Новый мэр Нью-Йорка Эрик Адамс попробует вернуть городу величие. Это будет непросто

Демократ Эрик Адамс одержал во вторник уверенную победу в борьбе за пост мэра города, однако ему предстоит сложная работа по преодолению многочисленных вызовов, стоящих перед мегаполисом, который все еще окончательно не справился с последствиями пандемии.

Новый мэр Нью-Йорка Эрик Адамс попробует вернуть городу величие. Это будет непросто
© ТАСС

Адамс выступает с позиций наведения порядка в Нью-Йорке и борьбы с преступностью на фоне ее роста после беспорядков лета 2020 года и движения за лишение полиции финансирования. Он сам 22 года прослужил в полиции. Еще будучи на службе, он заявлял, что решил стать полицейским, чтобы изменить систему изнутри после того, как ему пришлось побывать ее жертвой в юности. Хотя Адамс и демократ, от левого крыла партии, значительно усилившегося на фоне прошлогодних протестов, он далек. В 1997-2001 годах он даже числился в рядах республиканцев.

Почему это важно

Как отмечал сам Адамс в интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману три года назад, еще будучи главой Бруклина - одного из пяти районов Нью-Йорка, - крупнейший мегаполис США играет важную роль в жизни всей страны. Успех или неудача нового мэра на посту главы городской администрации может оказать влияние на политические настроения далеко за пределами Нью-Йорка.

Адамс - умеренный демократ. При проведении своего курса ему предстоит противостоять как левым демократам - прогрессистам, которые по итогам выборов увеличили влияние в городском совете, так и придерживающихся более правых взглядов однопартийцев, а также республиканцев. Если Адамс не справится, это негативно скажется на позициях демократов на промежуточных выборах в Конгресс в 2022 году, на предстоящих тогда же выборах губернатора штата Нью-Йорк, а также на президентских выборах в 2024 году.

Нью-Йорк традиционно тесно связан с Россией. Как указывал Адамс в интервью Гусману, всего в Нью-Йорке насчитывается более 700 тыс. русскоязычных жителей - больше, чем во многих российских городах. Стоящие перед городом проблемы непосредственно касаются и их. В Нью-Йорке находятся генконсульство РФ и постоянное представительство при ООН.

Хотя власти города непосредственно не определяют внешнюю политику, у них достаточно инструментов для влияния на нее. Например, именно городские власти настаивали во время недели высокого уровня Генеральной Ассамблеи в сентябре на допуске в зал Генассамблеи только вакцинированных американскими препаратами делегатов. Для разрешения этого вопроса постоянному представителю РФ Василию Небензе пришлось обращаться в секретариат ООН. Другой пример - городские власти не выделили охрану генконсульству РФ во время проведения выборов в Госдуму 19 сентября, хотя обычно в такие дни у здания российского диппредставительства проходят протесты.

Сам Адамс выступает за хорошие отношения с зарубежными странами, в том числе с Россией. В интервью Гусману он указывал: "Федеральные власти проводят свою политику, но важно, что делают местные власти - Нью-Йорка и Москвы, Санкт-Петербурга, Чикаго и т.д. Так что пока мы поддерживаем связи в культурной и деловой сферах, а также контакты между молодежью, мы можем не быть скованными государственной политикой в той или иной ее форме".

Первоочередные задачи

Адамсу предстоит заняться в первую очередь решением ряда проблем, о которых говорят жители города от Манхэттена до Стейтен-Айленда, от Гарлема до Брайтон-Бич: это преступность, мусор и поддержка бизнеса.

На фоне движения за снижение финансирования полиции в Нью-Йорке в последние два года резко вырос уровень преступности. В 2019 году было зафиксировано 777 инцидентов со стрельбой, а в 2020 году - 1 531 случай. Количество убийств выросло с 319 до 462. За первые шесть месяцев текущего года число преступлений с использованием огнестрельного оружия вновь возросло - на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В районе главной площади Манхэттена Таймс-сквер в этом году дважды происходили инциденты со стрельбой. Это отпугивает туристов и бизнес, а значит, ведет к снижению доходов города. Помимо сокращения финансирования полиции, одной из главных причин такой ситуации называют повышенную толерантность к преступлениям, не повлекшим физических повреждений или значительного материального ущерба. Как считают прогрессисты, совершивших такие преступления людей надо перевоспитывать с помощью социальных программ, а не отправлять в тюрьмы, которые и так забиты. По этим же причинам на улицах города остаются бездомные.

В интервью Гусману Адамс отмечал свои успехи в борьбе с преступностью. "У нас совершали ежегодно свыше 2 тысяч убийств, 98 тысяч ограблений и почти 100 тысяч нападений с отягчающими обстоятельствами, - говорил он. - Показатели были очень высокими, но со временем они снизились. В последние 25 лет у нас не было роста преступности, данные показатели постоянно снижались. В городе сейчас безопаснее, чем было в 1950-е или 1960-е годы, это невероятный успех для полицейского управления и других ведомств в городе. Сейчас в городе очень безопасно. Помню, каким опасным он был, когда я только начинал работать в полиции, и как из-за преступности мы теряли хороших людей".

В реальную проблему превратился мусор, лежащий порой настоящими горами метра два в высоту под окнами и вокруг парковок, независимо от того, насколько хорош район в остальных планах. Убирать его могут только члены профсоюза - компаниям со стороны и даже инициативным группам граждан и добровольцам это запрещено, чтобы не отбирать работу у мусорщиков.

Во время пандемии многие компании перешли на дистанционный режим работы. Офисы на Манхэттене опустели. Из-за этого закрылись многочисленные магазины, закусочные и рестораны, обслуживавшие ранее офисных работников. Несмотря на значительное улучшение ситуации с пандемией, компании в офисы возвращаться пока не спешат - во многих зданиях, по информации ТАСС, заполняемость остается на уровне 10-15%.

С деньгами на решение этих вопросов, а тем более других, более долгосрочных, у города плохо - задолженность бюджета составляет $5 млрд.

Два варианта развития

После решения непосредственных проблем Адамс намерен заняться вопросами улучшения здравоохранения и образования. Ему предстоит, по большому счету, выбирать их двух альтернатив - либо делать эти сферы более демократичными и доступными для всех, что грозит снижением общего качества, либо повышать качество, рискуя создать новые барьеры. На первом варианте настаивают демократы-прогрессисты, на втором - правое крыло демократов и республиканцы.

Наиболее актуальный пример - спор вокруг классов для одаренных детей в нью-йоркских школах. Прогрессисты настаивают на их ликвидации, потому что традиционно большинство в них составляют белые дети. Они получают более качественное образование, что обеспечивает им дополнительные преимущества в жизни и фактически создает негласную систему сегрегации. Адамс выступает за сохранение этих классов, подчеркивая, что отбираться в них должны дети в зависимости от академических успехов, а не цвета кожи. Однако, как показывает опыт, обеспечить на практике выполнение этого требования удается не всегда.

Аналогичным образом обстоит ситуация со здравоохранением. Получить качественную медицинскую помощь в Нью-Йорке можно, но часто это будет стоит очень дорого. Вызов скорой, если у тебя нет страховки, будет стоить сотни долларов. Темнокожие жители Нью-Йорка часто предпочитают вообще не обращаться за медпомощью, поскольку у них нет на это денег.

Похожий выбор Адамсу предстоит сделать в вопросе жилищного строительства. Ранее он выступал в поддержку создания доступного жилья в считающихся элитными районах города, но, как показывает практика, подобные меры ведут к снижению уровня жизни и росту преступности. Жители Верхнего Ист-Сайда не будут рады видеть у себя под боком "муравейники" на тысячи человек с парковкой в несколько этажей. Однако и жители Гарлема не хотят всю жизнь провести в гетто, чтобы не нарушать комфорт миллионеров.

Политические противники

Решить эти задачи будет и так не просто, но еще более затруднить эту работу могут политические противоречия. Демократы-прогрессисты по итогам выборов во вторник увеличили представительство в городском совете - законодательном органе - до 23 человек из 51. Как видно из ситуации в Конгрессе, прогрессисты могут создать серьезные проблемы для повестки демократов. Они, очевидно, будут выступать против планов Адамса не сокращать далее финансирование полиции и сохранить классы для одаренных детей.

Для успеха на посту мэра Адамсу потребуется поддержка со стороны властей штата. Сейчас губернатором является демократ Кэти Хокул, с которой у нового мэра установились хорошие отношения. Однако уже через год предстоят выборы главы штата. На фоне снижения доверия к президенту США Джо Байдену сохранение Нью-Йорка за демократами может оказаться под угрозой. Но если власть получит представитель республиканцев, вполне возможно, он будет мешать Адамсу в проведении своей повестки просто из политических соображений.

Владимир Костырев