Сверхбогатые хотят платить больше налогов, но общество не может позволить себе зависеть от них

Требования к сверхбогатым платить больше налогов не новы, но обычно они исходят не от миллиардеров или миллионеров

19 января 2022 года около 100 богатейших людей мира заявили, что правительствам пора забрать больше их денег. В открытом письме они заявили, что их личное состояние следует использовать для улучшения здоровья населения и сокращения крайней бедности. В письме, озаглавленном «Мы доверяем налогам» и подписанном 102 чрезвычайно богатыми людьми, говорится: «Хотя за последние два года мир пережил огромное количество страданий, мы на самом деле стали свидетелями роста нашего благосостояния во время пандемии. Мало кто из нас может честно сказать, что мы платим свою справедливую долю налогов».

Фото: https://rueconomics.ru/

Далее в нем говорилось: «Восстановление доверия требует налогообложения богатых. Мир — каждая страна в нем — должен требовать, чтобы богатые платили свою справедливую долю. Облагайте налогом нас, богатых, и облагайте налогом сейчас». Так что же нам делать с этим явно щедрым приглашением? Может ли это на самом деле стать поворотным моментом в призывах к более прогрессивной налоговой системе, или это пиар-упражнение, вызванное массовым давлением и критикой?

Несомненно, социальные сети позволяют высмеивать, бросать вызов и критиковать самых богатых людей мира, что было невозможно во времена Джона Д. Рокфеллера или Генри Форда. Голландский историк Рутгер Брегман стал интернет-сенсацией в 2019 году, когда призвал участников Всемирного экономического форума в Давосе «перестать говорить о благотворительности и начать говорить о налогах». Он добавил: «Такое ощущение, что я нахожусь на конференции пожарных, и никому не разрешено говорить о воде». Такого рода открытые вызовы указывают на заметный сдвиг в представлениях о ценности миллиардеров и необходимости введения налога на богатство.

Действительно, более внимательное прочтение письма позволяет предположить, что оно было мотивировано не только моралью, но и прагматизмом. Оно красноречиво завершается предупреждением: «История рисует довольно мрачную картину того, как выглядит эндшпиль крайне неравных обществ… это налоги или вилы. Давайте прислушаемся к истории и выберем мудро». Возможно, тогда нам следует быть осторожными, когда самые богатые в мире решат, что пришло время перемен. Примечательно, что в письме нет упоминания о глобальных условиях труда, имеющих решающее значение для создания чрезвычайного богатства, или о том, действительно ли оно заслужено.

Существует также тот факт, что очевидно филантропические действия также могут быть использованы для того, чтобы отдать предпочтение богатству благотворителей, а не расширению прав и возможностей тех, кому оно предназначено помочь. Известные благотворительные организации часто ограждают сверхбогатых от различных налогов, одновременно предоставляя им большую степень контроля над тем, кто что получает в обществе.

Цена миллиардеров

Публичное признание миллиардерами того, что они должны облагаться более высокими налогами, по-видимому, является четким признанием того, что необходимы изменения, когда речь идет о решении проблем глобального неравенства, здоровья и изменения климата. Тем не менее, это можно также рассматривать как еще один пример того, что было названо «пробудившимся капитализмом» — попыткой людей, в первую очередь ответственных за различные социальные проблемы, представить себя героями щедрого решения. При этом они отклоняют более глубокие вопросы о том, может ли общество с живой демократией, всеобщим процветанием и экологической устойчивостью позволить себе миллиардеров.

Фото: https://www.vedomosti.ru/

Другой подход заключается в том, чтобы рассматривать само существование миллиардеров как симптом несостоятельности экономической системы, а не как торжество ее успеха. Это означает глубокое переосмысление того, откуда берутся богатство и ценность, и замену «культа генерального директора» в пользу альтернативных двигателей инноваций и прогресса, таких как государственные инвестиции и человеческий труд. Это также означает отнятие власти у очень богатых и расширение демократического голоса, который люди имеют на своих рабочих местах и ​​в сообществах.

Таким образом, заставить миллиардеров платить больше налогов — лишь один из многих возможных шагов. Более существенные преобразования могут включать универсальный базовый доход, ведущий к расширению возможностей в будущем после работы, рост социальной экономики, стремящейся ставить людей выше прибыли, или переход к «экономике замедления роста», которая может принести пользу планете и сделать всех менее зависимыми по прихоти сверхбогатых.

Автор: Питер Блум, профессор менеджмента, Университет Эссекса