Войти в почту

Социолог Максим Шугалей — о выборах в Германии, проблемах Сербии и расколе в США

Выборы парламента в Германии, напряженность на границе Сербии и самопровозглашенного Косово, Генассамблея ООН, потенциальный дефолт в США, — это лишь немногое, чем запомнится конец сентября. Журнал «Слово и Дело» обратился к российскому социологу, президенту ФЗНЦ Максиму Шугалею, чтобы узнать, как эти события воспринимаются местными жителями, и чем происходящее интересно для России.

Социолог Максим Шугалей — о выборах в Германии, проблемах Сербии и расколе в США
© Слово и Дело

– На выборах в Германии победу одержала Социал-демократическая партия (СДПГ). Предыдущий лидер — блок ХДС/ХСС, от которого на пост канцлера выдвигалась Меркель, на втором месте с незначительным отрывом. Но ожидается, что в коалицию, избирающую канцлера, он не войдет. На ваш взгляд говорит ли это о том, что немцы устали от политики Меркель? И можно ли ожидать от новой коалиции каких-либо сюрпризов для российско-германских отношений?

– Я бы не переоценивал эти выборы. Прошли и слава богу. Не думаю, что от этого что-то кардинально изменится в отношениях России и Германии. Касательно распределения голосов — это нормальная ситуация. Люди хотят чего-то нового, свежего. Но Меркель опытный политик и, думаю, войдет в историю Германии как положительный политик. Она очень много сделала для страны.

– За время правления Меркель Германия столкнулась с миграционным кризисом. И решился он не в пользу коренных немцев. Кроме того, мировая экономика, а вместе с ней и немецкая понесли значительный урон от пандемии COVID-19. Можно ли предполагать, что жители Германии ждут от нового правительства пересмотра миграционного вопроса?

– Миграционная политика Германии для коренных немцев, конечно, была негативной. Еще раз повторю, это не умаляет других достоинств Меркель. Но в вопросе мигрантов Берлин шел на поводу у коллективного Запада и Вашингтона. Но, с другой стороны, при голосовании были учтены и голоса натурализовавшихся мигрантов, так что здесь все не так просто.

Здесь скорее стоит порадоваться за нашу миграционную политику. Россия, по крайней мере, не дает деньги налогоплательщиков на высокие пособия для людей, которые ничего не делают и не уважают наши ценности. А Германия — не совсем самостоятельное государство. К сожалению, все зависит от «головного офиса» в Соединенных Штатах Америки. И пока нам не изменят позицию по отношению к мигрантам, Европа будет идти на поводу.

– В Сербии растет напряженность на границе с самопровозглашенной республикой Косово. При этом Сербия сейчас находится на финишной прямой вступления в ЕС. Может ли дальнейшее обострение конфликта отдалить Сербию от членства в Евросоюзе, и готов ли Вучич рискнуть этим ради поддержки косовских сербов?

– Думаю, что Сербию ждет вступление в ЕС. К сожалению… Россия набрала достаточную силу и авторитет после развала в 1991 году. И нам пора вести более активную мировую политику, поддерживать наших союзников и чувство справедливости во всем мире. Тогда многих вещей можно избежать. Но на сегодняшнем уровне развития международных отношений, скорее всего, Сербия выберет Евросоюз.

– Перенесемся в западное полушарие. В США республиканцы заблокировали законопроект о поднятии планки госдолга. Как водится — за несколько дней до крайнего срока. Насколько, на ваш взгляд, расколото американское общество? Сторонники республиканцев запишут в плюс партии такие действия, даже если они приведут к новому шатдауну правительства?

– В данный момент противоречия между двумя партиями настолько острые, что они пользуются любой возможностью, чтобы ослабить противника. Но для отношений России с США — это роли не играет. Что при Трампе, что при Байдене наша страна декларируется не просто как конкурент, а как враг.

Что касается простых граждан, недовольство растет, хотя люди и запуганы. Им навязывают ценности, которые вызывают отторжение. При этом большая часть американской нации поляризована. Раскол очень большой и борьба безусловно будет обостряться. Хотелось бы, чтобы все кончилось без жертв, посадок и так далее.

– Говоря о США нельзя не упомянуть и ближний восток. Глава МИД ОАЭ, выступая на Генассамблее ООН, потребовал прекратить внешние вмешательства в дела арабского мира. А параллельно отметил необходимость достигнуть взаимопонимания с Ираном.

Насколько в арабских странах сильны собственные претензии к Ирану? Нет ли в словах министра ОАЭ намека на то, что без вмешательства Запада они бы смогли самостоятельно урегулировать ситуацию?

– Это намек на то, что Соединенным Штатам пора перестать строить из себя глобального полицейского. Соседи Ирана, арабские страны, которые живут рядом и ментально похожи друг на друга, прекрасно понимают свои проблемы и знают, как их решать. Демонизация Ирана со стороны США длится десятилетия. Но он ничем особенно не выделяется среди других арабских стран, у него такие же ценности. Более того, демократическая составляющая и уровень внутренней безопасности гораздо выше, чем во многих арабских странах, которые находятся рядом.

США не несут мир, это видно по Афганистану. Они просто используют ресурсы других стран для достижения своих целей. И пока это происходит на таком уровне — мы находимся у опасной черты. Терпение многих стран кончается, и, хотя они не настолько сильны, как Штаты, ответ может прилететь.