«Кремль лжет, утверждая, что SWIFT – фигня: Страна потеряет 50% нефтяных доходов»

Издание The Globe and Mail рассказало своим читателям, что у США есть мощное экономическое оружие, несмотря на заявления российских чиновников, что «им не страшен серый волк». Эрик Регали, руководитель европейского бюро GaM, в статье «Быстрый путь к экономическому краху» пишет: «Слава Богу, что за финансовую глобализацию должны отвечать американцы. Российская финансовая система больше не является островом, какой была в советское время. Но ее можно эффективно вернуть назад и снова сделать изолированным островом – одним щелчком переключателя».

«Кремль лжет, утверждая, что SWIFT – фигня: Страна потеряет 50% нефтяных доходов»
© Свободная пресса

Это мнение как-то не вяжется с другими экспертными прогнозами, в том числе не только российскими. Буквально накануне украинский экономист Александр Хмелевский дал противоположную оценку. По его словам, угрозы США отключить Россию от международной межбанковской системы платежей SWIFT из-за якобы готовящегося «вторжения» РФ на Украину бессмысленны и не имеют никакой реальной перспективы. Если экономика РФ и потерпит ущерб, то только имиджевый, убежден Хмелевский. И вообще не США, а банковское сообщество решает этот вопрос.

В логике украинскому эксперту трудно отказать. Политики и банкиры вообще редко ладили друг с другом. Первые – ребята горячие, сделавшие карьеру в жарких дискуссиях, в которых приз зрительских симпатий значит больше, чем трезвый взгляд на вещи. Вторые – прагматики и циники до мозга костей, которые категорически не приветствуют потрясения. Например, небезызвестный Джон Рокфеллер не ради красного словца любил говорить: «Деньги любят тишину».

Тем не менее, в 2012 году янки смогли «нагнуть» европейцев, а затем – банковское сообщество, что привело к отключению Ирана от SWIFT. «Для Ирана боль пришла быстро и яростно», – пишет Эрик Регали. Он цитирует Марию Шагину, эксперта по санкциям, приглашенного научного сотрудника Финского института международных отношений: «Страна (Иран) потеряла почти половину доходов от экспорта нефти и 30 процентов внешней торговли».

Что любопытно: автор The Globe and Mail ссылается на статью-страшилку, которая была написана специально для россиян. Ни в коей мере не желая обидеть коллег, скажем лишь прописную истину, что мы живем в эпоху беспощадной информационной войны.

Да, это правда, что Иран находится в тяжелейшем кризисе. Например, в стране фактически не прекращаются уличные протесты по поводу нехватки воды, что сопровождается ростом насилия. Даже жители Тегерана, наиболее благополучного города, и те скандируют антиправительственные лозунги, называя свою жизнь коммунальным адом. Силы безопасности неоднократно применяли слезоточивый газ для разгона протестующих, а те в ответ, по сообщению CNN, даже стреляли из пистолетов. Причина банальна – у правительства из-за западной блокады нет денег для модернизации.

Газета The New York Times со ссылкой на свои источники в Тегеране рассказывает американцам, что в Иране после отключения SWIFT вымер средний класс, а его бывшие представители готовы на все, лишь бы Запад простил и опять вернул в свои объятия. Но режиму аятолл, утверждает NYT, пофиг страдания простых людей.

Так-то оно так, но почти все банки этой страны были вновь подключены к SWIFT в 2016 году – не столько благодаря подписанию ядерной сделки, сколько из-за страха, что персы развяжут войну против соседей. В частности, судьба Азербайджана недавно висела на волоске, о чем свидетельствовали жесткие угрозы в адрес Баку.

Вообще-то санкционное давление – вещь обоюдоострая. Янки так «прижали» персов, что к власти пришел ортодокс Ибрахим Раиси вместо адеквата Хасана Рухани, который был готов вернуться к ядерной сделке. Теперь все идет к тому, что Иран станет обладателем атомной бомбы.

Есть и примеры пострашнее. По мнению американского историка Эрины Блейкмор, опыт, по сути, санкционного Версальского договора, который вынудил Германию после Первой мировой выплатить огромные репарации, показывает, что лучше этого не делать. Гитлер пришел к власти на волне национализма, появившегося после унижения целой нации. Речь идет не о выводах отдельного ученого, а о правительственной оценке США европейской катастрофы XX века.

Иначе говоря, США давят на РФ с учетом всех аспектов. За океаном, как бы не критиковали американцев, сидят далеко не глупые люди. Можно даже не сомневаться, в Штатах моделируют постсанкционную политику Кремля.

Да, Россию чисто технически можно отключить от SWIFT одним щелчком переключателя, как бахвалится руководитель европейского бюро GaM Эрик Регали. Здесь, однако, разумнее послушать спеца по банковскому сектору, руководителя представительства инвестиционного Фонда ANIF в России Сергея Григоряна, который сообщил «Свободной прессе», что «отключение России от SWIFT равнозначно объявлению войны, поскольку будет означать финансовую изоляцию. Это очень сильно затруднит операции с международными банками и ощутимо ударит по импорту и экспорту товаров и сырья».

Чтобы было еще понятнее, речь идет об объявлении Западом войны ядерной сверхдержаве – по сути единственной стране в мире, способной уничтожить раз и навсегда Соединенные Штаты. Дело даже не в том, что Кремль обидится и начнет вытирать кровавые сопли. Москва просто вынуждена будет силой принуждать «западных» партнеров к миру.

В Вашингтоне, думается, прекрасно понимают, что полетит к чертям вся система мировой безопасности, если переусердствовать с санкциями. Белый дом не может справиться даже с ядерными хотелками Северной Кореи и Ирана. Тем не менее, кое-кому на Западе хочется поиграть с огнем.

«Чтобы причинить России максимальный ущерб в максимально короткие сроки, наилучшим вариантом является отключение финансовой системы России от SWIFT. Именно поэтому такой вариант часто называют “ядерным” вариантом», – предлагает автор The Globe and Mail.

Заметим также, что западные СМИ пишут только о том, как они могут «наказать» Россию, тогда как с нашей стороны не звучат ответы на угрозы, а слышны робкие заявления типа «как-нибудь переживем» или «найдем способ обойти санкции».

Да, экономически мы не можем ответить Западу, но было бы разумно пообещать устами вторых лиц государства, что отключение от SWIFT и впрямь вернет Россию на «советский остров», но с теми же границами, которые были до развала СССР.

Кстати, тот же Эрик Регали признает, что альтернативы системе SWIFT имеются – как в РФ, так и в КНР – пусть и относительно малые. И вообще, поступление платежей за наши, прежде всего, сырьевые товары прервется только на некоторое время, пока бизнес не уладит взаиморасчеты. С такой точкой зрения согласны и другие западные экономисты. Даже на американских форумах простой интернетовский люд пишет, что Москве пора обязать часть платежей, скажем за газ, перевести в рубли, например 1 % от общей суммы по «золотому» курсу.

#krab дает совет: «По-русски, это кажется, называется подстелить соломку, чтобы было не больно падать. Нужно лишь прописать в контрактах форс-мажорную формулу цены, где увязать соотношение стоимости фьючерсов на газ и золото с рублевой ценой на драгметаллы на момент отключки от SWIFT. Ну а далее придерживаться последующей индексации по внутренней инфляции, пока у политиков мозги на место не встанут. Ничего личного - мне не нужны экономические проблемы из-за упавших бирж».

И в самом деле, США и ЕС уже не угрожают отключением, например, от платежных систем VISA, только потому, что у нас есть «МИР». Значит, если в контрактах будет отдельно прописан механизм перехода на альтернативные платежи, то потеряет всякий смысл SWIFT-страшилка.