Дружба или выгода: как на российско-китайские отношения повлияют санкции

Нас выжмут?

Дружба или выгода: как на российско-китайские отношения повлияют санкции
© 2x2.su

Персональный гид по Хэйхэ, профессиональный путешественник Сергей Коренев:

- Реакция на уровне цен на товары уже идёт - двойное повышение стоимости. Если ранее юань считался по закупке и доставке по 12-13 рублей, то теперь меньше чем за 20 рублей и разговор не начнётся. По моим ощущениям, с нас, к сожалению, выжмут в итоге всю выгоду, как китайцы это умеют. И ни о какой дружбе речи не будет, это вообще не их отличительная черта. При этом китайцы (по крайней мере те, с кем мне приходилось сталкиваться) никогда не думают о каких-то долгосрочных вещах - гораздо интереснее заработать на чём-то много и сразу, чем возиться с налаживанием партнёрских контактов. Поэтому всплеска дружбы народов я лично не жду.

Конечно, близость границы значительно ускоряет и упрощает товарообмен. Но я это пока с трудом вижу - не забывайте, что из-за пандемии КНР, похоже, решила пока отделиться от нас, тем самым подняв свой статус и транспортного, и производственного гиганта. Ну а мы свой лес, нефть и газ принесём им сами на продиктованных условиях - у нас другого выхода нет.

Так что в плане отношений я лично верю исключительно в какие-то симпатии между людьми, семьями, максимум в сочувствие китайского компаньона.

- Тем не менее, в новых условиях актуальность моста и канатной дороги, по вашему мнению, не снимается?

- Возможно, но перспективы очень туманные. Вообще в расширении логистической инфраструктуры КНР как раз не нуждается. Наоборот, ей вполне достаточно сузить коридор до игольного ушка, повысив стоимость пропуска. Они сейчас вообще вздувают цены на всё и на пустом месте.

Кроме того, если каждый раз из-за вспышки ковида закрывать целые поселения и границу, я смысла в мосте вообще не вижу. Канатная же дорога больше напоминает туристический арт-объект, тем более что лично я не наблюдаю пока особо стремления КНР открываться для туристов. В 2017-2018 гг., даже в 2010-м это действительно было актуально. Сейчас за покупками обращаются, в основном, на крупные интернет-площадки.

- Но, может быть, амурчане, когда, дай бог, границу откроют, наоборот будут больше стремиться за покупками в Китай? Ведь на их территории цены, возможно, будут менее кусачими?

- К сожалению, прошёл, мне кажется, период, когда можно было поехать туда и купить за копейки. Сейчас дешевле уже не получается. А если и появится хоть какой-то намёк на выгоду, не факт, что наши же власти не зарубят это на корню. В своё время начиналась бурная торговля фруктами на таможенном и околотаможенном пространстве - все прекрасно помнят эти корзинки с яблоками, ананасами и т. д. Но этот китайский бизнес в итоге пришлось свернуть по настоянию властей России: то есть уже на нашей территории ввели столько реальных и надуманных ограничений по пропуску, что за Амуром посчитали этот бизнес неперспективным, а он таким не был!

У нас запретить - милое дело, как с косточковыми из КНР. Причём, хоть сейчас ввоз и разрешён, но я пока их в продаже не вижу - город забит не понять откуда завезёнными мандаринами по 200 руб/кг, в то время как в КНР вовсю урожай снимают.

- Может, и бредовая мысль, но вдруг найдутся желающие перебраться за Амур на ПМЖ? Трудно ли там найти работу?

- Насчёт ПМЖ подробностями, к сожалению, не владею, но в целом сама процедура весьма сложна. И работу далеко не каждый найдёт. Какие-то интересные творческие профессии, типа дизайнерских разработок - ну, допустим. Компьютерщики - тоже возможно, хотя и в России они сейчас будут на вес золота. А в остальном у китайцев, по большому счёту, всё на свой страх и риск.

Мне не встречалось ни одной программы по привлечению специалистов в КНР. Может, они, конечно, есть, но тогда, по идее, им должно было быть обеспечено широкое распространение. К примеру, учителя русского: набирай хороших в Благовещенске и вези к себе на работу - почему-то этого нет.

- России всё равно придётся работать с Китаем намного плотнее - как вы думаете, Благовещенск в этих условиях может получить какой-то особый статус - места, например, важнейших межгосударственных переговоров, и через это получить дополнительное развитие, чтобы соответствовать своему потенциально судьбоносному назначению?

- Я, честно, уже давно таких надежд не питаю. Что бы ни пытались сделать а-ля «Благовещенск - ворота в Китай», получается ерунда. Ездят делегации, надуваются щёки, назначаются какие-то замы по работе с КНР - всё ноль, кроме бесконечных планов на годы вперёд. Взять любую бытовую проблему: кто-то из амурчан на той стороне заболел, арестован, не может выехать - механизм помощи всегда работает со скрипом.

Так что Благовещенск при описанных вами условиях, возможно, будет лишь своего рода отдушиной для командированных из западных или центральных регионов РФ (а кто-то и сам будет проситься в командировку - посмотреть, что там за страна), естественно, за чей угодно, но не за свой счёт. Скорее всего, продолжатся начальственные отчёты в Москву о шикарном развитии Благовещенска, но на эту патриотическую шелуху уже почти никто не клюёт. Если что-то всё же и появляется, то за серьёзную плату.

Особые отношения

С экономикой всё понятно, но неужели положение приграничной территории амурчанам никаких преференций не даёт? Мы же столько лет обменивались дружескими делегациями учителей, врачей и т. д., столько культурных ярмарок провели, столько возложили венков в память о советских освободителях от японской оккупации северо-востока Китая в 1945 г. - да много ещё чего! Благовещенск и Хэйхэ, в конце-концов, официально - города-побратимы. И всё это - лишь красивые слова? Или, как говорится, мухи (то есть культурные связи) - отдельно, котлеты (экономические интересы) - отдельно?

Специалист в области истории российско-китайских отношений, профессор, доктор философских наук Андрей Забияко:

- Естественно, правы эксперты, говорящие, что экономические взаимоотношения России и Китая будут иметь прагматический характер, что КНР постарается получить из них выгоду. Конечно, по-другому и невозможно - экономика и построена на выгоде. Но принципы таких отношений нельзя переносить на другие сферы, в том числе межгосударственные, общественные, культурные и другие. В этих областях могут развиваться отношения, не совпадающие по характеру с прагматикой экономических связей.

Региональный аспект (конкретно Амурской области) российско-китайских взаимоотношений имеет свою специфику. В экономике и других областях взаимосвязи нередко переходят в плоскость межличностных отношений на уровне небольших (по сравнению с очень крупными российскими) компаний и ведомств. Тем более речь в нашем случае о приграничной полосе, где эти контакты могут быть регулярными и устойчивыми. Очень часто такие отношения, особенно в малом бизнесе, сфере культуры, науки и образования переходят в разряд, по крайней мере, приятельских, если не дружеских, хотя бы отчасти уходя от экономического прагматизма и наполняясь позитивными эмоциональными установками.

У китайцев есть понятие «старый друг» - это уже не просто партнёр, по-китайски это почти родственник. «Старые друзья» в ответе друг за друга, должны заботиться о взаимных интересах, а не просто выполнять договорные обязательства. Отношения, построенные на принципе «старые друзья», это обычная практика в приграничных связях между людьми. Русским такой принцип близок, он характерен и для русской ментальности. Вообще в базовых этнопсихологических установках русских и китайцев много больше общего, чем иногда кажется.

Уверен, и тому есть ближайшие подтверждения, что в современных условиях наши отношения будут развиваться конструктивно для всех сторон. Замечу, что позиция большинства простых китайцев твёрдо ориентирована в нынешних условиях на поддержку русских. Мы читаем это и в личной переписке. В течение последних 25 лет сотрудничество в приграничных регионах крепло, и я ожидаю дальнейшего углубления и укрепления наших взаимоотношений.

Компетентно

Замдиректора Агентства по привлечению инвестиций Амурской области Сергей Хмура:

Торгово-экономическое сотрудничество области в большей степени ориентировано на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И в дальнейшем, учитывая складывающуюся внешнеэкономическую ситуацию, регион будет одним из транспортных коридоров в страны АТР. Уже виден интерес бизнес-сообщества в реализации проектов в примостовой зоне. Ожидается рост числа проектов в сфере логистики и складов.

Китай - выгодный и надёжный партнёр, поэтому логистика, энергетика, сельское хозяйство, газопереработка и многие другие сферы экономики области открыты для деловых предложений.

Между тем

На фоне событий на Украине французский город Желос, с которым у Благовещенска были побратимские отношения, в том числе культурные, исторические связи, решил их прервать. Об этом сообщила преподаватель БГПУ, доцент кафедры романо-германских и восточных языков Ольга Кухаренко, которая способствовала установлению дружеских отношений между Благовещенском и Желосом. Впрочем, никаких официальных бумаг на этот счёт в мэрию областной столицы Приамурья пока не поступало.