Войти в почту

Елисейский дворец ищет женщину, или Франция перед парламентскими выборами

Лидер Франции Эмманюэль Макрон, оставшийся еще на пять лет в Елисейском дворце по итогам воскресного финала президентских выборов, с особой тщательностью выстраивает сейчас архитектуру команды, которая будет выполнять его предначертания в новой "пятилетке". От каких-либо обязательств в этом вопросе глава республики свободен, поскольку действующий премьер-министр Жан Кастекс заблаговременно выразил намерение уйти в отставку.

Елисейский дворец ищет женщину, или Франция перед парламентскими выборами
© ТАСС

Макрон уже расставил акценты в деятельности следующего премьера, которому предстоит сосредоточиться на экологическом планировании и социальной политике. Нынешний глава государства любит пояснять, что не подбирает команду по политическому профилю, но свой выбор держит пока в секрете. Сложилось правило: чем больше кандидат разрекламирован, тем меньше у него шансов получить пост. "Президент хотел бы остаться повелителем часов", — заметил один из его советников.

По словам государственного секретаря Клемана Бона, в Матиньонский дворец, официальную резиденцию главы правительства, президент "хотел бы назначить женщину". Макрон и сам обещал назначить премьером женщину еще в самом начале первого мандата. "Это мое желание, — говорил он в 2017 году. — Но я не буду выбирать премьера только на этой основе. Я выберу самого компетентного для этой должности человека, и я очень хочу, чтобы это была женщина". Президент, однако, дважды не последовал собственному пожеланию: в 2017 году он назначил премьером Эдуара Филиппа, а в 2020 году заменил его Жаном Кастексом. Назначив женщину в 2022 году, он бы сдержал обещание, данное пять лет назад.

Макрон также охотно ссылается на собственный опыт. "Я работал там, где женщины мало представлены: в высшем эшелоне госслужбы, частной банковской сфере, политике. И быстро заметил, что быть только "в своем кругу" глупо". Есть у президента и несколько "философское" обоснование: "Я верю в непохожесть, а настоящее несходство, оно между мужчиной и женщиной".

Из 24 премьер-министров, назначенных после установления де Голлем в 1958 году политического режима Пятой республики, 23 главы правительства были мужчинами. Несмотря на все прочие завоевания женщин, до сих пор такой чести во французской истории была удостоена лишь Эдит Крессон, которая возглавляла кабинет на протяжении 323 дней: с 15 мая 1991 по 2 апреля 1992 года.

Создательница экономической разведки

Свою карьеру Крессон начинала с кураторства аграрных проектов в Конвенте республиканских институтов, созданном социалистом Франсуа Миттераном. Став президентом, он назначил свою помощницу министром сельского хозяйства. Несмотря на обструкцию, устроенную поначалу фермерами, Эдит Крессон благополучно справилась с проблемами отрасли. Когда же Миттеран возвел ее в премьер-министры, она постаралась приблизить центр к регионам. Глава правительства переместила ради этого из столицы в провинцию два десятка учреждений, включая альма-матер политической элиты — Национальную школу администрации, которую она отправила из Парижа в Страсбург.

Под ее руководством была также разработана Хартия государственной службы, призванная улучшить взаимоотношения власти с согражданами. Именно Крессон создала экономическую разведку, объяснив это необходимостью знать, что происходит в головах партнеров и конкурентов. Проведав, что The Walt Disney Company собирается открыть парк развлечений в Испании, она убедила компанию в том, что лучше сделать это во Франции, главном туристическом магните Европы. Она "пришла, увидела и победила", хотя и не присутствовала при открытии парка под Парижем, поскольку к тому времени уже не была премьером.

Шорт-лист кандидатов

Среди кандидатов на занятие Матиньонского дворца сегодня нередко называют Кристин Лагард. Она уже входила в правительство в эпоху Жака Ширака в качестве министра внешней торговли. В правление Саркози возглавила Министерство экономики. После отставки Доминика Стросс-Кана сменила его в Вашингтоне на посту генерального директора Международного валютного фонда. В последние три года она возглавляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне.

В лице Лагард Матиньонский дворец приобрел бы, безусловно, фигуру мирового масштаба. Ее знание экономических досье и политическая карьера на правом фланге могут привлечь сторонников правого центра. Политический профиль Лагард, однако, менее притягателен для левых избирателей, содействовавших победе Макрона во втором туре президентских выборов, а также для активистов партии "Европа — Экология — "Зеленые". Ее мандат во Франкфурте-на-Майне завершается через пять лет, в 2027 году, и сама она, судя по всему, без энтузиазма относится к перспективе стать премьером.

Бесспорно сильным кандидатом является министр труда Элизабет Борн, чья компетентность столь же неоспорима. Инженер, выпускница Политехнической школы, она была директором по стратегии Национальной компании железных дорог, служила в мэрии Парижа, возглавляла префектуры департаментов Пуату-Шарант и Вьенна, руководила кабинетом министра экологии Сеголен Руаяль. Долгое время Борн симпатизировала проектам Соцпартии, но в 2017 году поддержала на выборах кандидатуру Макрона, а затем присоединилась к его движению "Республика на марше". Во время его первого срока она последовательно возглавляла три влиятельных министерства — транспорта, экологического перехода, труда. Критики утверждают, однако, что Борн оказалась бы, по сути, техническим премьером. По мнению лектора Университета Корсики Андре Фази, у нее нет простора для политических маневров, чтобы выиграть парламентские выборы.

Предположения экспертов

Эксперты допускают, что в политику может вернуться Натали Костюшко-Моризе. Она побывала депутатом парламента, мэром Лонжюмо, занимала в правление президента Николя Саркози посты госсекретаря цифрового развития и министра экологии, входила в руководство правоцентристской партии "Республиканцы". В 2014 году Костюшко-Моризе потерпела неудачу в состязании с социалисткой Анн Идальго за пост мэра Парижа и в последние пять лет работала в консалтинговой компании в Нью-Йорке, а затем была старшим партнером французского инвестиционного фонда Antin.

Ее назначение в Матиньонский дворец стало бы реверансом власти по отношению к правоцентристам. При этом ее воззрения в сфере экологической политики вполне совместимы со ставкой "Республики на марше" на отказ от ископаемого топлива. Но президенту пришлось бы мириться с тем, что временами своей активностью премьер может заслонять его, а это вряд ли входит в планы Макрона.

Перспективным кандидатом на премьерский пост выглядит и Кристель Морансе, глава Пеи-де-ла-Луар. Успешный риелтор, она пришла в политику десять лет назад и в 2017 году стала первой женщиной во главе этого региона на западе Франции. Минувшим летом она была переизбрана на пост председателя регионального совета.

После воскресной победы Макрона Морансе заявила, что на президенте лежит обязанность объединить страну и необходимо помочь ему в этой миссии. "Если бы правоцентристский электорат не поддержал Макрона, второй тур стал бы дуэлью кандидата "Национального объединения" Марин Ле Пен и лидера левого движения "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люка Меланшона", — заявляет она. По мнению ее сторонников, в свои 47 лет она идеально соответствует требованиям к будущему премьеру. С ее опытом практической экономики Морансе, полагают они, способна принести в политику "динамику и прагматизм".

Запасные варианты

У президента, несомненно, есть и запасные варианты, если поиски лояльной политической партнерши не увенчаются успехом. Это прежде всего 41-летний министр сельского хозяйства Жюльен Денорманди, наладивший отношения с французскими фермерами. Политик обладает, помимо его достижений, преимуществом, которое Макрон считает важным при любых назначениях: он не так известен широкой публике. "Президент должен всегда оставаться Юпитером", — поясняют в окружении главы государства.

Несомненно, роль может сыграть и другое обстоятельство: президент не сможет переизбираться в 2027 году, и ему нужно найти преемника. Денорманди во многих отношениях представляется главе государства оптимальным кандидатом. Определенные шансы стать премьером есть, впрочем, и у 39-летнего главы МВД Жеральда Дарманена, сочетающего энергию молодости и опыт.

Тем не менее первые опросы перед парламентскими выборами, которые пройдут в два тура 12 и 19 июня, показывают, что большинство французов выступают за разделение властей и избрание депутатов, оппозиционно настроенных к президенту республики. Они высказались за сосуществование президента и премьер-министра, предпочитая видеть во главе правительства политического оппонента главы государства. Такие настроения особенно сильны в наименее обеспеченных слоях, где за создание оппозиционного парламента выступают 69% электората. Следует учитывать, что перед парламентскими выборами 2017 года лишь 47% французов выражали заинтересованность в преимуществе парламентской оппозиции над партией власти.

"Сосуществование" во французской политике — это вид равновесия, диалога между президентом, избранным всеобщим голосованием на основе своей политической программы, и премьер-министром, опирающимся на парламентское большинство, избранное, чтобы поддержать оппозиционную политику. С 1986 года Франция управлялась на основе этой модели в общей сложности девять лет. От нее отказались после введения пятилетнего срока полномочий президента вместо семилетнего. Теперь президентские и парламентские выборы проводятся в один год, с интервалом в два месяца, и это несколько затрудняет на практике немедленное появление оппозиционного большинства в парламенте после всенародного избрания президента.

Французская исполнительная власть является своего рода двуглавым орлом. Но французская модель очень гибка и дипломатична в отношении разделения полномочий в исполнительной власти и не дает однозначных ответов. Президент — "арбитр", но и правительство "определяет и проводит политику". Если глава государства — верховный главнокомандующий, то премьер-министр "отвечает за национальную оборону". При этом именно правительство информирует парламент и президента о решении отправить войска за пределы страны. Но роль главы государства в области обороны все же остается главной даже в период "сосуществования".

Французская специфика взаимоотношений во власти еще и в том, что президент не имеет права посещать парламент.

Кто посадит дерево?

В преддверии выборов Жан-Люк Меланшон призвал французов "избрать его премьер-министром". Но для этого формируемой им левой коалиции понадобился бы мощный успех при избрании парламента. На президентских выборах 70-летнему политику не хватило всего 400 тыс. голосов, чтобы оказаться во втором туре. Он уже заявил, что июньские парламентские выборы должны стать "третьим туром" президентских.

В преддверии нового голосования партии ведут интенсивный поиск союзников. Объединение в левую коалицию "Неподчинившейся Франции", Французской компартии, Соцпартии и движения "Европа — Экология —"Зеленые" принесло бы ее участникам 33% голосов. Центристский альянс "Республики на марше", Демократического движения, партии "Горизонты", "Республиканцев" и Союза независимых демократов также соберет под свои знамена 33% избирателей. "Национальное объединение", "Вставай, Франция" и "Реконкиста" могут, наконец, совместно претендовать на 31% голосов.

Согласно традиции каждый новый премьер-министр сажает дерево в саду Матиньонского дворца. Бывший премьер Эдуар Филипп написал в своей книге "Час истины" (L’Heure de verité), что деревья — единственный след, который оставили многочисленные обитатели этого особняка на улице Варенн в 7-м округе Парижа. Жан Кастекс, вскоре покидающий пост, посадил в Матиньонском саду ясень "ввиду его особой стойкости", столь востребованной на пике пандемии COVID-19. А какое дерево выберет теперь его преемник или преемница?