Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Почему превосходящие силы британской армии сдали Сингапур Японии

80 лет назад британский гарнизон Сингапура капитулировал перед японским корпусом, уступавшим ему по численности личного состава почти в три раза. По словам историков, это стало одной из наиболее масштабных побед японской армии и крупнейшей в истории капитуляцией британских вооружённых сил. Взятие Сингапура резко усилило позиции Японии в Юго-Восточной Азии. Как отмечают эксперты, официальный Лондон в полной мере так и не смог оправиться от этого поражения, которое стало мощным ударом по Британской империи в целом.

15 февраля 1942 года армия Великобритании потерпела одно из крупнейших поражений в своей истории — британский гарнизон Сингапура капитулировал перед значительно уступающим ему по численности японским корпусом.

Начало бури

По словам историков, из-за разгрома немецкими войсками армии Франции в 1940 году во французских колониях в Юго-Восточной Азии возник военно-политический вакуум, позволивший Японии оккупировать Индокитай. Это резко усилило её влияние в регионе и позволило ей строить планы экспансии других территорий.

«Находившаяся под британским контролем Малайя была богата полезными ископаемыми, необходимыми военной промышленности, в частности оловом. Тут же было сосредоточено производство каучука. Ключом к этим богатствам был остров Сингапур, на котором находилась мощная британская военная база, позволявшая официальному Лондону контролировать весь регион», — рассказал RT научный сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.

По словам историков, в 1941 году власти Великобритании и США хотя и замечали военные приготовления Японии, но не осознавали до конца масштаба угрозы, нависшей над их владениями в Тихоокеанском регионе.

Как отметил в разговоре с RT кандидат исторических наук Ярослав Левин, даже Сингапур, являвшийся символом британского владычества в Юго-Восточной Азии, был не готов к обороне. Артиллерия его фортов предназначалась для обороны от вражеских кораблей и не была приспособлена для отражения атак со стороны суши. В самом городе не было бомбоубежищ — гражданская администрация колонии отчаянно сопротивлялась мобилизационным мерам. К тому же из-за войны в мире резко выросли цены на сырьё, и чиновники не хотели отдавать армии рабочую силу, приносившую баснословные доходы.

На первый взгляд британские военная группировка в Малайе выглядела внушительно. Общая численность контингента достигала почти 90 тыс. военнослужащих, включая 20 тыс. англичан, 15 тыс. австралийцев, 37 тыс. индийцев и 17 тыс. местных жителей. Однако значительную часть британских войск составляли плохо обученные новобранцы. По словам историков, достаточно мощной в регионе была группировка английского флота. Но при этом авиации в Юго-Восточной Азии британцам не хватало, а танков и вовсе практически не было.

«Британцы не считали японцев серьёзным противником. Они верили в мощь своего флота и в превосходство своей расы. Существовало мнение, что один британский солдат в бою стоит десяти японских», — отметил Андрей Горбунов.

По словам доцента МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Алексея Фененко, несмотря на то что политические руководители США и Великобритании неоднократно видели примеры молниеносного нападения Японии на своих противников, они всё равно не верили в то, что японцы осмелятся напасть на них. Британские подданные в лице европейских офицеров, малайских аристократов и китайских магнатов устраивали в Сингапуре балы и спортивные соревнования вместо того, чтобы готовиться к войне.

6 декабря австралийские лётчики доложили об обнаружении японских боевых и транспортных кораблей недалеко от берегов Малайи, однако представители британского командования решили, что японцы идут в Таиланд.

Но уже в ночь с 7 на 8 декабря 1941 года началась высадка японских войск в районе города Кота-Бару в Малайе. Практически синхронно японцы атаковали американскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах (по местному времени это произошло на рассвете 7 декабря). В эту же ночь 17 японских бомбардировщиков совершили первый налёт на Сингапур.

Когда британское командование в Малайе поняло, что произошло, была отдана команда бомбить японские транспортные суда в районе Кота-Бару, но те уже выгрузили свои войска.

Чтобы помешать дальнейшей высадке десанта, из Сингапура вышла британская военно-морская эскадра, носившая название «Отряд Z». Узнав из телеграфного сообщения, что японцы высаживаются в районе города Куантан, командование эскадры решило двинуться туда без уведомления базы в Сингапуре и без авиационного прикрытия. Однако британские корабли были замечены экипажем японской подводной лодки, после чего японцы подняли в воздух 85 бомбардировщиков.

10 декабря 1941 года британская эскадра была уничтожена. Японское командование ликовало.

События на суше тоже развивались не лучшим образом для британцев — их войска отступали и были в значительной степени деморализованы.

Падение Сингапура

В середине января 1942 года в Сингапур прилетел недавно назначенный командующим союзными войсками в зоне Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Тихого океана британский генерал Арчибальд Уэйвелл. Побывав на фронте, он нашёл положение британских войск безнадёжным и приказал отступать на юг. После этого он обследовал укрепления Сингапура и сообщил в Лондон, что остров беззащитен со стороны суши.

Тем временем японцы успешно продвигались по Малайе, обходя британские позиции и вынуждая оказавшихся в окружении англичан прорываться к своим главным силам через джунгли, бросая технику и людей. Ни медиков, ни раненых британских военнослужащих японцы в плен не брали, а зверски убивали на месте.

В Сингапур массово стекались беженцы. Номинально население города составляло около 550 тыс. человек, но в начале 1942 года, по некоторым данным, оно достигло цифры почти в миллион человек. С учётом прибывших подкреплений британцы сосредоточили на острове порядка 85 тыс. военнослужащих, тогда как численность японского корпуса, наступавшего на Сингапур, составляла всего около 30 тыс. человек (британцы считали, что в два раза больше).

Несмотря на явное численное превосходство своей группировки, британское командование даже не пыталось подготовить наступление. Не было принято мер и по мобилизации местного населения для обороны Сингапура. Вместо этого британское командование в спешном порядке взрывало военно-морские объекты, чтобы те не достались японцам.

По словам историков, японские войска были истощены маршем по Малайе, но по состоянию морального духа и боевой подготовке существенно превосходили британцев. Командующий японской группировкой генерал Томоюки Ямасита отдал приказ готовиться к штурму Сингапура. Японцев не смутило то, что британские войска незадолго до этого взорвали дамбу, соединявшую остров с материком — форсировать пролив они готовились на понтонах и надувных лодках.

На рассвете 8 февраля 1942 года Сингапур подвергся жестокому артиллерийскому обстрелу и бомбардировке. Британское командование было уверено, что это начало многодневной подготовки к штурму, однако вечером того же дня японцы уже преодолели пролив между материком и островом — к утру 9 февраля на японском плацдарме уже находились около 10 тыс. военнослужащих. После этого японцы начали переправлять танки и артиллерию, а вечером 9 февраля Ямасита уже перенёс на остров Сингапур свой штаб.

Генерал Уэйвелл приказал вывести из Сингапура всю авиацию, а сам спешно покинул остров. Вслед за ним оставило Сингапур командование морской базы. Руководить обороной острова остался генерал Артур Персиваль.

Несмотря на численное преимущество, британские войска отступали. Вскоре в руках японцев оказались резервуары, снабжавшие Сингапур питьевой водой, и продовольственные запасы британских войск.

Однако у японцев дела тоже обстояли не лучшим образом. И без того уступая британцам в численности, они понесли в ходе боёв за остров серьёзные потери, горючее и боеприпасы заканчивались. Казалось, что ещё немного, и им бы пришлось покинуть Сингапур. Однако к этому времени генерал Персиваль провёл военный совет и принял решение сдаться.

15 февраля в 11:30 к японским передовым позициям прибыла машина под белым флагом — британские переговорщики заявили о намерении капитулировать. Ямасита потребовал, чтобы в переговорах участвовал лично Персиваль.

В 17 часов того же дня к японскому штабу подъехала британская делегация во главе с Персивалем, который лично нёс белый флаг. Ямасита, опасавшийся того, что британцы поймут всю сложность его положения, форсировал события и потребовал безоговорочной капитуляции — много лет спустя Ямасита назовёт свою стратегию «чистым блефом». Британцы тогда просили время на раздумья, но японский генерал пригрозил возобновлением полномасштабных боевых действий, и Персиваль его условия принял. Британский гарнизон Сингапура капитулировал.

Заняв город, японцы устроили массовую резню: они убивали всех китайцев, участвовавших в обороне Сингапура или придерживавшихся антияпонских убеждений. Европейцев и индийцев отправляли в концлагеря. По японским данным, в ходе боёв в Малайе и на Сингапуре в плен сдались около 100 тыс. британских военнослужащих.

«Это была крупнейшая капитуляция в истории британских войск и в то же самое время одна из важнейших исторических побед Японии», — подчеркнул Андрей Горбунов.

По словам Ярослава Левина, новость о падении Сингапура ошеломила власти Великобритании и США, так как союзники лишились важнейшей базы, а для японцев оказались открыты пути на Индию, Австралию и Океанию.

«Если бы Германия и Япония смогли бы скоординировать свои силы и синхронно ударили бы по Египту, Австралии и Новой Зеландии, это уже тогда могло бы привести к мгновенному краху Британской империи и выбыванию Британии из Второй мировой войны. Но в целом Лондон и так потерял один из важнейших плодов своих завоеваний XIX века, а вместе с ним и влияние в регионе. Распад империи, который произойдёт после войны, был предрешён», — подвёл итог Алексей Фененко.