Штрафы для зацеперов могут вырасти в 40 раз

Впервые наказание за зацепинг в России появилось 15 лет назад — тогда оно было административным. А 3 апреля 2017 года подобные деяния и ответственность за них вписали и в Уголовный кодекс. Однако эти статьи не работают, считают в Госдуме, поэтому там предлагают кардинально ужесточить санкции. Как снять зайцев с крыш и подножек поездов и электричек, разбиралась «Парламентская газета».

Штрафы для зацеперов могут вырасти в 40 раз
© Парламентская газета

Всему виной безнаказанность

«Зацепинг», «трэйнсерфинг» и «трэйнхопинг» — все это противоправный проезд снаружи поездов: на крыше, подножках, сцепках и так далее. Он стал популярен среди подростков с начала «нулевых». Сотрудники транспортной полиции отмечают: традиционно с началом весны число зацеперов возрастает.

Так, 23 марта в Тюменской области транспортные полицейские поймали парня, ехавшего на сцепке между вагонами грузового поезда в Екатеринбург. Вахтовик так решил сэкономить на билете домой.

А 24 марта в Москве полицейские задержали пассажира метро, который решил прокатиться на крыше поезда от «Пионерской» до «Кунцевской». На крышу заяц сиганул с моста — составы между этими станциями курсируют по земле.

Работу с потенциальными правонарушителями проводят и железнодорожники. Так, в Московской области до 30 апреля проходит акция «Безопасность» — проводят встречи с подростками, раздают буклеты об опасности зацепинга и рассказывают о наказаниях, которое ждет за это.

Впрочем, с наказанием, как и раз и проблема — сейчас штраф за противоправный проезд снаружи поезда составляет всего 100 рублей.

«Фактически штрафа нет», — прокомментировал такую норму «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Уголовная статья молчит

Штраф в сто рублей установлен действующей статьей 11.17 КоАП с 2007 года. Именно тогда в России появилось и само понятие «транспортная безопасность».

Спустя десять лет, в 2017 году, требования к транспортным хулиганам ужесточили — ввели уголовную ответственность для тех, кто забрасывает поезда камнями или ослепляет пилотов лазерными указками. По этим нормам «за совершение хулиганских действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств» могут лишить свободы на срок до двух лет или выписать штраф 150-300 тысяч рублей.

Теоретически зацеперов также можно привлечь к уголовной ответственности по этой статье УК, сказал Анатолий Выборный. Однако такая практика не стала распространенной.

«Проезд зацеперов может напрямую не угрожать эксплуатации транспортного средства, в данном случае электрички, а чтобы признать действия хулиганскими, в них должно быть выражено явное неуважение к обществу. Но бывает, что хулиганов никто не замечает, и если они не опубликовали видео своих «геройств» в Интернете, то их как бы и не было», — объяснил депутат.

Именно поэтому в Госдуме предложили увеличить штраф для зацеперов сразу в 40 раз — со ста рублей до 2,5-4 тысяч рублей. Такой законопроект уже принят в первом чтении. В марте транспортный Комитет Госдумы одобрил документ к рассмотрению во втором чтении. Ожидается, что это произойдет на одном из апрельских заседаний.

Хулиганы на воде и в воздухе

Параллельно с ужесточением наказания для любителей прокатиться снаружи поезда на рассмотрении в парламенте сейчас находится правительственный проект изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности».

«Любой транспорт — это объект повышенной опасности. Авиадебошир или хулиган на железнодорожном транспорте гипотетически способен в одиночку опрокинуть целый самолет или свести с рельсов целый состав», — отметил Выборный.

По данным Генпрокуратуры, ежегодно фиксируется около восьми тысяч нарушений правил безопасности на транспорте. Задача изменения законодательства — предупредить такие события в принципе. Эта работа идет постоянно, заверил Выборный. Он напомнил, что в 2020 году ужесточили ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

«Если раньше квалифицирующим признаком такого деяния было причинение по неосторожности смерти одного или нескольких человек, то сейчас уголовная ответственность наступает и при неосторожном причинении легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью», — рассказал парламентарий.

Кроме того, появилась уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким или сверхлегким воздушным или маломерным судном.

А в декабре прошлого года подписан закон, согласно которому бортпроводники смогут применять специальные средства сдерживания против авиадебоширов.

«Сейчас мы видим заметное снижение случаев правонарушений, что стало возможно именно за счет ужесточения ответственности», — сказал Выборный.

Ужесточение наказания для зацеперов станет логическим продолжением обеспечения безопасности на транспорте, отметил депутат.