Тихановская пустит по миру и Лукашенко, и его «национальное достояние»
Один из важных торговых партнеров «Беларуськалия» – норвежская Yara – грозит отказаться от сотрудничества с «недемократичным» предприятием. Заявленная причина – нарушения прав трудящихся и репрессии против стачечного комитета. Можно сказать, что экономические санкции против Лукашенко, которые так и не были введены Евросоюзом, теперь разрабатываются на уровне частных компаний.
Для президента Беларуси это чревато большими проблемами. Если Yara осуществит свои угрозы, то её примеру могут последовать и другие партнеры белорусского производителя калийных удобрений. Запустится неконтролируемая цепная реакция. Именно поэтому Минску так важно не допустить создания прецедента.
Норвежский изготовитель удобрений Yara International ASA – единственная западная компания, которую беспокоят права трудящихся в Беларуси. Переговоры с «Беларуськалием» по этому вопросу начались сразу после президентских выборов, в августе 2020 года. Тогда представители Yara выразили свое недовольство задержаниями и арестами бастующих горняков. Затем делегация норвежской компании решила посетить Беларусь. Разобраться в ситуации приехал лично гендиректор Yara Свайн Тор Гульсетер. Он провел встречу с руководством «Беларуськалия», членами стачечного комитета и представителями Белорусского независимого профсоюза.
«Мы рассказали, каким видим положение, и передали список репрессированных работников – тех, кто уволен во время страйка, кто отбывал аресты, был оштрафован или лишен премии», - сообщил председатель стачкома Анатолий Бокун.
К слову, тогда он не требовал от норвежцев прекратить сотрудничество с «Беларуськалием». Но всего через несколько дней стачечный комитет ОАО «Беларуськалий» призвал Yara перейти к конкретным действиям, поскольку «со стороны нанимателя и представителей силовых структур продолжается беспрецедентное давление на рабочих».
Дошло до того, что в ноябре норвежцы предупредили гендиректора «Беларуськалия» Ивана Головатого о пересмотре контрактов и дальнейшего сотрудничества. Во время разговора западные партнеры требовали от него объяснений, почему поддерживающие стачку рабочие подвергаются репрессиям. Головатый не соглашался с их оценкой ситуации.
Затем последовало официальное заявление Гульстера: «В рамках диалога с нашими партнерами мы неоднократно ясно выражали свои ожидания, что права работников будут соблюдаться, и призывали к улучшению ситуации с персоналом "Беларуськалия" и взаимодействию между компанией и профсоюзами. Вызывают тревогу и недавние инциденты, связанные с безопасностью. (…) Текущая ситуация не устраивает Yara».
Тема безопасности заслуживает отдельного разговора. Аргументируя необходимость наказать «Беларуськалий», предводители стачки заговорили о скверных условиях труда на производстве.
«ОАО «Беларуськалий» продолжает репрессии в отношении стачки и продолжает нарушать права работников, в том числе, не осуществляя должным образом охрану труда и техники безопасности, что приводит к потере здоровья и даже гибели сотрудников. По сути, те удобрения, которые производятся, они производятся не только мозолем и потом рабочего, но и рабским трудом, кровью и даже жизнями. Нужна ли Yara продукция, которая получается таким путем?» - вопрошал тот же Анатолий Бокун.
К давлению на норвежскую фирму подключилась и «национальный лидер Беларуси» Светлана Тихановская. В своем Твиттере она призвала пересмотреть отношения с «Беларуськалием» не только Yara, но и две другие фирмы – Eickhoff и Teufelberger: «Прекратите любое сотрудничество с белорусскими государственными компаниями или побудите их отстаивать права своих работников. Публично осудите их высшее руководство и руководство режима в самых решительных выражениях».
Eickhoff и Teufelberger не отреагировали, зато Свайн Тор Гульсетер еще раз приехал в Беларусь и потребовал от руководства «Беларуськалия» выполнять Кодекс поведения для деловых партнеров Yara. С Тихановской он тоже общался в режиме видеоконференции.
Стачечный комитет тем временем продолжал «бомбардировку» его почты. После Нового года Гульстеру начали внушать, что разрыв контракта с белорусским поставщиком - это «вопрос чести компании». «Беларуськалий», понимая серьезность ситуации, все же пошел на определенные уступки.
Руководство предприятия объявило о снятии дисциплинарных взысканий и о готовности принять обратно уволенных работников в случае подачи ими заявлений. Yara поприветствовала этот шаг, но тема прекращения сотрудничества с «Беларуськалием» по-прежнему стоит на повестке дня. Масла в огонь подливают авторы петиции, которые от имени белорусов просят норвежскую компанию «быть твердой в вопросе защиты прав человека».
«Мы осознаем, что полностью приостановить ваше сотрудничество может казаться затруднительным. Однако просим вас помнить, что «Беларуськалий» является одним из основных источников финансирования самого Лукашенко наряду с ОМОН, КГБ и отрядов пыток, которые несут ответственность за незаконные задержания и заключения под стражу, изнасилования, пытки и преследование десятков тысяч человек по всей стране. Недавние результаты расследований также указывают на то, что ваше финансирование «Беларуськалия» пойдет на строительство и содержание
концентрационного лагеря для мирно протестующих белорусских граждан, чего Европа не видела с 1940-х годов», - читаем в петиции.
Очень трогательно выглядит забота противников режима Лукашенко о норвежской компании, которой трудно принять решение о разрыве с «Беларуськалием». О том, как это решение скажется на самой Беларуси, они почему-то не думают. Хотя даже прозападные политологи призывают оппозицию не перегибать палку.
«В случае масштабных экономических санкций даже после смены власти негативные последствия останутся. Например, если с «Беларуськалием» многие разорвут контракты, то Беларусь не сможет вернуться на рынок удобрений в прежнем статусе», - прогнозирует директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич.
Кому от этого будет лучше? Тем, кто собирается вывести страну на тропу «процветания» после свержения Лукашенко?
Справедливости ради стоит отметить, что не все противники президента Беларуси разделяют мнение авторов петиции. К примеру, оппозиционный Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП) выступил категорически против принуждения Yara к радикальным действиям.
В заявлении организации подчеркивается любопытный факт: всего одна компания озаботилась вопросом соблюдения прав человека в Беларуси. Остальные молчат. И молча зарабатывают деньги на сотрудничестве с «кровавой диктатурой». Если же норвежцы перестанут «подсвечивать» эту тему, то положение бастующих горняков только ухудшится.
«Здравый смысл подсказывает: пока Yara здесь, участников стачки не будут осуждать так, как осудили работников на БМЗ, - поясняет глава БКДП Александр Ярошук. – Да, на «сутки» сажают, да, штрафы непомерные накладывают, но в тюрьме из участников стачки никто не сидит. Разрыв контракта автоматически означает, что завтра или вся стачка, или ее часть может оказаться в тюрьме. Поэтому мы пошли на этот шаг. Я понимаю, что сейчас нас тоже будут шельмовать, называть пособниками режима и так далее. Но мы знаем, ради чего мы это делаем. Я считаю, что нет и не может быть альтернативы сохранению Yara на белорусском рынке».
Лукашенко, в свою очередь, тоже заинтересован в удержании норвежских партнеров. Разрыв контракта «Беларуськалий» переживет, но это не самое страшное. Настоящие проблемы начнутся в том случае, если примеру Yara все же последуют другие зарубежные компании. Или даже целые государства.
Литва, к примеру, обещала рассмотреть вопрос санкций против «Беларуськалия», который использует Клайпедский порт для перевалки своей продукции. Но если транзит можно перенаправить в сторону Усть-Луги, то найти новых покупателей на рынке калийных удобрений будет непросто.