Балканский тупик: к чему может привести конфликт Сербии и Косова и поможет ли сторонам месяц тишины?
Вечером 31 июля на севере Косова вновь прогремели взрывы и раздались звуки выстрелов. Тлеющий конфликт вспыхнул с новой силой, после того как власти Приштины решили заменить автомобильные номера и документы у косовских сербов. Армия Сербии уже была приведена в состояние повышенной боевой готовности, но Косово отложило инициативу на месяц по просьбе США. Сможет ли отсрочка остановить начало боевых действий и к чему может привести ситуация — Daily Storm рассказали политологи.
Что происходило на Балканах
Косово — это частично признанная республика со столицей в городе Приштина. Она находится на Балканском полуострове и с 1945 года, после принятия новой сербской Конституции, входит в состав государства в качестве автономного округа.
Важная деталь. Сама Сербия входила в состав Югославии — государства, которое окончательно прекратило свое существование в начале 21 века. Некоторые историки рассматривают конфликт в Косово в контексте распада Югославии.
Если говорить про народ Косова, то преимущественно это этнические албанцы. Сербы тоже живут в республике, но в основном на севере. В конце 1980-х власти Сербии решили урезать автономию Косова, в том числе права коренного населения. В результате этого область накрыли народные волнения.
К концу 90-х межэтнический конфликт перерос в настоящие боевые столкновения. В 1999 году в ситуацию даже вмешалась НАТО. Она начала бомбардировки на тот момент еще существовавшей Союзной Республики Югославии, которая выступала против албанских повстанцев.
В 2006 году на общенародном референдуме была принята новая Конституция Сербии, согласно которой Косово является неотъемлемой частью государства. Косово же с этим до сих пор не согласно. В 2008 году Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость. На сегодняшний день большинство западных стран, включая многих членов ЕС, считают Косово суверенным государством. При этом Россия, Китай, Индия, Иран и другие страны не намерены признавать его.
Вместе с тем основной проблемой, послужившей причиной возобновления конфликта между косоварами и сербами, является попытка «выдавливания» последних из северного Косова, считает политолог Дмитрий Абзалов. По его мнению, всему виной внутриполитическое противостояние. Приштина намерена забрать себе те территории, на которых сейчас живут косовские сербы.
«На фоне сложной ситуации в экономике был форсирован процесс по выдавливанию из анклава сербов, которые проживают на территории Косова и Метохии. Это часть, близкая к границе. Решение о том, что будет запрет на проезд машин с сербскими номерами, было принято давно, но сейчас власти попытались радикально сменить документы, и это привело к обострению. Они нацелены «отжать» территорию, закрыть границы и выдавить население. Это идет уже продолжительное время, а Александр Вучич (президент Сербии. — примеч. Daily Storm) слишком долго дистанцировался от происходящего».
Другого мнения придерживается специалист по межнациональным конфликтам и политолог Евгений Михайлов. Он считает, что в столкновении Косова и Сербии непосредственно задействованы внешние факторы.
«Все исходит от западных партнеров, от США и ЕС. Конфликт может повлиять на Россию. Возможно, это делается, чтобы и нашей СВО повредить, и убедить сербов поддержать санкции в отношении РФ. Ведь неслучайно именно по просьбе Штатов косовские албанцы на месяц отложили запрет на проезд сербских машин».
Что хотят сербы и косовары
Несмотря на длительность конфликта, цели обеих сторон остаются прежними, считают политологи. Так, Косово все еще хочет отделиться и получить независимость, а Сербия занимает противоположную сторону и желает вернуть непризнанную территорию в свой состав.
«Сербия хочет все-таки вернуть свою территорию и не дать в обиду косовских сербов. А албанцы хотят другого, они пытаются отделиться, и это очевидно. Нынешняя конфронтация позволит поменять условия игры, потому что они хотят вовлечь Россию в защиту Сербии. Сербия всегда этого хочет», — отметил Михайлов.
С этой точкой зрения отчасти согласился и другой собеседник Daily Storm. По словам Абзалова, правительство Косова на данном этапе хочет укрепить свой политический и экономический вес.
«Они (правительство Косова. — Примеч. Daily Storm) хотят жить самостоятельно. У них правительственные цели: содержать свою армию, иметь нормальное правительство, им важна экономическая составляющая, потому что там есть балканский коридор. Это такая политико-экономическая история», — отмечает политолог.
Вступит ли в конфликт Россия
По просьбе посла США в Косове все запреты на сербские документы временно отложены. Однако, по мнению экспертов, месяц тишины ничего не изменит, и после него могут вновь начаться столкновения.
«Будут закрыты границы, а значительная часть товаров идет через них. Далее постепенная замена документов и введение обязательного языка. <…> Формат ускорят, он будет очень жестким. Если на границе будут KFOR (международные силы НАТО под эгидой ООН. — Примеч. Daily Storm), подразделения НАТО, то это может иметь очень серьезные последствия. Особенно на фоне Тайваня. Все конфликты, которые обострились во время коронавируса, сейчас идут по второму кругу», — подчеркнул Абзалов.
При этом Россия, выразившая полную поддержку Белграду, вряд ли будет играть серьезную роль в конфликте Косова и Сербии. Это будет сложно реализовать даже с точки зрения логистики.
«Маловероятно, что Россия развернет второе направление, тем более сейчас, на фоне военной операции. К тому же проблема в логистике. Не совсем понятно, как что-либо доставлять туда. Каким-то образом с помощью воздушного моста — это дело достаточно сложное», — пояснил политолог.
В свою очередь Евгений Михайлов подчеркнул, что обещания президента Сербии Вучича о начале военной операции в Косове могут остаться лишь словами из-за низкой подготовки государства к реализации серьезных мер.
«У меня есть сомнения, что Сербия справится с денацификацией. Они хотят этого, но осилят ли они? Сербы не в том состоянии, чтобы проводить СВО, не опираясь на чью-либо поддержку. <…> Хоть и сил особых нет, они (правительство Сербии. — Примеч. Daily Storm) все равно могут начать операцию по освобождению Косова. Сейчас же ситуация отложена, и в этот месяц мы должны вести тайные переговоры, чтобы она не ухудшилась».
]]>