Пушкин ещё вернётся в Днепропетровск на своём танке
Сейчас на сайте городской администрации бывшего Днепропетровска висят сразу две петиции о переименовании проспекта Пушкина. Одна группа активистов предлагает назвать проспект в честь Степана Бандеры. Другие требуют «отдать дань уважения британским союзникам» и увековечить Бориса Джонсона.
Когда-то этот губернский город назывался Екатеринослав. Путешествуя в Крым, Александр Сергеевич прожил тут без малого месяц. Вдохновился лихим побегом заключенных губернской тюрьмы и написал поэму «Разбойники».
Через восемьдесят лет екатеринославцы на народные средства возвели памятник «солнцу русской поэзии». Инженерный корпус, купечество, педагоги и городские мещане охотно пожертвовали необходимые средства. Тогда же великим именем была названа одна из центральных улиц, вскоре ставшая проспектом.
Бронзовый Пушкин считается старейшим персональным монументом восточно-украинского мегаполиса. Пережил две войны и три революции. Во время Великой Отечественной гитлеровские офицеры отрабатывали на памятнике поэту навыки стрельбы. Следы от залпов парабеллумов до сих пор на его груди.
Как бы там ни было, Пушкин стоит почти полтора столетия. Вернее сказать, стоял. Месяц назад памятник был обрисован свастиками «Азова» *. Коммунальщики не решились затирать нацистские символы, попросту обложили постамент мешками с песком. И вот теперь в Днепре окончательно решают «пушкинский вопрос».
Полную поддержку бандеровской инициативы пообещал городской голова Борис Филатов, известный своим высказыванием в адрес жителей непокорного Донбасса: «Давать мразям любые обещания, а вешать их потом». Самую многочисленную группу сторонников переименования возглавляет некий Михаил Быков. Процитируем его петицию – типа документ эпохи. Кстати, написано по-русски:
«Существует немедленная потребность в переименовании проспекта названного именем русского шовиниста, имперца и одного из творцов нацистской русской культуры Пушкина в проспект им. С.А.Бандеры. Именно сейчас героическая фигура украинского борца за независимость Украины и украинского народа Степана Андреевича Бандеры заслуживает быть увековеченным названием улицы и в городе Днепре. Это нужно и для чествования памяти великого человека, и как четкий сигнал русским агрессорам о несокрушимости духа и единстве украинского народа, как на западе, так и на востоке нашего государства».
За последние годы в Днепре уже были попытки переименовать старинный парк Лазаря Глобы, бывший Чкалова, в парк Бандеры. То же самое хотели сделать с улицей Шмидта, что неподалеку от знаменитого рынка «Озерка». Не получалось, набирали меньше тысячи голосов. Теперь, чтобы власти приняли решение по ликвидации проспекта Пушкина, достаточно 3000 подписей. Необходимое количество возбужденной публики однозначно кликнет по соответствующей ссылке.
Конкурентом в переименовании выступила команда некоего Сергея Павлюка, которая требует, чтобы проспект получил имя Бориса Джонсона. К собственной петиции приложили фото и видео недавнего визита британского премьера в Киев: «Надеемся торжественно и с благодарностью встретить такого смелого человека у нас…»
Следом сам мэр-«вешатель» Борис Филатов объявил о расправе над еще одним Пушкиным. Похоже, еще более ненавистным для бандерлогов.
Речь о Герое Советского Союза, генерал-лейтенанте Ефиме Григорьевиче Пушкине. Роковым летом 1941-го его танкисты до последнего держали оборону на окраине Днепропетровска, пока не завершилась эвакуация промпредприятий и главные силы резерва не переправились на левый берег Днепра. А через два года бронетанковая бригада под командованием Ефима Пушкина гнала фашистов из родной Днепропетровщины. Говорят, генеральский Т-34 первым ворвался в освобожденный город.
Увы, следующей весной при наступлении на Николаев комбриг погиб. Днепропетровцы сохранили память о героическом командире. Ровно 55 лет назад на пересечении главных магистралей городского центра встал боевой танк. Есть легенда, что именно эта «тридцать четвёрка» принадлежала самому генералу.
С тех пор каждый День Победы на бульваре перед танком собираются без преувеличения сотни тысяч горожан. Здесь формируются колонны, и с утра до позднего вечера нескончаемый людской поток движется отсюда до Вечного огня у Монумента Славы. Традиция сохранилась в самые темные постмайданные времена. Однажды националисты пытались напасть на людей у танка, но местная полиция буквально размазала бандеровцев по асфальту.
Естественно, нацистский режим больше не может терпеть танк Пушкина. Днепр явно запоздал, на Галичине все воинские монументы давно снесены. «Обязательно уберем этот памятник с его прежнего места», - пообещал Филатов в майском интервью фанатичному наци, шеф-редактору киевского «Обозревателя» львовянину Оресту Сохару.
Весь последний месяц днепровские медиа сообщали о переименовании улиц и проспектов, пусть даже косвенно связанных с Россией. По итогам апрельской сессии горсовета новые названия получили первые 33 улицы. Например, переулок Московский стал «Азовсталью», улица Митищинская – Польской, «в благодарность польскому народу». За май насчитали 130 таких адресов. «По стране идет массовая дерусификация. Мы будем отказываться от российских названий. Знаете, в чем проблема большая? Когда мы подняли количество улиц, их такое количество, что у нас даже новых наименований нет. Их просто десятки: всякие барнаульские, абхазские», - сетует городской голова.
Почему же так много? Ответ прост. Индустриальную мощь Приднепровья всегда ковала Россия. Под занавес ХIХ века общее собрание акционеров «Брянского товарищества» приняло решение о строительстве первого на юго-западе Империи чугуноплавильного и рельсопрокатного производства. Из Брянщины в Екатеринослав переехали мастера и высококвалифицированные рабочие. Металлургическое оборудование для строящегося предприятия также изготовили умельцы брянского городка Бежица.
При Союзе процесс увеличился многократно. Сюда прибывали целыми бригадами, цехами и конструкторскими бюро. Основа могучей Днепрошины - Ярославский шинный завод. Подобных примеров масса. Всемирно известные «Южмаш» и КБ «Южное» создал сибиряк Михаил Янгель. Он очень не хотел перебираться на Украину вместе с большим коллективом коллег-москвичей, однако партия сказала надо.
А вот сразу три «перемоги» Днепра сегодняшнего. Демонтировали стелу с текстом приказа Иосифа Сталина, выражавшего благодарность генералу армии Родиону Малиновскому и всем воинским частям, освобождавшим Днепропетровск и Днепродзержинск. «Приказ не несет культурной ценности, но является своеобразным маяком, притягивающим «русский мир». Мы должны убирать такие символы, чтобы никогда не было возвращения», – заявила начальница управления по вопросам охраны культурного наследия горсовета Надия Лиштва.
Одновременно у набережной Победы разрушена стела маршала Советского Союза Георгия Жукова. Ну и третий вроде бы не слишком масштабный акт – на фронтонах домов-сталинок улицы Титова уничтожили девять бетонных лепнин в виде звезды, серпа и молота.
Для сравнения, с плотины запорожского ДнепроГЭСа лепнина советских орденов была сбита еще в 2016-м. Да, награды заслуженные, но история это давняя. Иное дело днепропетровская улица Титова. Отсюда несколько минут неспешной ходьбы до проходной ЮМЗ. Старые ракетостроители до сих пор живут в ныне «декоммунизированных» домах. Серп и молот – их личная биография, под этими символами они поднимали в небо самые грозные межконтинентальные ракеты в мире. Ветераны сопротивлялись вандалам, как могли. Сил больше нет.
*Изображения шевронов батальона «Азов», признано экстремистским и внесено в Федеральный список экстремистских материалов под п. 3269.