Минюст предложил не отправлять предпринимателей под стражу по статьям небольшой и средней тяжести
Министерство юстиции предложило запретить аресты по экономическим преступлениям небольшой тяжести.
Вряд ли кто-то может хотя бы примерно подсчитать, сколько раз в России поднимался этот вопрос. И нельзя сказать, что наши власти ничего в этой области не делали. И по ряду экономических, или так называемых предпринимательских, статей заключать под стражу фигурантов нельзя. И как еще два года назад пояснял Верховный суд, даже если они пытаются скрыться от следствия, но сами преступления небольшой тяжести (до трех лет), то судам нужно думать о как можно более мягком решении. В общем, хороших предложений и их воплощений в законе было много. Как на практике объясняют свои решения судьи, отправляя очередного предпринимателя в изолятор, — рассказывает партнер адвокатского бюро «Падва и партнеры» Александр Гофштейн.
Александр Гофштейн партнер адвокатского бюро «Падва и партнеры» «Очень часто суды пренебрегают, обходят эти запреты. Как правило, используя совершенно невразумительную формулировку о том, что да, конечно, такой закон существует, но он распространяется на тех, кто совершил преступление при осуществлении предпринимательской деятельности. А вот этот конкретный гражданин это преступление совершил не при осуществлении предпринимательской деятельности, а при осуществлении деятельности преступной». Вот так примерно суды формулируют».
В июне президент предложил пересмотреть основания для ареста предпринимателей. Сейчас свои инициативы опубликовал Минюст. Не отправлять под стражу бизнесменов по статьям небольшой и средней тяжести. Если следователь хочет ходатайствовать об аресте по экономическим статьям, то для этого, как предложил Минюст, нужно будет получить согласие прокурора. Еще одна мера — сократить срок предварительного следствия с года до шести месяцев. Все это для того, чтобы бизнесмены имели возможность продолжать свою деятельность.
У гендиректора ростовской агрофирмы «Целина» Виктора Бородаева позиция такова: возможно, основания для претензий к предпринимателям действительно бывают. Но претензии и доказательства — это разные вещи.
Виктор Бородаев гендиректор ростовской агрофирмы «Целина» «Я не думаю, что чисто на пустом месте к ним имеются претензии. Но я считаю, что иметь претензии и иметь доказательства — это разные категории. Не надо трогать, пока не будет доказательств, это я поддерживаю. Ну а в общем-то, в большинстве случаев, когда люди нарушают закон, им надо бояться. Но одного предупреждения никому не хватает. Раз прошло, два прошло, думает: «Да пройдет и в третий раз».
Можно вполне предположить, что инициативы Минюста будут приняты. А вот дальше дело практики — или суды действительно станут мягче, или же будет все происходить как раньше. А как раньше, это, например, данные прошлого года по Москве. Примерно 15% сидящих в столичных СИЗО — бизнесмены. Или почти каждый шестой.