Дом Фриды Вигдоровой
Суд над Иосифом Бродским давно уже оброс легендами. Одна из "баек" (пошедшая в народ с легкой руки писателя Анатолия Рыбакова) утверждает, якобы, безразличие поэта к совершенному Вигдоровой фактически подвигу. В интервью "Ревизору.ru" известный российский литературовед Наталья Иванова, сноха Рыбакова, опровергла эту версию и напомнила, что Бродский, наоборот, всегда питал благодарность к Фриде Абрамовне. Они переписывались во время пребывания поэта в ссылке в Норенской. Тон переписки был если не сердечен, то дружелюбен. К сожалению, встретиться лично после отбывания наказания Бродскому с Фридой Абрамовной не довелось: она умерла от рака 7 августа 1965 года, когда до "освобождения" поэта оставался месяц. На момент смерти Фриде Вигдоровой было 50 с половиной лет. Несколько лет назад издание Arzamas опубликовало фото того самого исторического блокнота, куда Фрида Вигдорова занесла ключевые события процесса, занявшего два дня – 18 февраля и 13 марта 1964 года. Фото и свои комментарии для материала предоставила племянница Фриды Абрамовны Елена Вигдорова. Публикация под заголовком "Как на самом деле выглядит запись суда над Бродским" открыла широкой публике многие дотоле неизвестные или малоизвестные детали. Первая и главная из них – Фрида Абрамовна не стенографировала (просто не умела!), а "вела дневник" суда и фиксировала самые выразительные реплики сторон. Профессиональный журналист, она умела не только быстро и четко (и, между прочим, вполне разборчиво!) записывать все, что видела, но и отделять злаки от плевел, занося на скрижали главное. Выяснилось также, что блокнот в зеленой обложке с графическим пейзажем принадлежал Наталье Григорьевне Долининой, ленинградской учительнице и журналистке. На процессе Бродского женщины сидели рядом. Содержание блокнота поражает сочетанием обыкновенного ежедневника с мелкими текущими делами и рецептами домашних лекарств от давления с записью громкого политического процесса. Это создает ощущение высокой абсурдности, словно бы придуманной хорошим мастером слова. В этом деле участвовали сразу несколько писателей – но, увы, все записанное правда, а не гротескная фантазия… Запись Фриды Вигдоровой в виде материала под названием "Судилище" впервые увидела свет в постсоветской России в журнале "Огонек" в 1988 году. Ее опубликовала дочь журналистки Александра Раскина (Фриды Вигдоровой давно уже не было на свете), предисловие написала Лидия Чуковская, комментарии сделал литературовед Эдуард Безносов. Эту запись суда считают первым документом советского политического самиздата. Неведомыми (до сих пор не проясненными доподлинно) путями она попала за границу. В свете этого "нарушения советских законов" Вигдорова предстает правозащитницей и диссиденткой. Но даже Александра Раскина, много лет отдавшая публикации архивов матери, в статье "Фрида Вигдорова и дело Бродского: Мифы и Реальность" говорит о том, что ее мама не была диссидентом в классическом смысле. Она не боролась против власти. Как журналист и общественный деятель (лет десять была депутатом одного из районного совета народных депутатов Москвы) Вигдорова часто вступалась за интересы "маленьких людей", пытаясь помочь им решить бытовые, коммунальные, юридические проблемы (удавалось это с переменным успехом). Так и в деле Бродского она стояла на защите конкретного человека, которого уважала и признавала его талант. Фото: edition.vogazeta.ru На минуточку, на момент суда над Бродским Фрида Вигдорова была достаточно известной, издаваемой писательницей! Ее журналистская слава была обширнее писательской, но и в литературных кругах Фриду Абрамовну уважали. На суд она специально приехала из Москвы. Ни одна газета не осмелилась ей дать официальную командировку. Фрида Вигдорова прошла в зал суда по писательскому билету. Рассказывают, что судьи делали ей замечания, чтобы прекратила писать, угрожали отобрать блокнот – но она не испугалась. И вот теперь пора рассказать о "самостоятельной" судьбе Фриды Вигдоровой и о ее творчестве, не связанном с "делом тунеядца". Фрида Абрамовна Вигдорова родилась 16 марта (по новому стилю) 1915 года в Орше Могилёвской губернии. По другим данным, она появилась на свет в Москве, так как семья ее родителей сумела выбраться из "черты оседлости" и снимать жилье в Москве. Так или иначе, но в Москве Фрида жила с раннего детства. Отец Абрам Григорьевич Вигдоров был образованным человеком, учителем – и первоначально Фрида пошла по той же стезе, окончив педучилище по направлению "филфак" (хотя этот термин появился позже). Некоторое время она работала учителем литературы в уральском Магнитогорске (по распределению). А отработав положенный срок, вернулась в Москву и занялась журналистикой. Вигдорова писала для газет "Правда", "Комсомольская правда", "Литературная газета". Впрочем, педагогическое образование (наверное, стоит сказать призвание) она никогда не забывала. Большая часть ее журналистских работ посвящена проблемам школы и воспитанию детей – в том числе и в социальных учреждениях. Некоторые материалы Вигдорова писала вместе с Норой Галь (Элеонорой Гальпериной, педагогом, поэтессой и выдающейся переводчицей с английского). Для "Комсомольской правды" она придумала рубрику "Письмо позвало в дорогу". Кампания по борьбе с космополитизмом затронула Фриду Вигдорову и ее второго мужа, писателя-сатирика Александра Раскина, как и большинство их "соплеменников": женщину уволили из "Комсомольской правды". К счастью, кампания довольно быстро сошла на нет. Вигдорова в последующей журналистской жизни продолжала работать с "письмами трудящихся" – отсюда ее огромная практика помощи людям, попавшим в тяжелые обстоятельства. Из журналистских статей Вигдоровой были составлены две ее книги: "Дорогая редакция" в 1963 году и "Кем вы ему приходитесь?" (вышла посмертно, в 1969 году). В конце 1940-х годов у Вигдоровой началось и сугубо литературное творчество. Она не относилась к числу писателей-сочинителей, придумывавших фантастические миры; книги Вигдоровой стояли на прочных реалистических позициях и данных личного жизненного опыта. Биографы считают, что "книгописание" для Вигдоровой началось с публицистики. Между прочим, это она осуществила литературную запись воспоминаний Любови Космодемьянской, матери двух Героев Советского Союза. Все школьники позднего СССР обязательно штудировали "Повесть о Зое и Шуре", которая появилась на свет с помощью Вигдоровой. Также в 1948 году вместе с Татьяной Печерниковой Вигдорова написала повесть "Двенадцать отважных" — о жизни и борьбе пионеров Донбасса во время немецкой оккупации. "Набив руку" на документальной прозе, Фрида Вигдорова перешла к художественным текстам. В 1949 году вышла её первая книга — повесть "Мой класс" (как видим, о школе, о молодой учительнице, явно автобиографичная). В течение следующего десятилетия Фрида Вигдорова писала, возможно, главное свое произведению – трилогию о детских домах "Дорога в жизнь", "Это мой дом" и "Черниговка". Впервые эти книги вышли в свет в 1961 году. В трилогии Вигдорова использовала оригинальный литературный прием: вела повествование от лица Семена Калабалина, реального исторического лица, воспитанника Антона Семеновича Макаренко. Те, кто читал "Педагогическую поэму" классика советской педагогики, помнят этого юношу. Он носит в книге фамилию Карабанов. Так же "окрестила" своего персонажа Вигдорова. У Карабанова в "Педагогической поэме" была возлюбленная, Черниговка, ставшая его женой. Это героиня истории Вигдоровой Галина Константиновна. Чета Калабалиных пережила страшную трагедию: их маленького сына убили, о чем сказано у Макаренко. После этого Семен Афанасьевич Калабалин с женой, по примеру своего наставника, посвятили себя работе в детских домах. Три части книги рассказывали о том, как из неуправляемых беспризорников формируется коллектив, как подросток формируется в личность – а взрослый, постоянно находящийся рядом с ним и отвечающий за него, в Педагога с большой буквы. В финале сироты, считавшие себя бесприютными и никому не нужными, обретают свой дом (название одной из частей трилогии прозрачно). Это не просто дом – это если и не рай земной, то земля обетованная точно. В последний год жизни у Фриды Вигдоровой вышли две взаимосвязанные книги: "Любимая улица" и "Семейное счастье". Сегодня их, вероятно, назвали бы "женской прозой" — они о жизни молодой девушки, осваивающей роли жены и матери. В советской литературе и искусстве в целом дилогия особенного следа не оставила. В отличие от трилогии о детдомовцах. В 1971 году повесть "Это мой дом" экранизировал кинорежиссёр Яков Базелян в виде социальной мелодрамы "Вчера, сегодня и всегда" (сценарист Александр Хмелик). Фильм вышел на киностудии имени Горького в 1972 году. Писательница экранизацию своего текста уже не увидела. Меж тем в фильме снимались хорошие актеры: Валентин Белохвостик, Любовь Румянцева, Борис Клюев, Наталья Гурзо, Валентина Хмара и многие другие, не забудем и про детей, которые играли роли своих обездоленных ровесников, живущих в 1930-х годах в украинском селе Черешенки. О воспитателе Семене Калабалине снимались и чисто документальные фильмы. Он – личность знаковая, если не легендарная. Фрида Вигдорова со своим горячим неравнодушием и вниманием к горестям человека не могла пройти мимо такой личности. Автор и его герой, что называется, нашли друг друга. Фото: kino-teatr.ru Как известно "Ревизору.ru", именно сейчас уникальный домашний театр "Созвучие" , созданный в многодетной семье Долматовых, главным режиссером и худруком которого является мама пяти сыновей Ольга Долматова, реализует проект постановки спектакля по трилогии Фриды Вигдоровой о детских домах. Возможно, это вообще первый за всю историю опыт театральной инсценировки ее книги. Тема сиротства и социального сиротства, к сожалению, остается актуальной спустя почти сто лет после подвижнической деятельности Макаренко и Калабалина. Ольга Долматова в процессе подготовки спектакля изучила биографию Фриды Вигдоровой. По ее словам, в настоящее время переизданы родительские дневники Вигдоровой "Девочки" и книги трилогии. Надеемся, информация о современных изданиях книг писательницы будет полезна и интересна читателю. В скором времени наш портал познакомит читателей с подробностями премьеры этого спектакля, так как первые показы ожидаются в ближайшие дни. Конечно, современная постановка классической книги – особая творческая история, о которой мы расскажем отдельно. Но сейчас важно подчеркнуть: имя Фриды Вигдоровой не забывается, не уходит в анналы истории. И не только благодаря ее роли в "деле Бродского".