Комиссия Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) готовит уточняющие критерии, которые должны помочь некоммерческим организациям (НКО) избежать статуса «иностранный агент», сообщает «Коммерсантъ».
Сейчас для попадания в реестр иноагентов НКО должна получать иностранное финансирование и вести политическую деятельность. В Совете считают, что Минюст вольно трактует понятие «политическая деятельность», из-за чего любая некоммерческая организация, в том числе экологическая или благотворительная, может быть признана иноагентом.
Глава комиссии СПЧ Светлана Маковецкая полагает, что устранить неопределенность поможет создание чек-листов — списков вопросов, отвечая на которые представители НКО поймут, считается ли деятельность их организации политической.
Во время дискуссии в СПЧ также предлагалось законодательно установить пороговое значение иностранного финансирования, превышение которого означало бы для организации внесение в реестр иноагентов.
В СПЧ планируют обсудить новые критерии для НКО с Минэкономики, затем направят в Минюст. Депутатов с новыми критериями познакомят, как только соберется новый состав Госдумы, а в декабре об их реакции доложат президенту.
Вот как предложения СПЧ прокомментировал правозащитник, юрист Максим Оленичев:
Максим Оленичев правозащитник, юрист «Если организация работает в сфере социальной поддержки граждан, то понятно, что фонды достаточно большие средства могут получать и расходовать на социальную поддержку. В этом случае, наверное, при сумме меньше 100 тысяч евро организации не должны признавать иностранными агентами. В любом случае, это зависит от объема программ, которые реализует та или иная социальная НКО. Если мы говорим про социологические организации, которые занимаются независимой социологией, возможно, там суммы могут быть меньше, может быть, 50 тысяч евро. Наше государство с 2012 года очень произвольно понимает, что такое политическая деятельность, что такое иностранное финансирование. Наше государство, к сожалению, под политической деятельностью понимает любую публичную деятельность. Текущий закон применяется достаточно произвольно. Попасть в реестр может любая некоммерческая организация, которая хоть раз получила какие-либо деньги, даже российские, потому что получение российских денег не говорит о том, что государство не сможет их потом идентифицировать как иностранные, полученные через посредника. То есть если организация вообще ничего не делает публично, ничего не говорит и при этом работает без финансирования, то да, она в реестр иностранных агентов может и не попасть. Все остальные организации находятся в зоне риска. И я думаю, что предложенный чек-лист не является спасением в этой ситуации».
Точечные уточнения вряд ли способны существенно улучшить ситуацию в сфере НКО, считает Михаил Федотов, руководитель кафедры ЮНЕСКО Высшей школы экономики. Необходимо полностью переписать существующий закон, говорит он.
Михаил Федотов руководитель кафедры ЮНЕСКО ВШЭ «Сам этот институт организаций, выполняющих функции иностранного агента, давно уже потерял свой смысл. Он стал средством абсолютно произвольного табуирования организаций. Никакая организация, юридическое или физическое лицо не застрахованы от того, что они могут быть объявлены лицами, выполняющими функции иностранного агента. Так устроено законодательство. Это удивительная история, но это так, потому что в законодательстве прямо сказано: «лицо может быть признано». Хочу — признаю, не хочу — не признаю. Поэтому организация не может знать заранее, будет она признана иностранным агентом или не будет. С точки зрения юриспруденции, это бред, но тем не менее это существует, это закон. Все это законодательство об иностранных агентах нужно переписывать от начала до конца. Сегодня законодатель занимается тем, что он пытается выстраивать новые этажи в этой Вавилонской башне. Все эти этажи дефектные, они юридически дефектны, они юридически безграмотны. Но безграмотность совершенно не мешает произвольному правоприменению».
На момент публикации материала Business FM не удалось получить комментарий от СПЧ.
Ранее комиссия Совета обратлась в Генпрокуратуру и Минюст за разъяснениями по поводу признания ряда российских журналистов «СМИ-иноагентами». Авторы обращения просят сообщить чиновников, «какие действия, направленные против безопасности нашего общества и его конституционного строя, послужили причиной принятия этих решений».