Эпоха Майи: Санду может превратиться в головную боль Кремля
Победившая на выборах президента Молдавии Майя Санду станет новой головной болью Владимира Путина, считает автор статьи в испанской El Mundo Хавьер Колас. Инаугурация первой женщины-президента Молдавии, окончившей, кстати, Гарвардский университет, состоится 24 декабря, но она уже сделала ряд громких заявлений, а парламент Молдовы уже начал ограничивать полномочия президента, одобрив в финальном чтении законопроект о переходе Службы информации и безопасности из-под управления президента в ведение парламента.
Автор статьи обращает внимание, что в интервью молдавским и иностранным журналистам Санду заявила, что «путь Молдавии лежит в ЕС». Однако этому, говорится в статье, мешает сепаратисткий региона, выступающий за сотрудничество с Россией. Санду считает, что российские миротворцы должны покинуть территорию Приднестровья, а им на смену должна прийти миссия гражданских наблюдателей ОБСЕ. В Кремле же считаю, что это может дестабилизировать обстановку в регионе.
По словам Майи Санду, большинство молдован выступают за сближение с Евросоюзом, однако многие считают, что необходимо поддерживать хорошие отношения с Россией.
«Ни ЕС, ни России не нужно, чтобы Молдавия превратилась во что-то вроде «серой зоны», где процветает коррупция, где экономический кризис и другие проблемы», - заявила она в интервью Хавьеру Коласу.
Майя Санду не видит противоречия в том, чтобы заключить торговые соглашения и с ЕС, и с СНГ и надеется убедить российские власти устранить препятствия для импорта молдавской продукции. Рассчитывает она и на экономическую поддержку США.
«Возможно, нам наконец удастся убедить правительство США принять участие в масштабных проектах по развитию инфраструктуры, как это бывало и раньше», - сказала выпускница Гарварда.
Избранная новым президентом Молдавии Майя Санду надеется, что через полгода ее партия получит большинство в парламенте, где сейчас преимущество имеет Партия социалистов, и это поможет ей осуществить реформы, которые позволят Молдавии восстановить экономику, сблизиться с ЕС и «перестать быть советским задним двориком».
Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты РФ Никита Данюк считает, что при определенных условиях Майя Санду действительно может создать проблемы.
- Если Санду сможет сохранить вокруг себя условно политическую коалицию, успешно выступить на парламентских выборах, тогда безусловно она станет головной болью.
Дело в том, что согласно молдавскому устройству у президента не так много полномочий в контексте определения внешней и внутренней политики. Эти полномочия в основном сосредоточены у парламента, который назначает правительство. В этом смысле нынешнее положение Санду не столь опасно. Но если на парламентских выборах политическая коалиция во главе с Санду займет большинство мест в парламенте, тогда создаются определенные риски, в первую очередь, связанные с Приднестровьем.
Мы видим достаточно агрессивную риторику по поводу того, что российские миротворцы должны покинуть Приднестровскую Молдавскую республику. Более того, Санду собирается совершить первый визит на Украину. Это показывает тренд внешней политики, который Санду попытается реализовать. Мы знаем Санду по работе на посту министра образования, когда она по большому счету, исключила русский язык из обязательных предметов и при этом молдавский язык переименовала в румынский.
Санду действительно может начать курс на полноценную интеграцию в евроатлантические структуры - НАТО и ЕС, проводить совместные военные учения, пускать больше некоммерческих организаций на территорию Молдавии, чтобы вся гуманитарная сфера была модернизирована под западный образец. В этих условиях риск действительно есть, но все зависит от парламентских выборов.
«СП»: - Как расценивать тогда ее заявления о желании развивать отношения с Россией?
- Здесь достаточно прагматичный подход. Молдавия крайне заинтересована в сохранении российского рынка. Молдавское сельское хозяйство, остатки промышленности, не говоря уже о «знаменитых» гастарбайтерах, очень сильно завязаны на российский рынок. Евроассоциацию Молдавия заключила намного раньше, чем Украина и может уже сейчас пытаться реализовывать свою продукцию в Европе, но у нее это никогда не получится, потому что с точки зрения конкурентных преимуществ молдавская продукция не может соперничать с европейскими аналогами, даже если европейский рынок пустит молдавские товары. Российский рынок и развитие торгово-экономических связей для Санду важны с точки зрения пополнения бюджета.
Санду может и самый радикальный сценарий попытаться реализовать. Ее неоднократно уличали в том, что она сторонница сценария унионизма (движение за объединение Румынии и Молдавии – ред.), в рамка которого Молдавия вообще теряет свою государственность, суверенитет и создается нормативно- правовая база, в рамках которой Молдавия становится частью Румынии и автоматически частью Евросоюза. Этот сценарий вполне вероятен, учитывая то, что в Европе и США в нем заинтересованы. И Санду, как проводник этих интересов, работавший в структурах, связанных с Джорджем Соросом, с институтами глобального развития, может создать прецедент, и Молдавия может потерять свою государственность.
«СП»: - Чем это чревато для Приднестровья?
- Это разморозка конфликта, который был заморожен как раз с помощью нашего миротворческого контингента. Это постоянные стычки, провокации. Учитывая то, что Приднестровье зажато между недружественной Молдавией и абсолютно антироссийской враждебной Украиной, любая искра может привести к горячей стадии. Риски очень большие.
То, что Санду не хочет договариваться с ПМР уже видно. Тактика очень похожа на тактику Киева, который не признает в качестве субъектов переговорного процесса представителей ЛНР и ДНР. Санду отказывается от долга за газ, хотя тут ничего удивительного нет – даже нейтральный, а не пророссийский (президент Молдавии – ред.) Игорь Додон не признавал приднестровский долг.
Напряженность Санду создать может. Я уверен, что мы увидим такой сценарий, если у нее получится контролировать правительство и парламент.
«СП»: - Какие проблемы это может создать России? Это не приведет к прямому конфликту, учитывая, что там наши миротворцы?
- Может привести. Мы помним сценарий, когда пытались с помощью провокаций наших миротворцев втянуть в конфликт на постсоветском пространстве – 2008 год, вторжение Грузии в Абхазию и Южную Осетию. Мы помним, чем это закончилось.
Другое дело, что с территориальной точки зрения подобного рода конфликт будет для России намного тяжелее. Россия готова договариваться, она признает Санду в качестве партнера, но все зависит от ее действий, а они будут антироссийские.