Волнообразными движениями: кто и почему эмигрировал из России
Эмиграция — это сложный процесс, который является следствием социальных, экономических или политических изменений внутри страны. В истории России ученые выделяют четыре крупные волны эмиграции, затронувшие практически все прошлое столетие и даже дошедшие до наших дней. Рассказываем, как и почему люди эмигрировали из России и что с ними происходило дальше.
Эмиграция до ХХ века
Конечно, российская эмиграция возникла задолго до событий XX столетия. Так, в XIX веке, в период Наполеоновских войн, упоминается, что российская армия после военных действий не досчиталась 40 000 нижних чинов. Если верить переписке градоначальника Москвы Федора Васильевича Ростопчина, за одну ночь из русской армии могли дезертировать 60 служащих и уйти к французским фермерам, которые давали им работу и «отдавали за них своих дочерей». Сам же Ростопчин, несмотря на гневные письма и осуждение русских солдат, с 1814 года и до конца жизни прожил в Англии и даже состоял в переписке с российским послом, которого просил поспособствовать в получении английского подданства.
Позже, уже при советской власти, людей, уехавших по «билету в один конец», назовут невозвращенцами. Официально такое действие будет названо «бегством во время пребывания за границей», когда человек во время легальной поездки или командировки находил те или иные способы остаться в стране пребывания. Но широкое распространение эта практика получила уже в XX веке в период четырех крупнейших волн русской эмиграции.
Первая волна эмиграции
Годы: 1917–1920 Количество уехавших: 1–1,5 млн человек Количество вернувшихся: около 300 000 человек
Первую волну также называют «белой эмиграцией» — исходя из этого названия нетрудно догадаться, что основную массу эмигрантов составили представители Белого движения. Причиной эмиграции стало поражение Белого движения в Гражданской войне и последующие репрессии со стороны власти, также известные как «красный террор». Страну покидали военные, дворяне, деятели культуры, предприниматели, интеллигенты, а также казаки.
В современной культуре белая эмиграция сохранилась в основном благодаря трудам эмигрировавших писателей, поэтов и художников, которые в основном осели в Европе — туда отправились почти миллион человек. Также популярными направлениями были Турция и Китай. В Европе на первых местах по количеству русского населения были Париж, Берлин, Белград и София. Но позже, когда в Германии к власти пришла национал-социалистическая партия, среди русских эмигрантов появилась тенденция к движению дальше на Запад, в США и страны Латинской Америки.
Уже начиная с 1921 года запустился процесс реэмиграции: по различным данным, в страну вернулись около 300 000 человек. Этому поспособствовала в том числе политика лишения эмигрантов российского гражданства, если они не регистрировались в представительствах РСФСР за границей. Параллельно с этим в 1921 году советская власть объявила амнистию для контрреволюционеров, восстановить свои гражданские права могли даже белые офицеры, но для этого им нужно было предоставить в ЦИК полный список своих преступлений и отказаться от связей с Белым движением.
Но среди русских эмигрантов были и те, кто не вступал в «Союзы возвращения на родину» и категорически отказывался от реэмиграции. По вопросам этих эмигрантов Лигой Наций была создана специальная комиссия, которую возглавил Фритьоф Нансен, норвежский писатель, зоолог и гуманист. Он разработал документ, который в честь создателя назвали «нансеновским паспортом» — этот документ выдавали беженцам на территории Лиги Наций, не только русским, но и 320 000 армянам, пережившим геноцид со стороны Османской империи. Нансеновские паспорта к 1942 году признавали в 52 государствах, и эти документы стали прототипом использующегося сегодня паспорта беженца.
Вторая волна эмиграции
Годы: 1940-е Количество уехавших: около 5 млн человек Количество вернувшихся: нет официальных данных
Период 40-х годов до сих пор является предметом исследований историков и социологов. В период Второй мировой войны население с оккупированных нацистами территорий агитировали ехать на работу в Германию, а с некоторых территорий людей вывозили насильно. Были люди, которые уезжали добровольно, были и те, кто уезжал под давлением. Работников с восточных территорий называли «остарбайтерами», ими также становились захваченные военнопленные. Остарбайтеры содержались в условиях антисанитарии, их лечением не занимались, поэтому в их рядах присутствовала высокая смертность.
После освобождения советских пленных усилиями союзников и СССР проводилась репатриация. Процесс шел довольно долго и сложно, поскольку многие остарбайтеры попадали в Германию в подростковом возрасте и уже не чувствовали особой привязанности к родине. А некоторые люди намеренно не собирались возвращаться в СССР, чтобы избежать репрессий и подозрений в сотрудничестве с вражескими силами. По возвращении бывших остарбайтеров просеивали через фильтрационные лагеря и целые серии допросов, выявляя факты совершения преступлений или измены родине.
Третья волна русской эмиграции
Годы: 1960–1990 Количество уехавших: примерно 500 000 человек Количество вернувшихся: нет официальных данных
Эта волна эмиграции уже связана с несогласием граждан с развитием режима. Основными участниками третьей волны эмиграции были публицисты, писатели и другие деятели культуры, сталкивавшиеся с жесткой цензурой и лишенные возможности самореализации из-за критики режима.
В тот же период, в 1971 году, открылась первая возможность выезда за пределы СССР — правда, только для нескольких групп населения: без выездной визы могли покидать страну этнические немцы, имевшие родственников в ФРГ, евреи с родственниками в Израиле и армяне, имевшие родственников в армянских диаспорах на Западе. Всем остальным для выезда за пределы страны была необходима выездная виза, для получения которой нужно было предоставить характеристику, а также рекомендации (например, работодателя). Еще одним вариантом выезда за границу для советских граждан были командировки, участие в международных турнирах, конференциях или гастроли. Люди, стремившиеся покинуть СССР, пользовались деловыми поездками, чтобы разными способами задержаться в стране пребывания, как в свое время сделал артист балета Рудольф Нуреев, шахматист Виктор Корчной и другие деятели культуры и спорта.
В то же время советская власть пользовалась возможностью выпроводить противников режима. Им предоставлялся выбор: покинуть СССР или оказаться в тюрьме. Так, из-за преследований со стороны государства СССР покинули Солженицын, Бродский, Довлатов и другие.
Четвертая волна русской эмиграции
Годы: 1990–2000 Количество уехавших: примерно 1,2 млн человек Количество вернувшихся: примерно полмиллиона
По-другому эту волну называли «утечкой мозгов», поскольку основную массу эмигрантов составляли научные сотрудники, исследователи и преподаватели. В этот период были отменены выездные визы, и с 1992 года граждане бывшего СССР могли свободно выезжать за границу. По официальным цифрам, страну покинули около 1,2 млн человек, но историки до сих пор считают, что реальные показатели могут быть существенно выше.
По данным МВД, наиболее популярными направлениями для эмиграции стали Германия, Израиль и США.
В то же время в связи со сменой политического курса Российской Федерации появилась возможность репатриации для тех, кто покинул СССР в предыдущие волны эмиграции и получил статус невозвращенца. По официальным данным, эта программа действует до сих пор и в Россию к 2015 году вернулись около полумиллиона граждан.
Книги о русской эмиграции
«Подвиг»
Владимир Набоков
Четвертый роман Владимира Набокова рассказывает о русском эмигранте Мартыне Эдельвейсе. Он покидает Россию после победы Красной армии и перемещается по различным европейским городам в поисках своего места в мире. Роман пропитан тоской по дому и желанием вернуться, которое в конце концов берет верх.
«Российская белая эмиграция в Венгрии (1920–1940-е годы)»
Сборник статей
Сборник статей составлен на основе исторических материалов о жизни русской эмиграции в Венгрии, о влиянии эмигрантов на социальную жизнь страны и о взаимоотношениях их как с местной властью, так и с простыми людьми.
«Иосиф Бродский. Жить между двумя островами»
Максим Гуреев
Биографический роман о жизни поэта и писателя Иосифа Бродского, в котором собраны исторические факты, фрагменты интервью самого писателя и поэта, позволяющие восстановить события его жизни.
«Иностранка»
Сергей Довлатов
Сатирический роман о жизни русской эмигрантки в Нью-Йорке. Муся, русская женщина, перебирается в США вместе с ребенком от первого брака, живет в русском квартале, пытается подрабатывать то тут, то там с переменным успехом, заводит отношения, но между строк читается немая борьба в попытках адаптироваться к новой реальности, а также сильная тоска по дому. Но вернуться она уже не может, поэтому остается только жить дальше.