуировать в Посьет. Всего из порта вышло 30 судов, на которых стали выдавать по полкружки воды в день. Некоторые не дошли. Так, «Лейтенант Дадымов» затонул на переходе в Шанхай вместе с находившимися на нем 36 молодыми кадетами.

Тем временем на разъезде Седанка японское командование и командование армии ДВР подписали соглашение об очищении от японских войск Владивостока и прилегающих островов не позднее 16 часов 25 октября 1922 г. Белые ждали «Варфоломеевской ночи» со стороны красных, но резни не было, город перешел из рук в руки довольно мирно. Уже в 4 часа утра группа подпольщиков во главе с председателем обкома большевиков Шишкиным заняла здание морского военного ведомства, а в 5 утра на правительственных объектах были вывешены красные флаги. В 15 часов 25 октября рейд Владивостока оставили последние японские корабли.

«В 3 часа в город входит конная разведка из 20 человек, – писала местная пресса. – Разведка вооружена ружьями при двух автоматических. Разведка входит, можно сказать, при мертвой тишине. Офицер и некоторые из солдат народно-революционной армии имеют в руках букеты цветов. Разведка по Китайской направляется к Светланской. Спустя несколько минут за разведкой показывается лошадь с военным, который держит в руках несколько букетов цветов. За ним двое солдат. Далее идет кавалерия. У каждого из бойцов красный бант на груди. Конница входит в город небольшими частями, которые направляются по разным сторонам, сворачивая от Фонтанной в боковые улицы».

А вскоре вошли и главные силы. «25 октября красные промаршировали от Угольной, и переход их был столь быстрым, что не возникло никакого замешательства, – писали очевидцы. – 2-й Нерчинский полк и 67 курсантов школы младшего командного состава 2-й Приамурской стрелковой дивизии – героев Лялитенского боя (в районе села Монастырище), идя во главе колонны 1-й Забайкальской дивизии 5-й армии ДВР, вступили во Владивосток в 16 часов 25 минут. В это же время вошли во Владивосток со стороны Луговой улицы и доблестные приморские партизаны. Весь остаток дня и добрую половину ночи в городе было всеобщее ликование».

Множество народу вышло на улицы встречать освободителей. «Мы, мальчишки, высыпали на главную улицу смотреть на входивших партизан и народоармейцев, – вспоминал будущий капитан дальнего плавания. – Особенно наше внимание привлекли лохматые верблюды, которые шли впереди колонны вступивших. Мы впервые видели этих огромных двугорбых животных».

Наличие верблюдов во главе вошедшей в город колонны объясняется тем, что 1-я Забайкальская стрелковая дивизия пришла с боями именно из Забайкалья, где верблюды являлись полноправными членами боевых порядков. Также в рядах первых вошли в город бойцы батальона первого Волочаевского стрелкового полка второй Приамурской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии. С приходом войск и партизан закончилась всеобщая политическая забастовка, объявленная рабочими города

19 октября. Во Владивостоке вновь появилось освещение. Харбинская газета «Русский голос» писала 27 октября 1922 г.: «Около 12 часов дня 25 октября красные по соглашению с японским командованием начали занятие Владивостока с Первой речки. Последние японские части покинули Владивосток в 4 часа дня, передав красным частям охрану военных грузов. В городе введено военное положение. Порядок поддерживается частями Красной армии. Уборевичем отдан приказ о расформировании партизанских отрядов ввиду окончания борьбы с белыми в Приморье. Образована особая комиссия по учету взятого белыми имущества и разрушений, причиненных японскими войсками в крепостном районе».

Как рассказывал один коллекционер, также входивший с частями НРА в город, по улицам ветер носил тысячи денежных купюр последнего белого правительства, так и не вошедших в оборот и выброшенных кем-то в мешках на мостовую. Трудящиеся города встретили войска митингом и приветствием: «Мы с восторгом приветствуем доблестную НРА, освободившую нас своим неудержимым порывом и героизмом от темной и продажной клики наемников и иностранных хищников. Мы никогда не забудем тот великий исторический день, когда мы ныне вновь воссоединились с Россией».

Глава РСФСР Владимир Ленин также прислал свое приветствие: «Занятие народно-революционной армией ДВР Владивостока объединяет с трудящимися массами России русских граждан, перенесших тяжкое иго японского империализма. Приветствуя с этой новой победой всех трудящихся России и героическую Красную армию, прошу правительство ДВР передать всем рабочим и крестьянам освобожденных областей и города Владивостока привет Совета Народных Комиссаров РСФСР».

7 ноября в городе прошел большой парад. Это было очень длинное шествие по Светланской с сотнями знамен, призывами выпустить кровь из капиталистов и передать власть рабочему классу; и школьники, шедшие тоже, были в неописуемом восторге. Еще 27 октября была упразднена городская Дума, орган местного самоуправления и Земское управление, – власть перешла к Народно-революционному комитету. Символически принародно на площади городской голова Владивостока встретил хлебом с солью и передал ключи от города командарму Уборевичу.

«Владивосток и три южных уезда объявлены приказом Уборевича особой Приморской губернией. Во главе поставлен военно-революционный комитет, в руках которого сосредоточена вся гражданская власть», – писала эмигрантская пресса.

Народно-революционный комитет призывал: «К делу все! Все к спокойствию и единению!»

Первым делом новые власти приступили к подъему вещей, потопленных при спешной погрузке на корабли при отплытии белых и населения: «В настоящее время у пристани Добровольного Флота, где нагружался белыми пароход «Защитник», происходят водолазные работы по извлечению с морского дна разных военных принадлежностей, упавших в море во время спешной погрузки. До сего времени извлечены: автомобиль, кухня, двуколки, много подсумков, полушубки и т. д. Некоторую трудность представляет извлечение с морского дна снарядов, которых также много упало в воду», – докладывали в центр.

Поздно вечером 14 ноября 1922 г. командиры частей НРА ДВР от имени Народного собрания ДВР обратились во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав РСФСР, который через несколько часов 15 ноября 1922 г. ввел республику вместе с Владивостоком в состав РСФСР как Дальневосточную область.

В честь освобождения города Николаевский проспект был переименован в Партизанский, а в 1923 г. ул. Алеутская – в 25-го Октября. В 1994 г. последней вернули ее прежнее название. Постановлением Думы Приморского края № 226 от 24 ноября 1995 г. в соответствии со ст. 109 Устава Приморского края 25 октября был объявлен Днем Приморского края и освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Со временем название праздника сократилось до трех первых слов, а потом и вообще исчезло из календарей.

Юрий УФИМЦЕВ