Шведов о ситуации в Казахстане: «К республике вплотную подошел экономический кризис»
«Необычайно пышные празднования Навруза не добавили оптимизма гражданам Казахстана. Многим не до праздников, ведь к республике вплотную подошел экономический кризис. А кроме того, людей пугают тёмные политические интриги в коридорах власти. Не пролилась бы снова кровь. Январь этого года отметился в Казахстане кровавыми протестами, в результате которых свои политические позиции усилил действующий президент Токаев. Как ни странно, что-то подобное здесь уже происходило. В декабре 1986 года на Площади Республики случилось самое кровопролитное студенческое восстание в истории Казахстана, которое вынудило Москву изменить подход к управлению центральноазиатскими странами. Тогда эти события позволили повысить свой политический вес Назарбаеву. 16 марта 2022 года в ходе послания народу Казахстана Токаев объявил о более чем 30 изменениях в действующую конституцию республики. До этого к нему перешло управление Советом безопасности от Назарбаева. Позднее депутаты нижней и верхней палат парламента одобрили изменения в закон о первом президенте, упразднившие его пожизненное право возглавлять совбез и участвовать в координации политики государства. Парадокс в том, что Назарбаев еще в 2014 году запустил так называемый сингапурский сценарий, согласно которому транзит власти должен был состояться в два этапа, а он сам, пока не завершится переход, сохранял роль министра-советника и министра-ментора. Именно по такой схеме Ли Куан Ю передал власть Го Чок Тонгу, который в свою очередь уступил власть сыну первого премьер-министра Ли Сяньлуну. С учетом слабости институциональных механизмов в Казахстане Совету безопасности был придан конституционный статус. Также в конституции зафиксировали, что следующие президенты не должны инициировать изменения в основополагающий свод законов республики. 21 марта 2022 года во время празднования праздника Навруз в Алматы президент объявил Казахстан второй республикой, а депутат Айдос Сарым сравнил митинг в поддержку Токаева с митингами во Франции в эпоху де Голля. Увы, между президентом Казахстана и национальным героем войны, архитектором деколонизации Франции, который первым запустил механизм прямых выборов в стране, можно найти немало различий. Ведь объявленные реформы и изменения в конституцию Казахстана никоим образом не затрагивают суперпрезидентскую вертикаль, не упраздняют Совет безопасности и не отделяют президента от законодательной власти. Не помогает даже название опубликованного послания «Сильный президент, влиятельный парламент, подотчётное правительство». Пока власти Казахстана не озвучили официальную версию январских событий, хронология произошедшего со 2 января по 24 марта 2022 года будет отсылать внимательных наблюдателей не к истории Пятой Французской республики, а, как это ни удивительно, к киргизской тюльпановой революции 2005 года. Тогда страну захватили массовые протесты с требованием отправить в отставку первого президента Аскара Акаева. Люди собирались на главных площадях городов, ставили юрты и выкрикивали антиправительственные лозунги. Под предводительством оппозиционера Бакиева происходил захват административных зданий. Общественность до сих пор помнит, что некий Жыргалбек Сурабалдиев платил деньги добровольцам за участие в погромах и мародёрстве. А когда Бакиев пришёл к власти как полноценный президент, многие из заговорщиков погибли при странных и невыясненных обстоятельствах. Одним из первых и неудавшихся обещаний Бакиева стали конституционные реформы. Президент Киргизии предложил ликвидацию поста премьер-министра и ряд парламентских перестановок, а также народный референдум по запланированным изменениям. К сожалению, реформы так и не способствовали ни стабилизации ситуации в Киргизии, ни демократизации политического процесса. Напротив, в новейшей истории республики они открыли эпоху революций. На протяжении всего президентства Бакиева в стране не прекращались бедствия и растущее недовольство народа. Спустя пять лет Курманбек Бакиев бежал из страны, а в Киргизии произошел новый переворот, который впоследствии повторился еще несколько раз. Конституция страны стала меняться каждые два года, президенты страны – еще чаще, а мэры Бишкека – практически через день. Хочется верить, что это не путь Казахстана, ведь России нужна стабильная Центральная Азия, и ситуация в республике играет ключевую роль для всего региона. Может ли Астана быть надежным союзником для Москвы при общей слабости власти? Очевидно, что в ближайшее время в вопросах безопасности России и Казахстана потребуется более тесная координация, чтобы сюда снова не пришлось присылать войска ОДКБ». Фото: ФедералПресс /Екатерина Лазарева