о ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе
«Суммируя всё сказанное, можно сделать вывод о том, что разворачивающаяся в эти недели и дни политическая и дипломатическая война на индо-тихоокеанском театре обещает оставаться непредсказуемой, сохраняя свою интригу. В то время как Китай и Россия стремятся стать двумя полюсами притяжения в Азии, США и их союзники пытаются открыть в регионе против Москвы и Пекина азиатский фронт».
Новость о том, что Россия отказывается от переговоров с Японией по мирному договору, прекращает безвизовые поездки на Южные Курилы и больше не будет вести диалог о налаживании совместной с Токио хозяйственной деятельности на островах, могла бы стать мегасенсацией, но уже воспринимается как само собой разумеющееся. В самом деле, стоит ли удивляться?
Кардинальные перемены в отношениях России с внешним миром в эти дни происходят не только на Западе, но и на Востоке.
Российская военная спецоперация на Украине запустила процесс радикальной перенастройки всей системы международных отношений, разделив мир сразу на несколько фронтов.
Если ситуация на американском и европейском фронтах понятна и предсказуема — действия США и их западных союзников против России несложно просчитать на несколько шагов вперёд, то положение на индо-тихоокеанском фронте всё же выглядит иначе.
В отличие от Запада, способного мобилизоваться в критические моменты, отбросив стилистические разногласия между членами НАТО и Евросоюза, Восток раздроблен, раздираем противоречиями, территориальными спорами, битвой за ресурсы и рынки, конкуренцией политических моделей и противостоянием лидеров, пытающихся занять своё место под солнцем за счёт других. Это означает, что битва за Азию ещё не окончена.
По большому счёту она только начинается.
Лучшей иллюстрацией этого может служить пример нашего дальневосточного соседа — Японии, с которой Россия после более чем семи десятилетий топтания на месте так и не подписала мирный договор и, похоже, никогда уже его не подпишет.
Один из лидеров азиатского мира, политически Япония встроена в клуб семи ведущих демократий Запада — G7 — и традиционно воспринималась ими как главный региональный противовес растущему влиянию Китая. Однако после начала военной спецоперации на Украине Япония взяла на себя ещё одну, не свойственную ей после поражения во Второй мировой войне миссию по формированию в Азии антироссийского фронта.
Вопрос о том, сделал ли это Токио добровольно, махнув рукой на отношения с Москвой и на судьбу мирного договора, или под давлением США, остаётся открытым — будем считать, что это произошло в добровольно-принудительном порядке.
Но как бы то ни было, именно Токио в итоге стал проводником провозглашённой Западом политики в Азии.
Свидетельством этого тренда, наиболее чётко обозначившегося в последние недели, стала поездка премьер-министра Японии Фумио Кисиды в Индию и Камбоджу, по иронии судьбы завершившаяся в тот самый день, когда МИД России перевернул страницу в отношениях Москвы и Токио.
Азиатское турне японского премьера, вступившего в должность осенью прошлого года, стало самой заметной попыткой Токио включиться в гонку за лидерство в Индо-Тихоокеанском регионе. Поездка Фумио Кисиды обозначила новую стратегию отношений с двумя региональными центрами экономической мощи и политического влияния — Индией, которая к середине XXI века по объёму ВВП может обойти Китай, и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), председательство в которой сегодня принадлежит Камбодже.
Заявка Токио на новое лидерство в Азии после Второй мировой войны приобрела особый смысл в связи с российской спецоперацией на Украине.
Выйдя за рамки вопросов регионального сотрудничества, японский премьер призвал партнёров объединить усилия для сдерживания России.
Погружённые в собственные проблемы, государства Индо-Тихоокеанского региона обычно не проявляют особого интереса к событиям за тридевять земель, на других континентах, если только не идёт речь о судьбах мира. Однако ещё до прилёта в Дели премьер Кисида дал понять, что летит на переговоры с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, чтобы говорить об Украине.
А именно — о совместном с азиатскими партнёрами Вашингтона и Токио противостоянии России.
«Вторжение России на Украину расшатывает основы мирового порядка, включая и Азию, подобное одностороннее изменение статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе недопустимо», — написал в Twitter Фумио Кисида перед прилётом в Дели. Накануне в Токио дали понять, что ждут от Индии отказа от прежней позиции равноудалённости от сторон конфликта на Украине и присоединения самой многочисленной по населению демократии мира к коалиции западных государств.
На итоговой пресс-конференции с Нарендрой Моди премьер Кисида повторил свой тезис о том, что «вторжение России потрясает сами основы мироустройства и должно получить решительный отпор». Однако подписать Нарендру Моди на вступление в войну санкций с Россией на азиатском фронте японский премьер так и не смог.
То же самое произошло на переговорах Фумио Кисиды в Пномпене с премьер-министром председательствующей в АСЕАН Камбоджи Хун Сеном. «Камбоджа готова принять украинских беженцев, но я не разрешаю камбоджийским гражданам участвовать в качестве добровольцев в боевых действиях на Украине. Россия и Украина должны искать решение конфликта путём переговоров», — заявил премьер Хун Сен, отказавшись произнести слова осуждения России.
Правда, до этого Камбоджа оказалась в списке стран, поддержавших резолюцию Генассамблеи ООН с жёсткой критикой действий России на Украине (из стран АСЕАН другую позицию заняли воздержавшиеся Вьетнам и Лаос). Несмотря на то что лидеры Японии и Камбоджи не поддались давлению, резкая активизация Токио стала новым вызовом Москве, на фоне конфликта с Западом поворачивающейся к Востоку.
Суммируя всё сказанное, можно сделать вывод о том, что разворачивающаяся в эти недели и дни политическая и дипломатическая война на индо-тихоокеанском театре обещает оставаться непредсказуемой, сохраняя свою интригу.
В то время как Китай и Россия стремятся стать двумя полюсами притяжения в Азии, США и их союзники пытаются открыть в регионе против Москвы и Пекина азиатский фронт.
Но пример Японии свидетельствует о том, что в нынешних суровых реалиях присоединение к походу Запада неизбежно будет иметь для каждого участника свою высокую цену, которую можно описать вошедшим в наш обиход словом «ответка».
Причём обвал может произойти в мгновение ока, как это случилось с Токио. Ещё 7 февраля, в «День северных территорий» (так в Японии называют Южные Курилы), Фумио Кисида заявил: «Искренне сожалею, что через 76 лет после окончания Второй мировой войны не решена проблема «северных территорий», а между Японией и Россией не заключён мирный договор. Я намерен вести упорные переговоры с Россией по этому вопросу».
И вот — больше никаких переговоров не будет.
Были острова спорные, а стали бесспорными.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.