Алихану Букейхану 155 лет: новые архивные сведения
Он стоял у истоков современной казахской государственности, мечтал видеть родной народ свободным. Бескомпромиссно боролся за интересы нации и ее достойное место под солнцем. В биографии Алихана Букейхана до сих пор немало белых пятен, а неизученные архивы еще ждут своего часа.
«Исполняется 155 лет со дня рождения исторического деятеля Алихана Букейханова. Он – великий сын нашего народа, основоположник движения «Алаш». В начале ХХ века казахская интеллигенция во главе с Алиханом неустанно работала в национальных интересах и подавала пример государственности», – отметил вклад известного общественного деятеля президент Касым-Жомарт Токаев.
До сих пор остается ряд неизвестных, но важных исторических эпизодов жизни и деятельности А.Н. Букейхана, на которые ученые, исследующие тему «Алаш», до сих пор не обратили внимания. Один из них – период Февральской революции 1917 года, в ходе которой был свергнут русский царь Николай ІІ.
Фото: предоставлено Султан Ханом Аккулы.
Алихан Букейхан со своими ближайшими соратниками встретил ее не в Великой казахской степи за чашкой кумыса и свежесваренной бараниной, что представлялось более логичным и правдоподобным, а в тылу Западного фронта Первой мировой войны – под Минском. Этот факт ярко характеризует образ казахского лидера как подлинного защитника интересов своего народа, считает исследователь истории партии и Автономной Республики «Алаш» Султан Хан Аккулы. По его словам, линия фронта войны имперской России с Германией тянулась от Минска и Киева до Риги. Согласно указу царя от 25 июня 1916 года о реквизиции для тыловых работ иноверцев, насильственно мобилизованы были казахи от 19 до 35 лет. По разным данным, их число составило от 156 до 250 тысяч.
С собой на Западный фронт Алихан Букейхан призвал студенческую молодежь, и многие, отложив учебу, отправились за своим лидером. Дело в том, что студенты владели русским языком и могли оказывать мобилизованным казахским джигитам всяческую помощь – юридическую, социальную, в качестве инструкторов и переводчиков.
«В октябре 1916 года А.Н. Букейхан отправился добровольно – по зову сердца, бескорыстно и самоотверженно исполняя свой сыновий долг перед отечеством и с целью заботы о своих молодых соплеменниках, насильственно мобилизованных на тыловую повинность. Он стойко разделил с «реквизированными» все тяготы и лишения Первой мировой войны, рискуя здоровьем и жизнью под артиллерийскими обстрелами, авианалетами, химическими атаками германской армии, подвергаясь различным болезням, недугам, недоедая, порой и голодая», – говорит Султан Хан Аккулы.
Фото: предоставлено Султан Ханом Аккулы.
Второй неизвестный исторический эпизод. Казахская степь узнала о свержении царя из телеграммы А.Н. Букейхана, отправленной из Минска, где говорилось следующее: «Взошло солнце свободы, равенства и братства для всех народов России. Казахам необходимо организоваться для поддержания нового строя и нового правительства... . Казахи должны подготовиться к учредительному собранию и наметить достойных кандидатов. Призываем вас бросить казахские споры и домашние дрязги. Лозунг народа – единение и справедливость! Спешно обсудите аграрный вопрос. Наш лозунг «демократическая республика» и земля тому, кто извлекает доход из неё скотоводством и земледелием. Не бойтесь никого, кроме Бога! Действуйте справедливо... . Окажите помощь... нашим рабочим на фронте. Алихан Букейханов и Мир-Якуб Дулатов едут в г. Петроград».
Из Петрограда А.Н. Букейхан возвращается первым из мусульман комиссаром (губернатором) нового Временного всероссийского правительства, как с восторгом сообщали тогда татарские и башкирские газеты. Но не в родную Семипалатинскую область, откуда был вынужден эмигрировать в Россию в декабре 1908 года, а в Тургайскую. Так начался новый этап жизни казахского национального лидера А.Н. Букейхана, который оказался судьбоносным для его народа.
«Никто из историков не придает значение тому очевидному факту, почему его выбор пал именно на Тургай, – заявляет С. Аккулы. – Дело в том, что к 1917 году численность крестьян-переселенцев в Тургайской области уже превышала коренных казахов, соответственно – возникла реальная угроза потери казахами еще и Тургайской области с четырьмя ее уездами – Актюбинский, Иргизский, Тургайский и Костанайский, о чем он предупреждал еще в 1908 году в статье «Будущая пустыня» в петербургском журнале «Сибирские вопросы». Казахи уже теряли Омский уезд Акмолинской области, Челябинский уезд Уральской области, Барнаульский, Земиногорский и Бийский уезды, а также ряд волостей Алтайского края. За 10 месяцев службы комиссаром Тургайской области – с 15 марта по конец декабря 1917 года – А.Н. Букейхан вернул практически всех откочевавших в сопредельные области казахов на исконные земли. А в декабре 1917 года на заседании ІІ Всеказахско-киргизского курултая (съезда) от 12 декабря, постановившего о создании Национально-территориальной Автономии Алаш и избравшего Временный Всеказахско-киргизский Народный Совет (Правительство) Алаш Орда во главе с Алиханом Букейханом, Тургайская область была объявлена вместе с десятью другими областями территорией Республики Алаш».
Фото: предоставлено Султан Ханом Аккулы.
Третий эпизод раскрывает новые данные не только о самом Алихане Букейхане, но и о его соратнике Ахмете Байтурсынулы.
«В Красноярском областном краеведческом музее я нашел четыре ранее неизвестных письма Алихана Букейхана, адресованные Григорию Потанину. В каждом из писем содержатся сенсационные данные», – рассказывает директор НИИ «Алаш» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Султан Хан Аккулы.
Алихана Букейхана и Григория Потанина связывали не только личная дружба, но и общие взгляды на происходящие в колониальной России события. Русский географ, этнограф, фольклорист, общественный деятель, Потанин был основоположником сибирского областничества, выступал за идеи отделения Сибири от России и был сослан на каторжные работы по этой причине. Автономии добивались и алашординцы. На проходившем в 1917 году в Оренбурге I съезде Потанин был избран Почетным председателем партии Алаш. «Он очень тепло относился к казахам, как к своим родным. Его труды, сделанные в этой жизни, его характер, похожи на жизнь святого», – писал Алихан Букейхан.
А в письмах к самому Григорию Потанину он пишет о своем ближайшем соратнике и друге Ахмете Байтурсынулы, раскрывая ранее неизвестную еще одну грань его таланта: «Один мой знакомый киргиз (здесь и далее читать «казах») перевел на киргизский (казахский) язык чудными стихами 41 басню, преимущественно И.А. Крылова. Автор перевода по общественному положению незначительный человек – только делопроизводитель директора народных училищ Акмолинской области. Намереваясь напечатать частями переводы в «Сельскохозяйственном Листке», издаваемом канцелярией Степного генерал-губернатора, автор Ахмет Байтурсунов обратился к своему начальству – директору г. Алекторову. Он, продержав рукопись полгода, вернул ее автору и сказал ему, что г. Сухотин (генерал-губернатор Степного края в 1901-1906 гг.) не разрешил печатать в «Сельскохозяйственном Листке».
«Сельскохозяйственный Листок» – это была небольшая газета, которая с 1902 до 1905 года стала выходить вместо «Киргизской степной газеты» и ее приложения на казахском языке «Дала уалаятының газеті». Далее в том письме от 2 мая 1904 года Букейхан пишет: «Мы, я и Ахмет Б. (Байтурсынулы), решили печатать его перевод отдельной брошюрой, но не знаем, как получить разрешение специального цензора книг, выходящих на татарско-тюркских языках. Не укажете ли способы, как и куда нужно обратиться? Не взяли ли бы вы сами на себя, через петербургских знакомых, представления в цензуру перевода А. Байтурсунова? Он талантливый молодой киргиз, к сожалению, не получивший даже среднего школьного образования и вынужденный ныне посвящать все время на добывание средств к жизни. При других условиях из него вышел бы полезный и заметный общественный деятель».
Научной сенсацией является как раз-таки та часть письма, где автор утверждает, что его малообразованный, но разносторонне развитый «знакомый» мог стать художником, чем раскрывает неизвестный дар своего будущего ближайшего соратника и будущего первого министра просвещения, образования и науки Автономной Республики Алаш и Казахской Советской Республики: «Ахмет Б. (Байтурсунулы) недурно рисует, что среди киргизов большая редкость, пытался поступить в какую-то в Казани художественную школу, но за неимением средств, вынужден был расстаться с мечтой».
«То есть представляете, да? Не Кастеев, а Ахмет Байтурсынулы мог стать первым казахским художником! Но не стал за неимением денег. То есть мы знаем Ахмета, как основателя современной казахской письменности, алфавита, как тюрколога, как талантливого поэта, но никто не знал, что он мог стать еще и художником», – отмечает Султан Хан Аккулы.
Фото: предоставлено Султан Ханом Аккулы.
Одним из малоизвестных и неизученных моментов жизни А.Н. Букейхана являются первые годы после установления советской власти в родном Казахском крае.
Директор НИИ «Алаш» нашел в Центральном государственном архиве Казахстана в Алматы сведения о том, когда, где и кем он работал. Так, согласно архивным документам Народного комиссариата КазАССР, А.Н. Букейхан с 16 октября по 31 декабря 1920 года числился заведующим статистико-экономическим отделом НКЗ КазАССР.
В своих предпоследних показаниях от 6 августа 1937 года А.Н. Букейхан заявлял, что был членом Коллегии НКЗ.
В октябре Букейхан был отстранен от этой должности, как раз в этот момент тяжело заболела его жена в Семее, и Алихан был вынужден уехать из Оренбурга. В Семее он похоронил супругу, уехал в родной аул №7 Каркаралинского уезда Семипалатинской области и до начала 1922 года жил там.
«С февраля 1922 начинает работать в Семее в судебных должностях. В то время в Казахстане был голод, но советское правительство не спешило оказывать помощь голодающим. И Алихан Букейхан вместе с соратниками, среди которых Мыржакып Дулатулы и многие другие, создали комитет помощи голодающим. Он становится почетным председателем комитета. Соратники посещали аулы, которые не подверглись голоду и доставляли оттуда скот своим ходом, в частности в Тургайскую область. В один из таких моментов Букейхан и Дулатулы были арестованы, и сразу после этого из Ташкента летит телеграмма в Кремль за подписью председателя Совета народных комиссаров Туркестанской АССР Турара Рыскулова и зампредседателя ВЦИК Султанбека Ходжанулы с просьбой объяснить причину ареста и предупреждением о том, что задержание народного лидера Букейхана может возбудить народ к большим волнениям. И на самом деле, в конце октября арестованных доставляют в Оренбург, где освобождают, после чего Букейхана отправляют решением Кремля в Москву. Цель была изолировать», – отмечает Султан Хан Аккулы.
Фото: предоставлено Султан Ханом Аккулы.
С декабря 1922 по сентябрь 1937 года Алихан Букейхан прожил в Москве, но несколько раз приезжал в Казахстан. Например, летом 1926 года в составе антропологической экспедиции Академии наук СССР в Адайский уезд на западе Казахстана. Досрочно закончив работу экспедиции, он приезжает в Кызыл-Орду, чтобы встретиться со своими соратниками Ахметом Байтурсынулы и Мыржакыпом Дулатулы. На вокзале его лично встречали председатель Совета народных комиссаров Казахской АССР Нурахмет Нурмакулы, народный комиссар Смагул Садвокасулы и другие члены правительства. Но «добрые» люди донесли об этом в Москву и как только он из Кызыл-Орды вернулся в Актюбинск, чтобы присоединиться к экспедиции, его тут же арестовывают и доставляют в Москву. 15 суток Алихан Букейхан провел в Бутырке и был освобожден благодаря ходатайству товарища, большевика Василия Шелгунова перед Иосифом Сталиным. Это был третий, предпоследний арест Алихана Букейхана и последняя его поездка на родину.
Фото: предоставлено Султан Ханом Аккулы.