Писатель — это пока не профессия
Учредили ассоциацию пять крупнейших общественных организаций, объединяющих в своих рядах литераторов разных взглядов и творческих устремлений, а именно — Союз писателей России, Союз российских писателей, Союзы писателей Москвы и Санкт-Петербурга, Российский книжный союз. В руководящие органы ассоциации вошли советник президента РФ Владимир Толстой, ветеран российской политики Сергей Степашин, руководители издательств «Вече» и «Эксмо» Леонид Палько и Олег Новиков, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, председатель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков.
Свершилось то, чего многие годы ожидало литературное сообщество, не сумевшее удержать оставшееся от СССР многомиллиардное имущество Литфонда, не преуспевшее в организации профессионального взаимодействия с частными (других в стране не осталось) издательствами. Писатели, особенно в провинции, вернулись во времена Гутенберга: сам сочинил, сам отредактировал, сам напечатал за собственные деньги и сам распространил тираж.
И вот — чудо. В наступивший год Быка государство твердой рукой взяло (литературного) быка за рога и повело в теплое стойло, которое, правда, еще лишь предстоит обустроить. Речь, по слухам, идет о знаменитом доме Ростовых у Садового кольца, где некогда размещался Союз писателей СССР.
Создание ассоциации не устранило мировоззренческие противоречия между литераторами либерального и патриотического направления, но подвигло их на решение давно назревших общих вопросов. Это, например, определение социального статуса писателя (включение в реестр профессий), принятие закона о творческих союзах (стаж, пенсии, дома творчества), возрождение Литфонда, поддержка толстых литературных журналов, защита авторских прав, справедливое распределения прибыли от продажи книг между авторами и издательствами.
Авторитет и жизнеспособность ассоциации будет определяться нацеленностью на решение именно этих задач. Судя по составу учредителей, примкнувшим к ним чиновникам и многоголовому Творческому совету, ей вполне по силам стать структурой, определяющей приоритеты государства в культурной политике. Михаил Горбачев любил повторять: «Главное, начать!» (с ударением на первом слоге). Черномырдин дополнил бывшего генсека бессмертным: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда».
Будем надеяться, что Ассоциацию союзов писателей и издателей не постигнет судьба многих прежних начинаний, а молодой и талантливый Сергей Шаргунов под мудрым присмотром Владимира Толстого, подобно литературному Ивану Калите, соберет и успокоит под своей рукой разобщенную писательскую Русь.