Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Почему провалились неформальные переговоры по Кипрскому урегулированию

Активные посреднические усилия, приложенные лично генсеком ООН Антониу Гутерришом, под эгидой которого прошла встреча, не помогли. Очередной тупик (формально переговоры в формате "5+1" по Кипру перенесены на неопределенное время вперед) не только консервирует сложившейся "статус-кво", осложняет дальнейший поиск путей объединения юга и севера островного государтва, но и предопределяет обострение геополитической борьбы за контроль над этой стратегически расположенной в Восточном Средиземноморье территорией.

​Диаметрально разные позиции​

В предыдущий раз греко- и туркокиприоты собирались за столом переговоров в швейцарской Кран-Монтане в 2017 году. И также - безрезультатно. Тогда стороны споткнулись о вопрос необходимости вывода всех иностранных войск (Греции, Турции и Великобритании) с Кипра, прежде чем начинать переговоры по существу об объединении. Однако в этот раз ситуация кардинально поменялась. Так, в качестве предварительного условия и отправной точки для дальнейшего диалога президент непризнанной никем кроме Анкары Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК, занимает 37 процентов острова) Эрсин Татар потребовал признания политического и суверенного равенства с Республикой Кипр (контролирует 58 процентов территории острова).​

Более того, турки-киприоты и поддержавший их министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сразу же жестко заявили о своей конечной цели - создание на острове двух международно-признанных независимых государств. И только после возможно вступление в переговоры с Никосией по вопросам собственности, безопасности, урегулирования пограничных споров и приемлемых формах ассоциации. ​​

Выложенные на стол столь максималистские карты, разумеется, не устроили президента Кипра Никоса Анастасиадиса, который хоть и обозначил свою готовность к диалогу, но только в рамках предусмотренного рамками резолюций СБ ООН решения - создания двузональной и двухобщинной федерации на острове. Вариант образования двух независимых государств​ никогда не будет принят, заявил Анастасиадис.​

Ожидать от Никосии серьезных уступок в условиях предстоящих на Кипре в конце мая парламентских выборов, исход которых во многом зависит от принципиальности занимаемой национальными политическими силами позиции по объединению острова, изначально не приходилось. Однако резкое ужесточение переговорных позиций Анкары и полностью подконтрольной ей ТРСК для греков-киприотов стало неприятным сюрпризом. Многие на острове Афродиты всерьез полагали, что все разговоры турок об окончательном и бесповоротном отходе от согласованных под эгидой ООН принципов урегулирования - не более, чем игра на повышение ставок перед неформальной встречей в Женеве и на самом деле у переживающей экономические трудности Турции нет достаточных ресурсов для масштабных инвестиций в Северный Кипр.​

От Лондона до Кипра​

Не исключено, что свои "пять копеек" в отсутствие прогресса в женевских переговорах внесла Британия. Ни для кого не секрет, что Лондон волнует не объединение острова, а собственные "шкурные интересы" - сохранение здесь двух английских военных баз Акротири и Декелии. Эти объекты занимают почти три процента территории Республики Кипр и имеют стратегическое значение для бывшей "владычицы морей". Которая после "брекзита", похоже, взялась возрождать концепцию "глобальной Британии" и возвращать контролируемые земли Кипру - суверенной стране-члену Евросоюза - даже не собирается.​

Действительно, если греки и турки-киприоты наконец-то договорятся о приемлемой форме федерации и справедливом разделе найденных на шельфе острова значительных запасов углеводородов, то непременно встанет вопрос о выводе иностранных, в том числе и английских, войск с острова. Такой сценарий для британцев, закрепившихся за счет Кипра в Восточном Средиземноморье, категорически не походит.​

В этом контексте не удивительными выглядит сообщение газеты Cyprus Mail (со ссылкой на турецкую службу BBC) о том, что присутствовавший на неформальной встрече киприотов в Женеве глава МИД Великобритании Доминик Рааб выдвинул предложение по урегулированию, отличающееся от установленных резолюциями СБ ООН рамок решения конфликта (ранее в СМИ уже вбрасывалась информация о возможности создания "децентрализованной" или "рыхлой конфедерации" на Кипре как возможной основы для компромисса). Впоследствии в Форин-офисе опровергли это якобы имевшее место высказывание Рааба, но призвали стороны "к креативности и гибкости".

Понятно, что пытаться договориться по "креативным", но заведомо не проходным вариантам обе общины Кипра могут до бесконечности. А британцы, в присущем им колониальном духе "разделяй и властвуй", обеспечат таким образом собственные интересы.​

Геополитика вокруг Никосии

Еще в преддверии женевской встречи посол России в Республике Кипр Станислав Осадчий напомнил: любые корректировки существующих основ урегулирования кипрской проблемы возможны лишь с согласия ООН. "На наш взгляд, предложения руководствоваться прагматизмом или сложившимся положением вещей не отвечают интересам сторон", - сказал высокопоставленный дипломат в интервью Кипрскому информационному агентству.

Он также добавил, что Россия в качестве постоянного члена СБ ООН продолжает выступать "категорически против навязывания кипрским сторонам готовых рецептов, в том числе "для размышлений", которые могут привести лишь к дополнительным трудностям".

Просьба корреспондента "Российской газеты" прокомментировать переговоры в Женеве к послу Республики Кипр в РФ Андреасу Зиноносу, к сожалению, осталась без ответа.

Зато "греческим взглядом" на перспективы развития ситуации вокруг Кипра с "РГ" поделились в Афинах. "Турция решила изменить свой подход и продвигает решение в пользу создания двух независимых государств на Кипре, несмотря на то, что избрание в минувшем октябре Эрсина Татара на севере острова позволяют гармонизировать сотрудничество с Никосией", - говорит эксперт Греческого фонда европейской и внешней политики (ЭЛИАМЕП) Георгиос Дзогопулос.​

По его словам, с учетом этого фактора провал неформальных переговоров в Женеве был ожидаем. В минувшую пятницу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он "не верит в какой-либо результат" будущих переговоров по Кипру, потому что "не доверяет грекам-киприотам, которые никогда не вели себя честно". Теперь большой вопрос заключается в том, как консервация "статус-кво" по кипрскому урегулированию скажется на общей геополитической динамике в Восточном Средиземноморье, отметил Дзогопулос.​

"Республика Кипр сейчас получила поддержку нового типа со стороны США - например, частично снято эмбарго на поставки американского оружия - и надеется, что американцы помогут снизить влияние России и лучше торговаться с Турцией. Однако для Кипра сохранение хороших отношений с Россией остается важным по экономическим и геополитическим причинам. За два года до президентских выборов на Кипре, которые пройдут в 2023 году, Никосии необходимо улучшить свои позиции в новом окружении. В том числе лучше оценить роль Турции в растущем американо-российском соперничестве", - отметил эксперт.