Войти в почту

За и против Петра Столыпина. Почему о великом реформаторе и сановнике спорят по сей день

14 апреля 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения Петра Столыпина (1862−1911) — человека, который очень хотел устранить хаос и анархию, внушить уважение и страх внутренним и внешним врагам (как он сам говорил, "обновить, просветить и возвеличить родину, в противность тем людям, которые хотят ее распада"), сдержать напор многочисленной фронды, реформировать государственное устройство и идти неумолимо вперед, выводя Россию в первые мировые державы. В тяжелые годы он не просто произнес в адрес недоброжеталелей: "Не запугаете!", но и остановил первую гражданскую войну, развязанную эсэровским террором и крестьянскими бунтами.

За и против Петра Столыпина. Почему о великом реформаторе и сановнике спорят по сей день
© ТАСС

Недоброжелатели, конечно, не молчали. Произнесенное кадетом Родичевым "непарламентское выражение" о "столыпинском галстуке", за которое Дума исключила его на 15 заседаний, а он сам извинился перед Столыпиным, широко растиражировали впоследствии. Столыпину не простили военно-полевые суды (которые вообще-то впервые были введены еще при императоре Николае I для наказания смертной казнью за уголовные преступления, а затем за государственные преступления и преступления против порядка управления), вновь заработавшие по настоянию императора Николая II в попытках сбить пламя бунта, остановить грабежи и насилия первой революции 1905−1907 годов. Укоряли его и "третьеиюньским переворотом", результатом которого явились досрочный роспуск II Госдумы и изменение избирательной системы. Столыпин, несомненно, был одиознейшей фигурой для тех, кто хотел направить страну совсем по другому пути, — преимущественно это были представители крайне левых сил: социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты. Всем им нужно было любыми способами дискредитировать Столыпина и его реформы.

Много трудных дел и мало времени

Время после его гибели показало, что решительные реформы, пожалуй, мог провести только такой человек, ведь чтобы реализовать даже самую продуманную программу, нужна личность очень сильная, волевая и последовательная. Столыпин был именно таким, не зря Николай II иронично называл его "императором".

Несмотря на то что на самую значительную его работу ему было отведено всего пять лет пребывания на посту премьер-министра, он оставил такой след, который до сих пор вызывает споры и не может быть однозначно оценен.

Впрочем, коллеги и современники, даже ему не симпатизировавшие, говорили о нем в превосходных степенях: его называли "борцом за благо России", "русским Бисмарком", "последним витязем", "последним римлянином", "русским исполином", "богатырем слова и дела", "железным премьером". "Бесспорное личное благородство", "преданный всей душой России, патриот", "великий энтузиаст", "до мельчайших подробностей работник", "большой, могучий, властный, во всем твердый и уверенный", "консерватор по своему мироощущению, либерал по своей политической программе и революционер по методу действия" — малая часть эпитетов от современников.

Они же свидетельствовали о необычайном хладнокровии Столыпина: он мог остановить разъяренную толпу, не применяя силовых методов. Во время одного из покушений (а всего их было 11), когда была искалечена одна из его дочерей и серьезно пострадал единственный сын, он сумел сохранить выдержку и распорядиться о дальнейших действиях.

Пожалуй, яснее всех отозвался о труде политика его сын Аркадий в изданном в 1927 году в Париже очерке "П.А. Столыпин": "Деятельность Столыпина столь велика и многогранна, что имеющийся в распоряжении материал не позволяет создать ее полную картину и дать ей достойную оценку". Мы же попробуем выйти за рамки обычного интереса к реформатору, сосредоточенного, как правило, в фокусе зе­мельных вопросов, рассмотреть его личные черты, среду, в которой он формировался, чтобы хотя бы отчасти понять масштабы его личности.

Главное решение

Петр Столыпин родился в Дрездене, где в то время гостила у родных его мать. В метрической книге Дрезденской православной церкви записано: "Время рождения 1862 года апреля 2-го (здесь и далее даты указаны по старому стилю — прим. ТАСС). Время крещения: того же года мая 24-го. Имя родившегося: Петр. Родители: свиты Его Величества генерал-майор, войсковой атаман Уральского казачьего войска Аркадий Дмитриевич Столыпин и законная его же­на Наталья Михайловна. <…> Таинство Св. крещения совершил Дрезденской церкви священник Николай Юхновский с псаломщиком Никандром Янковским…"

Мать Столыпина принадлежала к старинному роду князей Горчаковых, отец — тоже к древнему роду, известному с XV века, а ведущему последовательную родословную с XVI века. Столыпины были представите­лями провинциального дворянского класса, лишенного "многих отрицательных черт вы­сшего столичного общества". Именно Петра Столыпина называли "последним дворянином".

Судя по документальным источникам, среди предков великого реформатора было больше всего служилых — в старорусском понимании — людей: офицеров, помещиков, чиновников, общественных и государст­венных деятелей, которые были яркими во всем: как в ратных делах и общественной жизни, так и в науках или искусстве. После домашнего обучения юноша поступил в гимназию и учился сначала в Вильно, затем в Орле. Там-то он и принял решение, повлиявшее не только на его собственное будущее. Проучившись два года, молодой человек решил продолжить свое образование в столичном университете. По свидетельству сына Столыпина, "физическая немощь (его правая рука была поражена ревматизмом) оказалась в своем роде судьбоносной. Она помешала ему избрать военную карьеру, по кото­рой шли по традиции почти все члены нашей семьи, и способствовала, следователь­но, тому, что он выбрал путь, который оставил след в нашей национальной исто­рии".

Педагоги отзывались о гимназисте Столыпине хорошо: "приготовлял уроки прилежно и аккурат­но", "в исполнении письменных работ постоянно выказывал и аккуратность, и осо­бую старательность", "в классе всегда был самым внимательным", "к делу учения от­носился с искренней любознательностью и с полным усердием". Однако успеваемость была скромной: пятерки только по французскому и "физике и математической географии". По логике, как ни удивительно это может показаться, у него стояла твердая тройка.

1 августа 1881 года поступил на естественное отделение физико-математиче­ского факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, 12 октября 1885-го окончил его и был причислен к Министерству внутренних дел, затем несколько лет служил в Департаменте земледелия и сельской промышленности, после вновь вернулся в Министерст­во внутренних дел.

Семья

Еще учась в университете, Петр женился на Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери "обер-гофмейстера Высочайшего двора фрейлин Ее Императорско­го Величества". Она доводилась праправнучкой Суворову, которого очень ценили и почитали в семье Столыпина.

Уже на последних курсах университета Петр, который пользовался авторитетом даже среди более старших студентов благодаря широте своих интересов и высокой осведомленности в самом широком круге вопросов, обрел тот внешний облик, который мы хорошо знаем: обзавелся окладистой бородой и красиво подвитыми усами.

В октябре 1885 года у молодых супругов родилась дочь Мария (оставившая впоследствии много подробных воспоминаний о жизни отца). Всего в семье родились пять дочерей и сын.

Брак с Ольгой оказался прочным и верным. Нет никаких свидетельств о скандалах, конфликтах или адюльтерах в семье. В одной из разлук он писал жене: "…я сажусь Тебе писать, чтобы покрыть Тебя поцелуями и сказать, что я люблю свою девочку нежную и что мне тяжело и тоскливо жить без нее". В обществе Ольгу Борисовну ценили за незаурядный ум, образованность и безупречные манеры.

Когда он получил главное в своей жизни назначение, писал жене: "Оля, бесценное мое сокровище. Вчера судьба моя решилась. Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет. Человеческих сил тут мало, нужна глубокая вера в Бога… Господи, помоги мне. Я чувствую, что он не оставляет меня, чувствую по тому спокойствию, которое меня не покидает".

Столыпин также благодарил жену за то, что именно она к его 44 годам помогла ему сохранить "веру в добро и людей".

Начало

В феврале 1886 года перешел работать в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ, в марте 1889-го назначен уездным предводителем дворянства в Ковно (ныне Каунас), в мае 1890 года он уже почетный мировой судья Ковенского уезда, а с мая 1902 года — гродненский губернатор.

По воспоминаниям дочери, отец никог­да не был праздным, он был педантичен, предельно собран, не терпел опозданий или проволочек, что помогало ему успевать решать не только свои непосредственные задачи, но и вникать в другие дела и успешно заниматься ими.

С марта он губернатор одной из самых плодородных, но и самых тогда неспокойных житниц России — Саратовской губернии, считавшейся чуть ли не центром крестьянских и рабочих волнений. В годы революции 1905−1907 годов Столыпин на самой линии огня. Губернатор лично ездил по губернии с казацкими разъездами, увещевая бунтующих крестьян ("Везде хочу лично воздействовать на крестьян", — писал он жене). С апреля 1906 года он министр внутренних дел, а с 8 июля того же года — председатель Совета министров Российской империи.

Деятельность

Вместить все, чем занимался на государственных постах Столыпин, не смогут даже несколько увесистых томов. Перечислим лишь главное и показательное: аграрная реформа, предусматривающая передачу надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупку помещичьих земель для последующей перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, которое бы ликвидировало чересполосицу и связанную с ней неразбериху с собственностью на участки; помощь голодающим; проблема реформирования и возрождения флота; строительство Амурской железной дороги; проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений.

И самая главная проблема, которой, как был уверен Столыпин, необходимо избежать любой ценой, — сползание России к мировой войне. Столыпин намеревался реформировать систему государственного управления, создать восемь новых министерств, преимущественно социального толка.

Если попытаться сформулировать квинтэссенцию всех его планов, то, наверное, получится следующее: личная собственность (создание крепкого единоличного собственника, надежнейшего оплота государственного строя), богатеющее население, свобода, гражданственность и сильное государство, и все это основано на достатке миллионов семей России, и над всем этим правительство как некая высоконравственная, сильная личность.

По мнению ряда исследователей, опыт столыпинских пре­образований, касавшихся частной собственности, переселенческого процесса, име­ет мировое значение и может быть востребован вновь.

Трудно поверить, но именно этот человек говорил о себе: "Всегда считал себя косноязычным и не решался произносить больших речей", "Никогда я себя не переоценивал, государственного опыта никакого не имел, помимо воли выдвинут событиями…"

Трагедия

1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре во время второго антракта оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" в присутствии царя на Петра Столыпина было совершено покушение.

Эта поездка сопровождалась странными обстоятельствами. Например, собираясь в Киев, он оставил в Петербурге личную охрану: жандармских подполковников Дексбаха и Пиранга.

Благодаря другим так и не объясненным обстоятельствам (например, отсутствию охраны на входах в зрительный зал театра) к Столыпину, а также к находившемуся там же императору мог получить доступ практически любой желающий, да еще с оружием. Так и вышло. Двойной агент Дмитрий Богров беспрепятственно проник в зрительный зал. Но его жертвой был вовсе не император.

Столыпин, облокотившись на бортик оркестровой ямы, обсуждал что-то с министром Императорского двора бароном Фредериксом, военным министром Сухомлиновым и графом Потоцким, как вдруг к нему быстро приблизился молодой мужчина в черном фраке, произведший два выстрела. Через несколько дней, 5 сентября, Петр Столыпин скончался. Похоронили великого реформатора в Киево-Печерской лавре, так как ранее (после многих покушений) он выразил волю быть похороненным там, где его убьют.

В сентябре 1911 года по распоряжению императора началось следствие по делу о халатности начальника Киевского охранного отделения Кулябко, помощника Столыпина генерала Курлова, полковника Спиридовича и вице-директора департамента полиции Веригина, которое пришло к выводу: всех обвиняемых необходимо предать суду.

Однако Николай II написал на докладе возглавлявшего следствие сенатора Николая Шульгина: "Отставного полковника Кулябко считать отрешенным от должности. Дело об отставных генерал-лейтенанте Курлове и ст. сов. Веригине, а также о полк. Спиридовиче — прекратить без всяких для них последствий". Дело об убийстве Столыпина неоднократно пытались возобновить, но в итоге оно так и осталось незавершенным. До сих пор не найдены также служебные документы и личные архивы.

Юлия Острогожская

При подготовке текста была использована литература: 1. Большая российская энциклопедия. 2. П. Кречетовъ. "Петръ Аркадьевичъ Столыпинъ. Его жизнь и деятельность. Рига, 1910 (прижизненное издание); 3. Сидоровнин Г. П.А. Столыпин. "Жизнь за Отечество. 1862−1911. Жизнеописание", "Поколение", 2007; 4. Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. М.: Современник, 1992. 5. Столыпин А.П. П.А. Столыпин. 1862−1911. Париж, 1927; 6. Н. Нижник, Е. Гугасари "На посту первого министра Российской империи (опыт биобиблиографического анализа жизни и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина), Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, №2 (54), 2012; 7. Б. Воронин, В. Маслаков и др. Земельно-аграрная реформа П.А. Столыпина и развитие сельского хозяйства в современной России. Аграрный вестник Урала, №10 (152), 2016; 8. М. Панов. "Не запугаете!", ибо "нам нужна великая Россия!": Петр Аркадьевич Столыпин (1862−1911). Государственное управление. Электронный вестник, №34, 2012.