Путин, Макрон, Байден или Вагнер: Африка не знает, к кому прислониться
Францию пугает стремительное усиление влияния России в той части Африки, которая традиционно считалась французской вотчиной. Влияние идет по нескольким направлениям – от военно-политического до экономического, констатируют эксперты. Причем Россия быстро занимает ту нишу, которую сама Франция теряет из-за пробелов во внешней политике. Так что Елисейский дворец может винить только самого себя.
La Presse: Россия начала интервенцию в Африку в 2019 году
Политолог Татьяна Смирнова из исследовательского центра FrancoPaix в авторской колонке в издании La Presse пишет, что повышение интереса России к Африке (и в частности, к Сахелю – территории, которая исторически считалась зоной исключительного французского влияния) началось с проведения российско-африканского саммита в 2019 году.
Второй саммит, намеченный на 2022 год, помогает укрепить гипотезу о репозиционировании России на Африканском континенте. Смирнова также констатирует резкую реакцию в западных бюрократических ведомствах на любую гипотезу об увеличении российского военного присутствия в Африке.
В основе разногласий лежит деятельность т.н. ЧВК Вагнера, которая ранее была активна в Ливии и Центральноафриканской Республике. Однако в сентябре 2021 года поползли слухи о возможном участии наемников в военном конфликте в Мали – государстве, которое ранее было французской колонией. Естественно, это вызвало бурную и негодующую реакцию Франции, которая до сих пор мечтает доминировать в Сахеле посредством военных операций, констатирует Смирнова.
Эксперт абсолютно резонно указывает, что Россия остается едва ли не последней надеждой для региона, столкнувшегося с абсолютной неудачей международного вмешательства. Нынешняя ситуация в Мали, охваченных гражданской войной, иллюстрирует разочарование населения деятельностью и местных, и западных политических элит.
Влияние джихадистских группировок в Сахеле синхронно растет сразу в трех странах – Мали, Буркина-Фасо и Нигере – которые входят в число самых бедных в мире. Нападения на мирное население происходят почти ежедневно, и люди уже устали от этого бесконечного конфликта, длящегося уже 8 лет. Вот и ищут опору.
Россия стремится занять место, освободившееся после ухода Франции
О том, что российские наемники могут действовать в Мали, синхронно сообщили десятки франкоязычных изданий по всему миру – от Сенегала до Алжира. В подробностях написало об этом даже такое влиятельное французское издание как Le Figaro, которое цитирует источники из Елисейского дворца и с набережной Орсе, где находится французский МИД. Эти источники называют появление российских наемников в бывшей французской колонии в Африке «красной линией» для Парижа. Из этого и становится понятно, откуда столько гневных публикаций.
Израильский телеканал марроканского бизнесмена Патрика Драи i24NEWS в мельчайших деталях рассказывает о том, что «вагнеровцы» якобы взяли в плотное кольцо еще и Марокко. Это тоже бывшая французская колония, в которой, правда, намного спокойнее, чем в Мали.
i24NEWS умудрились насчитать около 1 тысячи наемников в Алжире и еще столько же – в Мавритании. Непонятно, правда, зачем нужны «солдаты удачи» в странах, где не идет гражданская война.
А вот уж в чем можно согласиться с выводами израильского издания, так это в том, что Россия стремится активно занять нишу, появившуюся после ухода из региона Франции.
В 2016 году французы решили прекратить свое военное присутствие в Мали в рамках Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации (MINUSCA), а в нынешнем году фактически завершили свою крупнейшую военную операцию «Бархан», в которой наряду с Францией участвовала и Великобритания. Президент Макрон заявил, что число военных, участвующих в «Бархане», сократится вдвое – с 5 до 2,5 тыс.
La Tribune: американцы уже поспешили вмешаться в африканские дела
Не обошлось во французских делах в Африке не только без Великобритании, но и без США.
Американский госсекретарь Энтони Блинкен уже успел «выразить обеспокоенность» по поводу нестабильности в Мали и предостерег Россию от любых попыток вмешательства в малийскую войну. Сделал это заявление Блинкен во время африканского турне, в ходе которого Блинкен посетил именно государства Сахеля.
Глава американской дипломатии побывал в Сенегале, став последней остановкой своего африканского турне.
Блинкен завел старую шарманку про демократию, припомнив, что в 2022 году в Мали должны пройти президентские и парламентские выборы. Американцы, разумеется, пообещали проконтролировать, насколько выборы будут соответствовать «демократическим стандартам».
«Мы надеемся возобновить нашу полную поддержку, когда демократически избранное правительство вступило в должность. Было бы особенно прискорбно, если бы внешние акторы вмешались, еще больше усложнив ситуацию», – цитирует госсекретаря ведущая французская газета La Tribune.