Улюкаев к лету выйдет по УДО и вдохнёт воздух «новой нормальности»
Московский районный суд Твери удовлетворил ходатайство бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева об условно-досрочном освобождении. Улюкаев был осуждён пять лет назад за взяточничество. По неофициальной информации, вопрос об освобождении уже решен, но до вступления решения в силу бывший российский чиновник останется в колонии.
Никто не против освобождения: ни прокуратура, ни администрация колонии, отметившие хорошее поведение высокостатусного заключенного. Если решение не обжалуют, то, с учетом наступающих длинных майских каникул, Алексей Валентинович покинет колонию №1 к середине мая, сообщил «Интерфакс».
Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что, скорее всего, суд первой инстанции принял такое решение с учетом характера дела:
– Вряд ли вторая судебная инстанция это решение отменит. Вообще практика такова, что крайне редко принимается решение об условно досрочном освобождение (УДО) в районном суде, а потом суд высшей инстанции решение отменяет. Бывает наоборот, но тоже не часто, когда суд первой инстанции отказывает в УДО, а после апелляции, наоборот, заключенного освобождает. Так что я за Улюкаева не беспокоюсь и вам не советую, у нас, обычных граждан гораздо больше оснований для беспокойства.
«СП»: - Вы считаете, не смотря на отсидку в тюрьме, Алексей Улюкаев все равно останется «необычным»?
- Отвечу, как марксист: он все равно останется представителем господствующих классов – общество же у нас классовое. Как принадлежал к господствующему классу, так и будет принадлежать – в соответствующей среде будет вращаться, соответствующими материальными благами пользоваться.
«СП»: - Официальный доход Алексея Улюкаева за 2015 год, накануне ареста составил почти 60 млн рублей, а у его супруги – свыше 15 млн рублей. В собственности семьи находились: 17 земельных участков, три жилых дома, три квартиры и легковых автомобилей тоже три. Правда пришлось заплатить 130 миллионов рублей штрафа.
- После освобождения у него не будет абсолютно никаких материальных проблем. В этом плане я за него не беспокоюсь. У Улюкаева на мой взгляд достаточно денежных средств, чтобы где-то безбедно прожить: у нас или не у нас – мир большой.
«СП»: - Вы считаете, что он уедет из страны?
- Тут сложно что-то прогнозировать. Наверное, если решение об освобождении было принято, может быть, это не просто так. Если он уедет, я особо огорчатся не буду. Пусть все уезжают. Сейчас наступило время, когда каждый показывает свое истинное лицо.
«СП»: - Когда Алексея Улюкаева задерживали, писали, что он дружит с Чубайсом. И вот теперь такое совпадение: Анатолий Чубайс уехал и Улюкаева – отпускают. Хотя сам Чубайс никак по поводу ареста не высказывался. Возражали такие люди, как ныне забытый Михаил Касьянов, ныне покойная Людмила Алексеева, Григорий Явлинский, чья критика вряд ли учитывалась судом и следствием, как и слова Ксении Собчак. Но был среди критиков и Алексей Кудрин, тогда еще временно не состоявший на госслужбе.
- Не знаю, насколько это связано. Улюкаев человек немолодой, со здоровьем у него не очень хорошо. Я уверен, что никаких конфликтов с администрацией казенного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России, исправительной колонии №1 у него не было, он там характеризуется положительно. Я думаю, что все формальные условия для его освобождения выполняются. Не вижу в его освобождении никакого подвоха, ничего экстраординарного, ведь люди по УДО освобождаются, и не редко. Особенно в таком возрасте и при определенных заслугах.
«СП»: - И нельзя предполагать, что, если он сел, не признав своей вины, со словами, что его «подставили», теперь у тех, кто это мог устроить, совесть заговорила? Он же утверждал, что в отношении него «совершили провокацию».
- Нет. Сейчас так подобные вопросы не решают. При условно досрочном освобождении суд вопросы виновности или не виновности вообще не рассматривает. По этому поводу были даже многократные решения Верховного суда. Конечно, признание вины помогает освободится, но непризнание не должно быть препятствием, суд смотрит на другие обстоятельства.
Экономист, экс-председатель Верховного суда России Руслан Хасбулатов признался, что, услышав в свое время приговор Улюкаеву, долго смеялся:
- Миллиардера поймали за руку на взятке, но никто его разворованных богатств не конфискует. Разве честным трудом на государственной службе столько заработаешь? Конечно, я рад, что человек освободился. Он понял, что такое тюрьма. Но как министр он был серенький человек, как и все остальные – их как будто подбирают. Поэтому у нас все и идет через пень колоду в экономике.
«СП»: - Чем после освобождения мог бы заняться Алексей Улюкаев, на ваш взгляд? К слову, после освобождения у него даже не будет препятствий занимать должности на государственной службе, так решил суд. Но может быть бывший чиновник захочет пойти в преподавание?
- Да вы что, о чем выговорите! Что он понимает в экономике и политике, кому он вообще нужен? Лаборантом я бы его взял. Тем более, что в тюрьме он, говорят, в библиотеке работал, а библиотека у нас как раз есть – это его уровень. Дисциплинированности его научили. Я думаю, в нашей Лаборатории мировой экономической динамики он стал бы хорошим лаборантом – помог бы упорядочить работу.