Стратегическое спокойствие Орбана. Дистанцироваться от Украины и остаться премьером
Убедительная победа правящей партии на парламентских выборах в Венгрии, возможно, оказалась большой неожиданностью даже для ее лидера — премьер-министра страны Виктора Орбана. Еще несколько дней назад все эксперты предрекали ей лишь скромный успех, а опросы показывали, что на этот раз сохранить конституционное большинство в Государственном собрании она не сможет. Однако результаты голосования лишний раз напомнили о непредсказуемости настроений электората и ненадежности любых, даже самых изощренных социологических исследований.
В минувшее воскресенье партия "ФИДЕС — Венгерский гражданский союз" и ее младший партнер — Христианско-демократическая народная партия получили на выборах в однопалатный парламент 135 из 199 депутатских мест. Это позволит Орбану сформировать новое правительство страны и остаться на посту премьера в течение еще четырех лет. Харизматичный 58-летний политик занимает эту должность с 2010 года уже три срока подряд, вызывая почти неприкрытое раздражение лидеров Евросоюза.
Разногласия между Будапештом и Брюсселем касаются проблем иммиграции, отношения к сексуальным меньшинствам, сохранения верховенства права. А заявления Орбана о стремлении строить у себя в стране "нелиберальную демократию" по-настоящему пугают его европейских коллег. Серьезные подозрения возникают у них и по поводу "восточной политики" венгерского премьера, которого уже не раз называли "троянским конем" Москвы и Пекина. В свое время премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предлагал вообще исключить Венгрию из Евросоюза.
Орбан в ответ на эти упреки всегда заявлял, что отстаивает суверенитет страны, защищает национальную идентичность и хочет сохранить традиционные моральные ценности. Под этими лозунгами и проходила избирательная кампания его партии до тех пор, пока на территории соседней Украины не началась российская военная операция. После этого акценты в предвыборной риторике ФИДЕС пришлось сильно скорректировать. Однако политологи считают, что Орбан сумел использовать непростую ситуацию в свою пользу.
Новая норма для ЕС?
Глава правительства сразу же заявил, что не разрешит поставки оружия на Украину и транспортировку вооружений по территории своей страны для украинской армии. "Это не наша война", — говорил Орбан, подчеркивая, что главное для него — безопасность Венгрии и венгерского народа. По той же причине он выступил против запрета на импорт российских нефти и газа в Европу, хотя до этого поддержал все четыре пакета санкций ЕС.
Обвиняя оппозицию в стремлении подтолкнуть Венгрию к опасным шагам, Орбан писал в Facebook (запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской): "Левые делают ставки на украинцев. Если победят, то начнут поставки оружия, отключат газ, разрушат экономику".
Такая политика "стратегического спокойствия", как окрестил ее сам премьер, принесла ему успех. "Мирный нарратив правительства Орбана оказался привлекателен для венгров, поскольку показал им, что они не должны платить экономическую цену за этот конфликт", — отметил в интервью американскому журналу Foreign Policy германский политолог Даниэль Хегедус.
Он также считает, что выборы подтвердили высокую популярность Орбана среди избирателей и его умение апеллировать к национальной гордости. "Венгрия — второстепенная держава, но влияние этой страны на европейскую политику превышает ее материальные возможности и ресурсы", — указывает эксперт. По его мнению, убедительная победа Орбана должна стать шоком для ЕС и его либеральных институтов. Теперь их "восприятие существования полуавторитарных режимов внутри Евросоюза изменится". "До сих пор это более или менее воспринималось как некое временное явление. Это восприятие сместится в сторону того, что это новая норма", — полагает Хегедус.
Главный вызов
Венгерские политологи, которых опросило информационное агентство MTI, не сомневаются, что после воскресного голосования позиции Орбана станут еще прочнее. "Никогда раньше правительство не получало такого сильного мандата на демократических выборах", — заявил руководитель будапештского исследовательского центра Nezopont Intezet Агостон Самуэл Мраз.
Вопрос о том, как новый кабинет Орбана, который должен быть сформирован к маю, сумеет воспользоваться кредитом доверия от избирателей, во многом будет зависеть от состояния мировой экономики. Она уже находится под сильным давлением антироссийских санкций, вызвавших рост цен на энергоносители, и ситуация, скорее всего, будет лишь усложняться. Макроэкономические показатели Венгрии, включая темпы роста ВВП, в целом совсем неплохие, но февральский уровень инфляции в 8,3% выглядит более чем тревожно.
Несложно предположить, что именно в этом будет заключаться главный вызов новому старому премьеру в предстоящие четыре года. А к следующим выборам венгерские избиратели смогут задаться вопросом, которым периодически вправе задаваться избиратели в любой стране: "Стали ли вы жить лучше за это время?"
На двустороннем треке
Для России победу партии ФИДЕС можно считать наиболее благоприятным исходом выборов в Венгрии, отметила в беседе с обозревателем ТАСС научный сотрудник ИМЭМО РАН Мария Павлова. Однако, подчеркнула она, едва ли стоит делать из Орбана "верного друга и союзника России" (его страна поддержала антироссийские санкции, она остается членом ЕС и НАТО). В то же время "это определенно политик, который последовательно придерживается прагматического подхода к отношениям с Москвой".
Сейчас российско-венгерские отношения получили шанс на дальнейшее развитие. "Негативным фактором тут, как ни парадоксально, может стать убедительный успех, который сопутствовал на выборах партии Орбана. Столь значительного отставания оппозиции, учитывая поддержку, которая ей была оказана со стороны внешних сил, в ЕС явно не ожидали, и политическое давление на Будапешт со стороны Брюсселя, с большой долей вероятности, будет только усиливаться, в том числе и на российском направлении", — отметила Павлова.
"Поэтому, — пояснила она, — вопрос заключается в том, насколько Орбан сможет продолжать "держать удар" и балансировать между требованиями евроатлантической солидарности и интересами Венгрии на двустороннем треке".
Следует также учесть, что "одной политической воли Будапешта к диалогу с Москвой для развития двусторонних отношений в нынешних условиях недостаточно", продолжила эксперт. Некоторые проекты двух стран могут серьезно застопориться или вообще оказаться под угрозой срыва из-за санкций, введенных против России. Например, финансирование строительства АЭС "Пакш-2" планировалось осуществить на 80% за счет российского кредита, а при сооружении двух новых энергоблоков станции должны быть использованы некоторые системы и механизмы, изготовленные западными компаниями.
Есть также вопросы относительно строительства завода по выпуску российской вакцины "Спутник V" в Дебрецене, которое планировали завершить к концу 2022 года. По мнению Павловой, "помимо санкционного фактора и технических препятствий, шансы на успех этого проекта существенно снижает серьезная конкуренция со стороны европейских и китайской вакцин".
После визита в Москву в начале февраля этого года Орбан всячески рекламировал "венгерскую модель" развития взаимовыгодных отношений с Россией. Вопрос о том, выдержит ли она нынешние запредельные нагрузки, пока остается открытым.
Ошиблись с лидером
Проголосовав в минувшее воскресенье за Орбана и ФИДЕС, венгры проголосовали и за консервативные моральные ценности — семью, брак, традиционные сексуальные отношения. Венгерский парламент нового созыва вообще обещает быть более консервативным, чем нынешний. В нем впервые будет представлена националистическая партия "Наша родина", получившая семь депутатских мандатов. И это тоже стало большим сюрпризом для политологов. Как написала англоязычная венгерская газета Hungаry Today, "никто из социологов не смог предсказать убедительной победы ФИДЕС и успеха крайне правой "Нашей родины".
Партия, которая еще вчера считалась маргинальной, вела избирательную кампанию под лозунгом борьбы с "ковид-диктатурой", выступая против пандемийных ограничений и называя главу ВОЗ Тедроса Аданома Гебрейесуса не иначе как "эфиопским злодеем-террористом". Ее лидер Ласло Тороцкаи, мэр городка Ашоттхалом на границе с Сербией, в свое время запретил мусульманским женщинам носить никабы и паранджу на подведомственной ему территории. А неуемная тяга Тороцкаи к собиранию венгерских земель заставила власти нескольких соседних стран, где есть этнические венгры, объявить его персоной нон грата.
Считается, что "Наша родина" отобрала на выборах изрядное число голосов у другой правой партии, "Йоббик" (движение "За лучшую Венгрию"), которая после вхождения в оппозиционную коалицию слегка сместилась к политическому центру. В самой коалиции, получившей в Государственном собрании лишь 56 мест, сейчас царит уныние. Разношерстная команда (вместе с "Йоббиком" в одной лодке оказались левая Социалистическая партия, левоцентристские Демократическая коалиция и "Диалог за Венгрию", "Зеленые", а также либеральное движение "Моментум") винит во всех неудачах своего капитана.
Лидер оппозиции Петер Марки-Зай, 49-летний мэр небольшого городка Ходмезёвашархей на юге страны, не оправдал их ожиданий. Убежденный католик и отец семерых детей, он с самого начала выглядел не более чем компромиссной фигурой, оказавшейся в большой политике по воле случая. Тем не менее Марки-Зай с самого начала пользовался расположением лидеров ЕС, мечтавших о смене венгерского политического ландшафта, и успел по их приглашению побывать в Брюсселе. В последнее время он носил на лацкане ленточку цветов украинского флага и написал в Twitter, обращаясь к президенту Украины Владимиру Зеленскому, что с нетерпением ждет с ним встречи. Впрочем, как подметила Hungary Today, это не помешало ему на митингах дважды назвать украинского президента Владимиром Йесенским — по фамилии бывшего министра иностранных дел Венгрии Гезы Йесенски.
По части политических ошибок, всевозможных ляпов и оговорок Марки-Зай, наверное, мог бы посоперничать даже с американским лидером Джо Байденом. За последние месяцы он умудрился оскорбить своими высказываниями сельских жителей, пенсионеров, женщин, инвалидов, журналистов из проправительственных СМИ. Его избирательная кампания, проходившая под лозунгом борьбы с коррупцией, оказалась столь неудачной, что он даже проиграл борьбу кандидату от ФИДЕС в одномандатном округе в своем родном Ходмезёвашархее. Теперь наблюдатели прочат ему политическое забвение, а оппозиционной коалиции — скорый распад.
Еще одно место в парламенте досталось представителю списка немецкого меньшинства. Из мелких политических партий, включая пародийную "Партию двухвостой собаки", туда больше никто не попал.