Шпионские игры в Чехии. Георгий Бовт вспоминает классиков жанра

Президент Чехии Милош Земан выступил со специальным телеобращением на тему кризиса в отношениях с Россией после обвинений «российских агентов» во взрывах на складе боеприпасов во Врбетице и последовавшей затем взаимной высылке дипломатов. По словам Земана, в отчетах Службы безопасности и информации (контрразведки) Чехии не было приведено прямых доказательств причастности агентов к взрывам, а также того, что они находились на территории складов боеприпасов. Тем не менее, как сказал Земан, нельзя говорить, что подозрение в причастности двух иностранных агентов к инциденту не является серьезным. Как можно расценивать такую позицию?

Шпионские игры в Чехии. Георгий Бовт вспоминает классиков жанра
© BFM.RU

Заявление Милоша Земана, который известен пророссийской позицией, отчасти могло бы несколько разрядить обстановку в российско-чешских отношениях. Хотя он выжидал несколько дней, напросившись уже на критику такой своей медлительности. Да и сейчас некоторые набросились на него за то, что он раскрыл подробности расследования.

Однако дело уже успело слишком далеко зайти. В своем заявлении Земан, видимо, не зря выдвинул предположение об игре спецслужб. Картина произошедшего предстает весьма неоднозначная. Не очень понятно, почему спецслужбам Чехии понадобилось именно сейчас вытащить историю 2014 года. Возможно, имел место «слив» в прессу в контексте внутриполитической борьбы в стране. Возможно, подключились спецслужбы иностранные, а затеянная комбинация имела целью в том числе сорвать участие «Росатома» в тендере на строительство энергоблока АЭС «Дукованы». Возможно, было решено подыграть новой администрации США в усилении давления на русских. Отсюда и высылка из Чехии сразу аж 18 российских дипломатов. Реакция Москвы оказалась сверхжесткой и, вероятно, в полной мере еще себя не проявила. Обещанные меры только по дипломатической линии грозили полностью парализовать работу посольства Чехии в Москве.

После серии эмоциональных заявлений и действий Россия и Чехия договорились о равном количестве сотрудников посольств: в Москве и Праге останется по семь дипломатов, 25 технических работников и 19 административно-технических. Однако чехам придется сократить гораздо большее число местных работников, поскольку Россия ограничила их в праве нанимать россиян. В посольстве Чехии и «Чешском доме» в Москве сейчас работают около 110 граждан России, тогда как в российском посольстве в Праге — лишь около 20 граждан Чехии.

Для российского посольства удар тоже будет чувствительным. Ведь оно, имея относительно большую численность, играло важную роль для работы не только в Чехии, но и по всей Европе. Это касалось, можно предположить, и работников под прикрытием. При этом из числа европейских союзников Прагу в высылке российских дипломатов поддержали разве что словаки и прибалты.

Земан обещает, что все подробности расследования будут раскрыты, призывая, в частности, дать ответ на вопрос, чем занимались «легендарные» агенты Петров и Боширов с молдавским и таджикским паспортами в Чехии в октябре 2014 года, как раз в те дни, когда взорвались склады в местечке Врбетице. Этим интересным вопросом действительно логично было бы задаться, если бы его не заглушала истерика пропагандистов и политиков с обеих сторон. Но задаться в связи с другим, не менее интересным вопросом: знали ли чешские спецслужбы о том, что болгарский предприниматель Емельян Гебрев с означенных складов поставлял оружие на Украину. Поначалу причастность Гебрева к таким поставкам отрицалась, но теперь о них написала даже американская газета The New York Times.

Также есть сильное подозрение, что Петров и Боширов могли в Чехии следить за небезызвестным Сергеем Скрипалем, в том числе в 2014 году. Якобы Скрипаль приезжал для встречи с чешскими спецслужбами. Если это так, значит, он не оставил после своего помилования президентом России работу против российских спецслужб. Что вообще-то считается «не по понятиям». Насколько известно, он сотрудничал со спецслужбами Испании, Эстонии и еще ряда стран. Будет ли рассекречена и эта часть чешского расследования? Ведь она может породить еще больше вопросов.

Вообще-то в подобных ситуациях, описанных в шпионских романах Грэма Грина или Джона ле Карре, заинтересованные и заигравшиеся стороны проводят конфиденциальную встречу где-нибудь на нейтральной территории и по-тихому улаживают возникшие недоразумения, понимая, что истерика и скандалы невыгодны никому и никого не выставят совсем уж «белым и пушистым». Но так красиво, видимо, бывает лишь в шпионских романах. А в реальности у чехов то ли нервы не выдержали, то ли они решили сыграть еще в какую-то игру. И хуже всего, если эту игру начали вообще не они, а они в ней лишь разменные пешки.