Бандерлоги проснулись в Прибалтике
Живучая мерзкая шутка: «Победи Гитлер, пили бы сейчас баварское», растиражированная на постсоветском пространстве в голодные безыдейные 1990-е, похоже, для некоторых борцов с советскими монументами на братских могилах является в нынешних республиках Балтии вовсе и не шуткой, а чуть ли не руководством к действию.
Как известно, в Латвии в ночь на 24 февраля в Екабпилсе (город в 140 км от Риги) по братской могиле советских офицеров и воинов 130-го ордена Суворова Латышского стрелкового корпуса проехался трактор, сорвав с постамента памятника, где лежали принесенные 23 февраля цветы, ствол дивизионной фронтовой 76-мм пушки.
Полиция завела дело и даже допросила бывшего председателя местного райсовета Гундарса Калве, о чем стало известно из его же хвастливого интервью республиканской «Neatkarīgā Rīta Avīze» («Независимой утренней газете»). Газета при этом выдала заголовок-агитку: «Если понадобится, снесем также и следующий «памятник», называя в тексте пушку «блохой».
Помнится, в 2017 году депутат сейма Эдвинс Шноре от того же нацобъединения, что и Калве, цитировал в другой газете главного цензора и пропагандиста довоенного латвийского диктатора Карлиса Ульманиса – его министра общественных дел Альфреда Берзиньша, сравнивавшего русских со вшами.
Поэтому и неудивительно, что фронтовая пушка на братской могиле и «блоха», и «навоз», как ее называет Калве, которого прет от гордости за содеянное, хотя фермер-нацпатриот и отрицает, что снес пушку именно он и своим трактором. Но безапелляционно утверждает, что «тем не менее, все знает и все под контролем», что «этот «памятник» больше никто и никогда не увидит». Он также намекает, что пушка могла быть утоплена в Даугаве.
Тот же Калве собирается, по его словам, 16 марта в Ригу, чтобы почтить память латвийских легионеров Waffen SS, как и ему подобные. Лишь пандемия и карантин прервали ежегодные шествия к памятнику Свободы в центре Риги в честь легионеров двух (15-й и 19-й) латвийских гренадерских дивизий СС. К слову, свои сборища по чествованию легионеров эстонской 20-й пехотной дивизии СС проводились до пандемии и в Эстонии.
Бывших эсэсовцев власти Латвии называют теперь борцами за свободу и призывают ими гордиться, хотя все легионеры давали клятву на верность именно Гитлеру, и никаких независимых балтийских республик, объединенных в годы войны с северо-восточной частью Польши и западной Белоруссией в рейхскомиссариат Остланд, даже и не предполагалось.
За комментарием я обратился к сопредседателю «Русского союза Латвии» и депутату Рижской думы Мирославу Митрофанову, в прошлом – депутату Европарламента.
- Вандализм по отношению к памятнику в Екабпилсе не отражает общие настроения латышского народа, - подчеркивает эксперт. – Примерно лишь треть поддерживает национал-радикалов. Однозначного восторга по этому поводу нет. Монополия на насилие в нормальном сильном государстве принадлежит государственной же власти. И когда насилием начинают заниматься «хунвейбины» или «эскадроны смерти», то сама правящая элита подпадает под удар.
Если они сейчас все спустят на тормозах: дадут полиции команду не искать, не напрягаться, то завтра это может повториться в отношении других советских или русских памятников, а потом они пойдут громить все направо-налево, как на Украине сейчас, где отмороженные уличные хулиганы-фашисты громят умеренных националистов. В первую очередь само Латвийское государство должно быть заинтересовано в выяснении, кто осквернил памятник и залез трактором прямо на могильные плиты. Иначе вся эта вакханалия коснется всех. Повторюсь, на нас они не остановятся.
«СП»: - Будет такая бандеризация Латвии…
- Да. И это не просто слова, достаточно взглянуть на происходящее на Украине.
«СП»: - Тем более, что в Латвии тоже есть праворадикальные организации, которые доставляли запрещенному в России украинскому «Правому сектору»* и неонацистскому батальону «Азов» приборы ночного видения и военное обмундирование, собранные в качестве «пожертвований» неизвестными латвийцами. А в конце того же 2018 года во время инвентаризации на складах Национальных вооруженных силах ЛР вдруг по странному стечению обстоятельств обнаружилась нехватка именно приборов ночного видения и обмундирования…
- В наших условиях, когда достаточно много амбициозных малообразованных молодых людей радикальных взглядов, конечно, их переход к каким-то насильственным действиям очень вероятен. Ведь количество социальных лифтов в бедной маленькой стране ограничено. Единицы смогут состояться и сделать какую-то карьеру в политике. Остальные или уедут на заработки в Европу, или - радикализируются. Мы пока еще далеки от украинского варианта. Но в период стагнации, упадка экономики, невозможности развивать свой бизнес, устроить личную жизнь вероятность радикализации резко повышается.
«СП»: - Надо будет тогда найти виновных. А это - всегда инородцы.
- Сначала - инородцы, потом – неправильные латыши. Президент Эгилс Левитс недавно выдал очень опасную фразу, которая чревата далеко идущими последствиями: мол, Латвия будет брать не все из европейского опыта, а только то, что считает самым лучшим. Это говорит о том, что Левитс считает, что можно отказываться от стандартов гуманного демократического общества: брать, что хотят, а другие вещи игнорировать. Это сигнал как раз радикалам, что он их понимает.
«СП»: - Он и сказал 26 февраля в ходе дискуссии о парламентской демократии, что Латвия к 2030 году будет полностью латышской.
- И это тоже. Если анализировать все вместе, то выглядит очень устрашающе. Это - Германия, 1930-е годы.
«СП»: - Я так и могу написать?
- Да. Это – шокирующее высказывание Левитса при его частично еврейском происхождении.
«СП»: - Зеленскому его происхождение тоже не мешает гнобить все русское.
- Там все же другая история, она заключается в принудительной ассимиляции. Человек, который с этим соглашается, он в принципе становится полноправным членом общества. В Латвии, по нашим данным («Русского союза Латвии» - Авт.), как минимум пятая часть русскоязычных (из 40 процентов населения республики, которые считают русский язык родным – Авт.) готова ассимилироваться полностью. Остальные готовы говорить и говорят по-латышски. Но это не открывает никаких ворот вообще, кроме простых физических работ. Все остальное жестко занято и контролируется правящей этнической элитой. В отличие от Латвии Украина не является этнической демократией, она является националистическим государством. А этническая демократия намного подлее и хуже.
«СП»: - В этой связи вспоминаются известные слова одной местной чиновницы: «Нам неважно, чтобы вы знали наш язык, нам важно, чтобы вы знали свое место».
- Риторика сейчас изменилась. Язык вражды позволяют себе лишь крайние националисты и некоторые психически неадекватные журналисты.
«СП»: - Все так, но зато в последние несколько лет участились репрессии против русских активистов и журналистов: уголовные дела, суды, задержания, обыски, изъятия всех носителей информации, подписки о невыезде. Перевод бывших билингвальных средних школ (бывших русских, в которых 60% предметов с 2000-х стали преподавать на латышском) полностью на госязык, включая частные школы…
- Это да. И закрытие русских телеканалов в кабельных сетях. Причины называются разные, но на самом деле это издевательство над пожилыми людьми, для которых компьютеры с подключением к интернету – китайская азбука.
«СП»: - Латвия еще и своеобразный феномен: до сих пор в республике (с 1991 года) более 200 тысяч неграждан (в основном русскоязычные), которые поражены в основных человеческих правах и против которых действуют запреты на целый ряд профессий…
- Если в начале 1990-х это была чисто политическая проблема (преступление политиков того времени), то сейчас эта проблема в значительной степени социально-психологическая. Если даже сейчас предоставить всем гражданство (без платной процедуры натурализации с экзаменами по языку и истории – Авт.), то большинство от него по разным причинам откажется…
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.