Что дадут стране новые территории
Россия выиграет от появления новых территорий, причем профит может быть очень существенный, считают эксперты. Но сначала нужно восстановить промышленную и социальную инфраструктуру на освобожденных землях.
Россия стала больше. В состав нашей страны вошли сразу четыре региона: ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области. Последняя, правда, до конца не освобождена, но это дело ближайшего будущего. Что дают присоединенные территории России?
Огромный потенциал
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак уверен: освобождение юго-востока Украины — большой плюс как для России, так и для самих южных территорий.
— Эти регионы имеют шанс стать своеобразной зоной роста, поскольку новые земли требуют не только восстановления экономики, но и серьезных инвестиций. При определенных изменениях экономической модели в России вся эта ситуация может дать колоссальный задел для развития экономики, — уверен экономист.
По мнению Дудчака, включение освобожденных территорий в состав России даст нашей стране контроль над Черным и Азовским морями, превратит Азов в море внутреннее. Это имеет важное геополитическое значение. В частности, резко возрастет безопасность Севастополя, где базируется наш Черноморский флот. Снизится уровень угрозы для Крымского моста.
— Очень важно, что присоединенные земли богаты сельхозугодьями, на них производятся зерновые, что в нынешних условиях имеет решающее значение для обеспечения продовольственной безопасности. Причем не только России, но и всех дружественных ей стран, — рассуждает Дудчак.
По мнению эксперта, имеет все шансы на восстановление и промышленность регионов, несмотря на то что инфраструктура пострадала в ходе боевых действий.
— К счастью, уничтожено не все. Многое из того, что осталось, может быть восстановлено. Причем, что важно, на новой, более современной, технологической основе, — отмечает он. — А еще на освобожденных территориях есть и ценные рабочие руки, и головы. Население этих регионов — квалифицированное и умеющее работать. Люди будут с удовольствием трудиться над восстановлением своих городов и сел, это в их интересах. Взять хотя бы Мариуполь, где действовало предприятие по производству инертных газов, от которого зависели и другие отрасли российской и зарубежной промышленности, например, выпуск компьютерных чипов — продукции, остро востребованной сейчас по всему миру.
Нужна кооперация
— Если взять Херсонскую область, то это преимущественно сельскохозяйственный регион. Причем агропромышленный комплекс развит достаточно серьезно, так сложилось исторически. И херсонским аграриям нужно реализовать свою продукцию, — рассуждает глава ДНР Денис Пушилин. — Немалая часть этой продукции востребована и на территории Донецкой и Луганской народных республик. Эта продукция, если учесть санкции, востребована и в регионах России.
Как, в свою очередь, отмечает кандидат экономических наук Виктор Кудрявцев, на все, что вырастет в Херсонской области, уже имеется очень много желающих.
— Власти Крыма, например, еще в марте заявили, что уже формируют договоренности о поставках продукции. Ведь в Крым ежегодно приезжают до десяти миллионов отдыхающих, и их нужно чем-то кормить, — говорит экономист. — Местные аграрии и пищевая промышленность физически не справляются с таким объемом отдыхающих. Если посмотреть на полки крымских магазинов, то выяснится, что огромная часть продукции доставляется с Кубани и из Ростовской области. Теперь будут привозить еще из Херсонской и Запорожской областей — не через Крымский мост, а по земле. Расстояние, кстати, вполне сопоставимое.
Виктор Кудрявцев убежден, что жители сельской местности на юге бывшей Украины от воссоединения с Россией только выиграют.
— В свое время они фактически потеряли рынок сбыта в Крыму и вообще в России. А он, во-первых, намного крупнее украинского, а во-вторых, намного выгоднее. Россия за продукцию сельского хозяйства способна платить больше, чем Украина, — поясняет эксперт. — Плюс, не будем забывать, наша страна своих сельхозпроизводителей традиционно субсидирует, особенно с 2014 года, когда Запад ввел санкции.
По словам эксперта, благодаря субсидиям производство можно не только модернизировать, но и существенно расширить. Так что у сельхозпроизводителей на присоединенных территориях перспективы вполне оптимистичные. От сложившейся ситуации выиграет и Россия: у нее была одна житница — Кубань, а теперь стало две.
Если учесть, что продовольствие в мире быстро дорожает, то появление новых агропромышленных районов весьма кстати. Они позволят обеспечить продовольственную безопасность страны.
Грядет рост
Правительство России еще весной создало специальный штаб по восстановлению освобожденных территорий. Как сообщил российский вице-премьер Марат Хуснуллин, новая структура объединила все заинтересованные государственные организации.
— Есть не только штаб, но и график восстановительных работ, — говорит вице-премьер. — Российские специалисты, находящиеся на освобожденных территориях, оценивают размер и объем необходимого строительства. Работы полным ходом разворачиваются. Мы построим, восстановим все дороги, все разрушенное жилье. Второй комплекс мер — восстановление экономики. Мы подготовили целый ряд инициатив для того, чтобы как можно быстрее запустить в работу экономику и наладить финансовую систему.
По словам зампредседателя правительства, задачи по восстановлению расписаны буквально по дням до конца года.
— График живой, каждый день занимаемся этими вопросами, — отмечает вице-премьер.
Восстанавливать присоединенные территории будут всем миром. Еще весной ведущие регионы России, включая Москву, взяли шефство над разными городами ЛНР и ДНР.
— Россия решила использовать успешный советский опыт, — поясняет экономист Виктор Кудрявцев. — Когда в апреле 1966 года случилось землетрясение в Ташкенте, город восстанавливал буквально весь СССР. Сотни тысяч квадратных метров построила Москва, сотни тысяч — Украина и Ленинград. «Свои» дома в Ташкенте возвели Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузия, Белоруссия, Киргизия и многие другие республики. И столица Узбекистана стала намного лучше, чем была. Как, кстати, и Грозный. Сегодня это один из самых благоустроенных городов России. Такими же, думаю, скоро станут Мариуполь, Донецк, Волноваха и другие освобожденные города.
Финансист, член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев перспективы интеграции новых регионов оценивает позитивно.
— Опыт мировой экономики показывает, что, когда начинается восстановление после военных действий, происходит экономический рост темпами, превышающими 10 процентов в год, — говорит эксперт. По его мнению, на новых территориях может повториться история второй половины 1940-х: восстановление и рост экономики.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Чирков, доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени Ломоносова:
— С точки зрения экономики, присоединение юга и юго-востока Украины к России очень выгодно. Юго-восток страны — второй после Киева регион Украины по экономическому развитию. Почему ЛНР и ДНР — помимо идеологических и гуманитарных соображений — решили отделиться? Потому что они в состоянии содержать себя сами. Донбасс — это шахты, машиностроение, металлургия, порты. Если все это развивать, в России будет еще один регион-донор. Такой же, как Москва или, скажем, Ямало-Ненецкий автономный округ. Тоже самое касается Херсонской области и юга Запорожья. Здесь может успешно, как на Кубани, развиваться сельское хозяйство.
Главное богатство этого региона — высокоплодородные почвы. Их состав, да и сам местный климат намного лучше, чем в средней полосе России. Неудивительно, что Зеленский, едва придя к власти, принял закон о свободной продаже земель — это один из главных украинских ресурсов. Отдельная история — Азовское море, все побережье которого теперь стало полностью российским. У нас появился огромный рекреационный потенциал. В СССР на Азовском море было множество курортов: Ейск, Таганрог, Бердянск... Там нет такой, как в Крыму, удушающей жары в июле и начале августа. При этом море более мелкое и поэтому всегда теплое. Пляжи почти везде песчаные. Мариуполь же после восстановления может стать идеальным курортом.