Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Латвия готовится к «бронзовой ночи»

Латвийские депутаты приняли закон, прекращающий действие пункта межправительственного соглашения с Россией об охране памятников советским воинам.

«Сейм Латвии во втором, окончательном чтении проголосовал за признанный срочным законопроект, останавливающий действие статьи латвийско-российского договора о сохранности мемориальных сооружений и памятников», — говорится в публикации на сайте парламента.Речь идет о статье 13 соглашения с Россией от 1994 года. Приостановка ее действия позволяет создать правовое основание для демонтажа памятника воинам-освободителям в парке Риги. За поправки проголосовали 70 депутатов, 18 высказались против, воздержавшихся не было.

Напомним, монумент оказался в центре внимания после того, как жители Риги дважды носили к нему цветы, а городские власти их убирали. Кроме того, в Латвии накануне прошли задержания участников акции 9 мая. А ранее было демонтировано еще несколько памятников?

О чем это говорит? Цель – монумент в Риге, который давно мозолит глаза националистам, или латышские власти метят куда дальше?

— Да, речь, по всей видимости, идет о широкомасштабной кампании по сносу памятников и о зачистке памяти о Великой Отечественной войне и СССР, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Напомню, что в этом году в Латвии празднование Дня Победы оказалось фактически под запретом, а 9 мая было объявлено днем скорби по жертвам украинского конфликта.

«СП»: — Почему раньше до этого не дошло? Боялись повторения событий «бронзовой ночи» в Эстонии? Или решили воспользоваться моментом, когда весь Запад сходит с ума от русофобии?

— Думаю, что решили воспользоваться благоприятной конъюнктурой, связанной со всплеском русофобии на Западе. Латвия проводила русофобскую политику все годы независимости, а сейчас представился благоприятный повод поднять ставки. Кроме того, эта игра могла быть инспирирована из Вашингтона, чтобы окончательно сформировать конфликтный фон в отношениях между ЕС и Россией и блокировать любые возможности взаимоприемлемого выхода из конфликта вокруг Украины. Учитывая, что прибалтийские государства всегда были в большей степени марионетками Вашингтона, а не Брюсселя, и именно США выгодно такое развитие событий, американского следа я бы не исключал. С точки зрения интересов самой Латвии это также явный выстрел в ногу, окончательно переводящий это государство в стан врагов России.

«СП»: — Инцидент с цветами, которые дважды приносили жители Риги, по-вашему, ускорил решение о памятнике? События стали неожиданностью для властей?

— Думаю, да. Активность русских рижан стала для латвийских властей неприятным сюрпризом, и теперь гражданское сопротивление будут ломать с удвоенной силой.

«СП»: — По-вашему, таллинские события могут повториться?

— В Латвии крупнейшая русскоязычная община в Прибалтике, а в Риге русские составляют порядка 40% населения. Вместе с тем, очевидно, что тема памяти о Великой Отечественной войне актуальна в первую очередь для старших поколений, и это хорошо видно по съемкам с места событий - приходили люди в основном старших возрастных категорий. Молодежь, очевидно, предпочитает адаптироваться к существующим порядкам, а многие эмигрировали - кто в другие страны ЕС, кто в Россию. В принципе, эта проблема всех русских диаспор за пределами России - политически они плохо структурированы и не в состоянии постоять за себя. В значительной степени это и вина Москвы, которая не уделяла достаточного внимания организации и поддержке русского гражданского общества в постсоветских республиках.

«СП»: — Насколько серьезно латышские власти готовы подавлять протесты?

— Думаю, они настроены вполне серьезно и рассчитывают на молчаливую поддержку ЕС и США. Однако в первую очередь они надеются на слабость русского гражданского общества, которое попросту не пойдет дальше «цветочного» протеста.

«СП»: — Россия что-то может сделать в этой ситуации, чтобы предотвратить снос памятника и возможные жертвы? Как мы вообще должны реагировать?

— Очень много возможностей упущено в плане поддержки и развития русского гражданского общества. Если бы в Латвии были сильные и активные русские организации, таких ситуаций попросту бы не возникало. Поэтому, пусть и с опозданием, но этой работой нужно начать заниматься. Русские Латвии и других постсоветских стран должны чувствовать, что за ними стоит сильное материнское государство, которое всегда придет на помощь. Одновременно это должны чувствовать и постсоветские режимы. Тогда они десять раз подумают, прежде чем устраивать провокации в отношении русского населения или как-то ущемлять его права.

— Борьба с памятниками красноармейцам, освободившим Европу от нацизма, — это хроническая болезнь, которой страдают страны Балтии и некоторые бывшие государства социалистического лагеря, — считает замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.

— Сейчас, на фоне актуальной военно-политической повестки, эта болезнь обострилась. В обновленной западной версии истории XX века освободители уравниваются с оккупантами, а любые напоминания об их присутствии на латвийской земле стараются стирать в угоду местным националистам. Руководству стран Балтии гораздо легче воевать с памятниками, чем заниматься развитием экономики, которая пришла в упадок по сравнению со временами «страшной советской оккупации».

Латвийские власти решили таким образом продемонстрировать свою «несгибаемую волю», показав, что они не намерены считаться с мнением русскоязычной диаспоры по наиболее принципиальным для нее вопросам. Речь идет о попытке нанести символическое поражение пророссийски настроенной части общества, дабы публично унизить и деморализовать ее. Однако достигнутый эффект оказался обратным.

«СП»: — Почему именно сейчас?

— Это был лишь вопрос времени. Прибалтийскими политическими элитами уже давно вынесен приговор всему советскому. Брюссель молчаливо одобряет подобные меры. Латвия, Литва и Эстония стремятся быть в авангарде русофобского западного движения, дабы хоть в чем-то опережать своих старших товарищей по НАТО и ЕС. Вероятно, есть желающие повторить ту самую «бронзовую ночь» уже в Риге. Сейчас для этого идеальный момент: внимание и силы России сосредоточены на проведении специальной военной операции, а Европа негласно потворствует притеснению русских, проживающих за рубежом. Истинной мишенью борцов с советскими памятниками является не призрак давно исчезнувшего СССР, а современная Россия, которая является государством-продолжателем советской внешней политики.

«СП»: — В Латвии пророссийские и просоветские настроения сильнее или слабее, чем в Эстонии? Многие выйдут защищать памятник? Насколько серьезно латышские власти готовы подавлять протесты?

— Русскоязычное население Латвии и Эстонии составляет около 25% от общей численности жителей этих стран. Есть все предпосылки для массовых протестов в защиту памятника советским солдатам. Следует ожидать столкновений пророссийских активистов с полицией, если та применит недопустимое насилие в отношении них. Однако главный риск заключается в том, что латвийские власти могут прибегнуть к помощи местных националистов, неформально дав им карт-бланш на любые выходки.

«СП»: — Россия что-то может сделать в этой ситуации, чтобы предотвратить снос памятника и возможные жертвы? Как мы вообще должны реагировать?

— Россия должна создать все необходимые условия для возвращения на Родину соотечественников, волею судьбы оказавшихся за рубежом после распада СССР. Это касается не только русских людей, проживающих в странах Балтии, но и тех, кто сейчас живет на Украине, в Молдавии и Средней Азии. Они должны иметь возможность без бюрократических проволочек получить гражданство РФ, работу, жилье, подъемные средства. Что же касается публичной реакции, то гневные заявления МИДа лишь раззадорят латвийских борцов с памятниками, поскольку они занимаются провокациями целенаправленно и осознанно. Симметричные меры в отношении стран-провокаторов применить будет сложно, поскольку наши экономические и политические отношения и так находятся около нулевой отметки.

«СП»: — Что вообще делать с Прибалтикой? Не одна Латвия активно нарывается. Литва вон посла отзывает, признала Россию «спонсором терроризма». Можно обнулить все связи, разорвать отношения, но мы же не можем бросить местных русскоязычных…

— Рано или поздно между Россией и странами Прибалтики случится военная конфронтация (даже несмотря на их членство в НАТО). На нынешнем этапе многое зависит от позиции русскоязычных жителей Латвии, Литвы и Эстонии. Они могут бороться за обретение политической субъектности, создавая собственные партии и приводя своих представителей к власти. Россия способна оказать им информационную, финансовую и организационную поддержку в подобном начинании.