Управление верховного комиссара ООН по правам человека подготовило доклад о возможных «преступлениях против человечности» в китайской провинции Синьцзян. Согласно документу, жители региона — особенно уйгуры, казахи и другие меньшинства — регулярно сталкиваются с произвольными задержаниями и жестоким обращением со стороны властей, а многие оказываются в так называемых школах воспитания.
В докладе приводятся свидетельства бывших заключенных, которых избивали электрическими дубинками, пытали (ссылка ведет на заблокированный в РФ BBC) водой и сажали в так называемые стулья-тигры — кресла с фиксацией рук и ног. Сообщения об этом появлялись и ранее — как в СМИ, так и в докладах правозащитников. Почему об этом заговорили в ООН? Комментирует в эфире австралийского ABC антрополог и исследователь уйгуров Адриан Зенц:
«Значение этого доклада не в том, что там говорится что-то новое. Даже наоборот, в документе есть определенные пропуски и умолчания, а доказательства по некоторым из пунктов приводятся весьма скудные. Важно здесь то, что это очень авторитетный доклад, написанный в достаточно консервативной форме. В нем подробно расписаны методология и источники полученной информации. Предполагаю, что документ будет воспринят как условно независимое свидетельство о том, что происходит в провинции Синьцзян, поскольку его составили в ООН, а не в одной из западных НКО. Надеюсь, что публикация приведет к подвижкам на уровне ООН. До настоящего момента организация показывала себя достаточно беззубой на этом направлении».
Доклад был обнародован за считанные минуты до окончания мандата комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет, экс-президента Чили. Как пишет CNN, его выход неоднократно откладывался из-за противодействия Пекина, который всегда отвергал обвинения в притеснении уйгуров. В КНР на публикацию уже отреагировали — как говорится в заявлении, это «политизированный документ, который игнорирует факты и разоблачает намерение западных стран использовать права человека в качестве политического инструмента».
Вот что о масштабах проблемы притеснения уйгуров и вообще о ее наличии рассказывает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Проблема с уйгурами в Китае действительно существует, она исторически складывалась в течение столетий. Большинство из этих людей давным-давно интегрированы в общество, но при этом есть и группы людей, которые действительно являются фундаментальными исламистами, которые представляют собой некую критическую массу, пускай небольшую, но угрожают стабильности в Китае. И Китай создал специальные, как он назвал, «школы перевоспитания», которые американцы называют концлагерями. На самом деле это такие замкнутые компаунды, где людям читают лекции, объясняют политику партии, объясняют, что Китай много вкладывает в развитие, создает новые рабочие места, ну и, как следствие, все-таки за это, по крайней мере, Китай надо любить. И, на мой взгляд, доклад довольно аккуратно оперирует этими цифрами и данными, не занимая однозначно обвинительной позиции. То есть он как раз хочет показать всю сложность проблемы. А, к сожалению, что американская, что часть китайского общества привыкла к простому решению, то есть либо да, либо нет. Либо обвиняют китайцев в нарушении, либо, наоборот, говорят, что все нормально».
Доклад ООН вышел за полтора месяца до важнейшего для Китая внутриполитического события — съезда КПК, на котором Си Цзиньпин надеется обеспечить себе беспрецедентный третий срок. Причин сомневаться, что ему удастся, сейчас нет, но, как пишет Bloomberg, интрига сохраняется по ряду позиций в постоянном комитете китайского политбюро. Вероятно, на съезде сменится как минимум половина состава органа, который контролирует все аспекты внутренней и внешней политики Китая. XX всекитайский съезд компартии начнется 16 октября в Пекине.