Евразийство и суверенитет: почему Казахстан 30 лет назад поверил Назарбаеву
Казахстан на этой неделе отмечал главный государственный праздник страны – День независимости. Из-за пандемии пришлось обойтись без массовых мероприятий. А те, что не отменили, провели в строгом соответствии с антиковидными правилами. О непростом пути к суверенитету – материал на телеканале «МИР 24».
16 декабря 1991-го, Алма-Ата. Депутаты Верховного Совета Казахстана вот уже второй день обсуждают конституционный закон о независимости.
«Никак не приходят к консенсусу. В парламент приходит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и объясняет всем, что весь народ Казахстана ждет принятия этого очень важного конституционного закона, только после которого мы становимся полноправным членом международного сообщества», – рассказал депутат Сената Парламента Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед.
Так Казахстан последним из советских республик объявил о своем суверенитете.
Конец 1980-х. В республике, как и во всей стране, пустые прилавки, очереди за продуктами, недовольство «союзным центром». В 1986-м Москва назначает на пост главы республики Геннадия Колбина, человека, не знавшего ни казахских традиций, ни языка.
«В это время как будто молотком по голове ударили. Что, у нас своего человека нет что ли, почему привезли? Мы там обсуждали, что надо выходить, пора, хватит терпеть», – вспоминает участник декабрьских событий 1986 года Курмангазы Айтмурзаев.
17 декабря 1986 года на улицах Алма-Аты тысячи протестующих. Их разогнали силами милиции и Внутренних войск. В ход шли дубинки и саперные лопатки.
И так по всей республике. За участие в митингах исключали из партии, отчисляли из вузов, увольняли с работы. В июле 1989-го забастовку устроили карагандинские шахтеры. Это был один из первых масштабных протестов рабочих в «стране перестройки».
«Полки пустые, сегодня рубль, а завтра 20 копеек, сумасшедшая инфляция. Сегодня предприятие работает, завтра не работает», – рассказал премьер-министр Казахстана в 1991-1994 гг.Сергей Терещенко.
Главным переговорщиком с бастующими горняками стал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев. Всего месяц как сменил на этом посту Колбина.
«Одно вам могу сказать. Поверьте мне, я не пришел сюда для того, чтобы вас в чем-то обманывать и так далее. Потому что с вами мне работать, и видеться придется», – обратился к рабочим Назарбаев.
«Он 12 часов стоял с шахтерами на площади и вел переговоры, он мне потом рассказывал. Говорит, знаешь, я в машину сел, туфли снял, а потом, когда выходить, не смог надеть, ноги отекли. Поэтому босиком пошел домой», – вспоминает Сергей Терещенко.
1 декабря 1991 года он станет первым президентом республики. За него проголосовало почти 99% избирателей.
«Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности президента Республики Казахстан».
Советского Союза к тому моменту уже фактически не было. Но Назарбаев до последнего верил: страну можно спасти.
«Я с первых дней развала страны выступал за то, чтобы не разорвать вживую те связи, нити, которые были. Да, независимое государство, строим суверенитет, каждый пошел своим путем, своя политика. Но были такие отношения, как производственные отношения между предприятиями, без этого жить нельзя. Человеческие отношения были. До того люди смешались: у кого-то дети учились, у кого-то родственники в другой стране были», –отметил Нурсултан Назарбаев в интервью Межгосударственной телерадиокомпании «МИР».
Но 8 декабря 1991-го лидеры трех славянских республик объявили о роспуске СССР и создании СНГ. В Вискулях ждали и Назарбаева. Но он так и не прилетел.
Спустя неделю главы центральноазиатских республик собрались в Ашхабаде. Хотели создать объединение тюркских государств. Назарбаев убедил коллег: разделяться, тем более по национальному признаку, крайне опасно. Нужно присоединиться к СНГ.
«Назарбаев созвонился с Ельциным, Кравчуком, Шушкевичем и сказал: да, мы готовы обсуждать вопросы создания некоего объединения. Но это будет в Алма-Ате, ни в Москве, ни в Минске, ни в Киеве. Все согласились», – рассказал Сергей Терещенко.
Так появилось Содружество Независимых Государств в своем основном составе – 11 республик. Почти как Советский Союз, но без Грузии и Прибалтики.
Первые годы независимости – сплошь проблемы. Продукты по талонам: в одни руки 200 граммов сливочного масла и вареной колбасы, по килограмму сахара и риса. Предприятия закрывали одно за другим. На еще действующих зарплату задерживали по три-четыре месяца.
«Инфляция была до 3000%, шаром покати, не было продовольственных продуктов, кроме хлеба, кефира», – вспоминает первый министр печати и информации Республики Казахстан Куаныш Султанов в 1991-1993 гг.
В то время Назарбаев чуть ли не единственный, кто понимал: жить лучше как раньше – вместе, а не порознь. Это он предложил создать общий телеканал. Так в 1992 году появился «МИР».
«Считаю, что канал «МИР» является весомым, очень важным средством массовой информации. Кстати, будучи министром иностранных дел, я принимал участие в создании вашего телеканала, подписывал соответствующие документы в рамках Содружества Независимых Государств», – рассказал «МИРу» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
А в 1994 году в стенах МГУ Назарбаев впервые озвучил идею евразийской интеграции. Спустя годы идея оформилась в Евразийский экономический союз.
Новой стране приходится начинать все с нуля. Новый флаг, герб и гимн. Первую партию тенге по эскизам казахстанских художников печатают в Великобритании. Новенькие банкноты везут в мешках обычным рейсом. Лишь два года спустя в оборот ввели тенге, отпечатанные в Казахстане.
Самостоятельно пришлось выстраивать и международные отношения. В Министерство иностранных дел Назарбаев пригласил людей талантливых и проверенных. В их числе будущий президент республики Касым-Жомарт Токаев. Тогда он только вернулся из Пекина, где работал в советском посольстве.
«Я с ним увиделся в 1992 году в Москве, и он сказал буквально: «Бери шинель, иди домой». Вот так началась моя карьера», – привел подробности встречи Токаев.
Молодая республика доказала миру, что она надежный партнер. В страну потекли инвестиции. Иностранные, в том числе российские, специалисты помогали развивать нефтедобычу, металлургию и энергетику.
«На сегодняшний день у нас нет ни споров, ни проблем ни с одной страной мира. Вот это результат деятельности Елбасы, прежде всего. Его устремлений вперед в поисках взаимовыгодных решений многих вопросов», – считает дипломат, государственный деятель Кайрат Абусеитов.
Вложились инвесторы и в новый главный город республики. В непростые годы, когда денег не хватало даже на самое необходимое, Назарбаев предложил перенести столицу в центр страны. Президент знал, что у идеи будут противники. Пошел на хитрость – озвучил ее в свой день рождения.
«Парламент еле-еле проголосовал. Сказал, ладно, давайте проголосуем, у него сегодня день рождения, это произойдет через 40 лет примерно, нас в это время не будет. В 1997-м, через три года, все с гармошкой, в поезде, как на целину, поехали. И тепленькими их встречали здесь с поезда», – вспоминает Назарбаев.
Но условия были не тепличные: продуваемая со всех сторон степь, морозы до 40 градусов. Инфраструктура совсем не столичная.
«Где жить-то, где? Какой-то техникум. Штаб начали переселять сюда. Я говорю: «Ставьте койку в спортзал». Солдатская койка, матрас, сверху матрас, и все. Вот так начальник Главштаба жил», – рассказал начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан в 1997-2000 гг. Бахытжан Ертаев.
Вместе с новым городом развивалась и вся страна. Казахстан вошел в клуб нефтяных гигантов, стал транзитным мостом не только между странами Содружества. Республика объединила гигантские рынки Китая и Европы. Если в 1995-м ВВП немногим превышал 20 миллиардов долларов, то через 15 лет – почти 150 миллиардов. При этом Казахстан сохранил мир с другими странами и стабильность внутри государства. Последние президентские выборы дали миру пример преемственности власти.
«Суверенитет – это не пустые лозунги и не громкие слова. Самое важное, чтобы каждый гражданин ощущал плоды независимости, главные из которых – мирная жизнь, общественное согласие, повышение благосостояния народа, уверенность молодежи в своем будущем», – подчеркнул президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.