Мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая с 2018 года руководит крупнейшим российским городом в зоне вечной мерзлоты, известна далеко за пределами своего региона. Из-за нестандартного взгляда на работу муниципалитета, активности в социальных сетях и непрерывного сокращения расходов на собственную администрацию, ее даже стали называть "мэром здорового человека". В канун Нового года Авксентьева рассказала ТАСС о переезде мэрии из центра на окраину, своем взгляде на чиновников и желании превратить столицу Якутии в город добрых людей.
— Сардана Владимировна, в ноябре вы сообщили о планах по продаже здания мэрии и переезде администрации на окраину города. Когда это может произойти?
— Эта история займет не меньше года. Во-первых, должны быть произведены расчеты, во-вторых, нам нужно включить это в план приватизации, провести конкурсные и прочие мероприятия. Поэтому это долгая история. При этом нам помогают институты развития, например, центр перспективных управленческих решений. Там говорят, что это не столько ноу-хау Якутска, сколько общемировая тенденция, которая пока не нашла должного распространения в Российской Федерации. Якутск здесь опять впереди многих.
Есть понимание того, что и это здание (мэрия города), и этот кабинет, в котором мы находимся, могут выглядеть иначе и располагаться в другом месте, и это никак не повлияет на мою работу как мэра.
Нам готово помогать КБ «Стрелка» (занимается разработкой стратегических документов городского развития, внедрением городских решений в области инфраструктуры и благоустройства). Они предложили нам бесплатно создать модель опен-спейсов для окружной администрации Якутска. Сейчас они очень интенсивно интервьюируют наших сотрудников младшего и старшего звена, топ-менеджмент — это нужно, чтобы понять, кому какое жизненное пространство необходимо, кто в каком темпе работает, как часто нужны компьютеры. В конце декабря они должны выдать нам модель.
Какой бы изначально ни казалась эта идея, но это веление времени. Другой разговор, что прямо сейчас никто не собирается продавать здание мэрии, поскольку, во-первых, нет его оценки, а во-вторых, нет решения о том, что его в принципе нужно продавать. И даже если бы все это было, сейчас не самый удачный период для продажи имущественного комплекса.
— Есть ведь и противники вашей идеи, которые считают, что гражданам придется далеко ездить.
— Из 79 услуг, которые оказывает муниципалитет гражданам, только 16 требуют их личного присутствия в мэрии. И речь не о самых популярных, скажем так. Все остальное теперь можно получить через МФЦ или вообще электронным способом. Эти 16 услуг мы в течение 2021 года должны полностью перевести в электронный вид. Таким образом, у граждан отпадет всякая необходимость ходить в мэрию.
Мы понимаем, что все равно есть граждане, которые захотят прийти, выяснить что-то, что-то лично сдать, удостовериться, получить справку. Поэтому мы намерены оставить фронт-офис в центре города.
Ведь как эта мысль возникла? Когда из-за пандемии запретили прием граждан, у нас в мэрии был фронт-офис, прямо в гардеробе. И ничего: мы провели прием [детей] в школы, прием в детские садики. Все нормально прошло. С базами данных это все работает.
— А как быть с транспортными расходами?
— Мы поняли, что не всем нужны машины, и будем пересаживаться на такси — это дешевле. Например, муниципальное предприятие «Горснаб» уже вообще отказалось от транспорта и пользуется услугами такси. В результате его расходы сократились в разы. Причем они это сделали еще и до пандемии, без поручений от руководства города. Сели, посчитали и отказались от персональных машин.
— Сколько стоит здание мэрии?
— Оценку рыночной стоимости здания пока никто не производил. Считаем.
— Вы предложили объединить несколько городских управ. Зачем?
— Мы говорим об укрупнении центральных управ города. Экономия от этого составит около 30 млн рублей только за счет высвобождения 22 человек. Для кого-то, 30 млн рублей — это, может быть, не великие деньги, но у нас за весь прошлый год на капремонт школ было выделено 33 млн рублей. Вы представляете, сколько школ я могу ремонтировать каждый год? А если накоплю, еще и новую школу построю.
Я всегда в шутку сравниваю себя с многодетной мамой. У меня есть ребенок-студент, ребенок-школьник, дети-детсадовцы. У меня есть пожилая мама и пожилой отец, есть муж, который служит, предположим, в полиции. И из этой нашей скудной зарплаты я каждому должна что-то дать. В такой ситуации мне не с руки содержать домработницу.
Чиновники, по сути, это обслуживающий персонал, который двигает процессы. Департамент финансов — это те люди, которые управляют муниципальными финансами. Департамент экономики — это нанятый человек, который вместо всех горожан думает, какие приоритеты нам расставить. А мэр — это управляющий вашим домом, как управляющая компания. Поэтому мы будем всячески снижать свои издержки и расходы, чтобы сконцентрировать средства на другие, более важные задачи.
— Какие еще направления в работе мэрии вы считаете ключевыми?
— Одна из проблем Якутска связана с тем, что городу некуда развиваться: он со всех сторон зажат частным сектором. При этом я ставлю перед своими коллегами задачу — равномерно развивать территории. Это моя принципиальная позиция. Меня за нее иногда ругают, говорят: "У тебя в центре черт знает что, а ты полезла в пригороде дороги делать". Извините: и там, и там живут мои горожане.
Кроме того, мы наконец-то получим результаты программы интеллектуальной транспортной системы (ИТС). И в январе должны получить первые данные с этой ИТС, что позволит нам немножко изменить городские маршруты.
— Сардана Владимировна, вы не раз заявляли о непростой ситуации с бюджетом Якутска: налоговые поступления не покрывают растущую нагрузку на социальную инфраструктуру. Сколько средств нужно, чтобы нормализовать ситуацию?
— В бюджете на 2020 год по доходам у нас получилось 16,1 млрд рублей, по расходам — 16,5 млрд рублей, дефицит составил порядка 408 млн рублей. Это минимум, который необходим городу, чтобы выходить по нулям.
При этом у нас совершенно не заложены средства на развитие, недостаточно средств на содержание и ремонт школ, детских садов. Это первое, что меня беспокоит: то, за какими партами сидят наши детишки, какие при этом потолки, стены, стулья — это все важно, это задачи муниципалитета. Второе — мы совершенно не имеем средств на благоустройство, при этом одна из главных проблем нашего города — это внутриквартальное благоустройство. И не только на окраинах. К сожалению, эта проблема встречается и в центре города.
Кроме того, аварийный жилой фонд в Якутске — один из самых крупных на Дальнем Востоке. К сожалению, с 2012 года по 1 января 2017-го очень небольшое количество домов было признано аварийными, и поэтому во втором этапе федеральной программы (расселения аварийного жилья) в Якутске участвуют только 166 домов. Для нас это очень мало, поскольку фактически аварийный фонд приближается к одной тысячи.
— Почему возникла такая ситуация с бюджетом?
— Многие могут сказать, что в прошлые годы такая нехватка бюджета не ощущалась. Но, во-первых, мы должны понимать, что вступили в период, когда пора выполнять свои обязательства публичного партнера по соглашениям о государственно-частном партнерстве. В этом году оплатили порядка 700 млн рублей, в 2021-м эта сумма составит около 600 млн рублей.
Во-вторых, на все муниципалитеты возложена обязанность по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с майскими указами президента РФ. Дополнительная нагрузка на бюджет составляет порядка 500 млн рублей. Кроме того, с 2019 года мы участвуем в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги", что потребовало от муниципалитета софинансирования в размере еще 500 млн рублей.
— Есть ли поддержка со стороны правительства Якутии?
— Мы понимаем, что и республиканский бюджет находится в довольно непростой ситуации, но поддержка есть. По итогам нашей встречи с главой Якутии Айсеном Николаевым до конца года нам направят 140,9 млн рублей на возмещение выпадающих доходов. Да, это не все, что мы потеряли, но, тем не менее, это поддержка со стороны правительства. И я благодарна и главе республики, и министру финансов Валерию Жондорову за то, что довольно оперативно смогли нам помочь.
— Какие задачи ставите на следующий год?
— С 1 января 2021 года мы создаем единую информационную систему по неналоговым доходам. Система позволит повысить качество администрирования неналоговых доходов, консолидировать информацию по количественным показателям, начислению сумм, задолженностей. Благодаря этому можно будет проводить объективный анализ на основании конкретных цифр, и понимать, в каком направлении мы должны усилить работу.
Бюджет 2021 года также останется социально-ориентированным. Предстоит оптимизация по всем статьям расходов. К сожалению, вынуждены это делать. Прогнозы говорят о том, что нам необходимо поджаться на 33%. В частности, в следующем году сократили количество культурно-массовых городских мероприятий: оставили самые главные праздники, которые нас всегда объединяют. И вот на этих «лишних» праздниках мы сэкономим более 32 млн рублей.
— В Якутске установилась экстремально низкая температура — до 50 градусов мороза. Наверное, больше ни один город с таким не сталкивается. Как справляетесь с холодами?
— Я считаю, что настоящие герои — это коммунальщики Якутии. Инфраструктура, сети физически устаревают. Экстремально низкая температура, огромная заснеженность. Однако их стараниями город находится в относительном порядке.
Очень тяжело быть в Якутске, например, сантехником или дорожным рабочим. Их же только ругают. Но это очень тяжелый труд и, к сожалению, пока без должного уважения. Меня радует, что меняется отношение к людям труда. Мы обратили внимание, как граждане стали благодарить своих дворников. Это здорово! Я благодарна жителям, которые все-таки дают какой-то импульс. И я уже слышу: на проспекте Ленина соседи какие-то денежки собирают — хотят своего дворника поблагодарить, там что-то собирают, консьержку поздравляют.
Мы продвигаем лозунг «Якутск — город добрых людей». В информационном пространстве доминируют негативные новости, мы очень мало говорим о позитивном, хотя хорошие события тоже есть, их много. Поэтому мы решили, что каждый день будем публиковать позитивные новости на моей странице в Instagram.
Недавно мы написали о горожанах, которые сами сделали будку для бездомной собаки в своем дворе. Ничего не стоит остальным жителям сделать то же самое. Город не в состоянии и не должен строить приют. Здорово, что жители, не перекладывая ни на какого, сами построили будочку и поселили туда бездомную собаку! О таких вещах надо рассказывать, потому что хороший пример может стать заразительным. Кто-то прочитает, посидит, подумает: «А чем мы хуже»? В прошлом году мы рассказывали о людях, которые нашли студентов-художников, и они им разрисовали подъезд. Теперь у них совершенно другая атмосфера в подъезде.
— Сардана Владимировна, как вы будете отмечать Новый год?
— Мы Новый год встречаем очень традиционно: приглашаем мою маму, свекровь. Мы готовим для них подарки: дети у нас уже взрослые, живут отдельно, поэтому теперь мы делаем Новый год для бабушек.
Я заранее обсуждаю с мужем, что бы он хотел попробовать. В течение года у меня не так много возможностей его побаловать. И тут его воображение, конечно, взрывается, фонтанирует идеями. Поэтому сейчас мы обсуждаем меню. В следующие выходные пойдем за продуктами. Это такие обычные хлопоты.
Будем ставить елку: устанавливать ее всегда весело, а убирать грустно. Поскольку у нас дома все взрослые, мы не стали в прошлом году ставить елку. Год выдался очень непростой, поэтому в этот раз мы елку обязательно нарядим.
Беседовал Дмитрий Иванов