Среди нас, простых обывателей, встречаются люди-легенды, чей авторитет в обществе непререкаем, а вклад в развитие региона – неоценим. Раньше их называли «умом, честью и совестью», сейчас проще – лидерами общественного мнения.

Этапы большого пути Алексея Барышникова
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

Таков и сегодняшний герой рубрики «Спасибо за город» Алексей Егорович Барышников – кандидат технических наук, доктор транспорта РАТ, «Заслуженный работник транспорта России», «Заслуженный работник транспорта Югры», «Почетный работник речного флота» и «Почетный работник транспорта России», награжденный пятью правительственными медалями.

Все пути ведут в Ханты-Мансийск…

Вся жизнь Алексея Егоровича связана с водой, хотя в его роду прежде не было речников или моряков. Он родился в 1940 году в семье новосибирских крестьян – переселенцев из абсолютно «сухопутной» Курской области. Родители работали в колхозе, мама – дояркой, отец, вернувшийся с войны с двумя ранениями, – счетоводом.

В 1958 году наш герой закончил 10 классов, и ему, как активному секретарю организации ВЛКСМ школы, дали комсомольскую путевку в Новосибирский институт инженеров водного транспорта.

– Предлагали поступать и в другие вузы – торговый, педагогический, но тут «водой запахло», – улыбается собеседник. – А тогда время было романтическое, нам, молодым, требовалась стихия…

После окончания института Барышникову рекомендовали продолжить обучение в аспирантуре, но он выбрал гораздо более тернистый, но увлекательный путь, и отправился на Север. Кстати, уже позже – в 1972-м он все же закончил аспирантуру, а в 1982-м защитил кандидатскую диссертацию.

– Вечером 10 августа 1963 года на теплоходе «Ленинский комсомол» я прибыл в Ханты-Мансийск. И как только увидел эти холмы, то почувствовал, как будто бывал здесь раньше – уж больно природа понравилась. Переночевал в «Доме колхозника», что стоял на улице Пушкина, а утром отправился на работу…

Его приняли в Ханты-Мансийский технический участок пути поначалу помощником прораба, в 1964 году он стал прорабом, еще через год – главным инженером, а с 1982-го – начальником технического участка. В 1987 году Барышников назначается на должность главного инженера Иртышского бассейнового управления пути. С 1993 по 2013 годы он работал начальником Ханты-Мансийского окружного управления водных путей и судоходства – заместителем начальника Обь-Иртышского Государственного бассейнового управления водных путей.

Славное прошлое техучастка

Естественно, большая часть нашего долгого разговора шла вокруг «голубых магистралей» нашего края. Именно вопросами их безопасности и транспортной доступности занимался Ханты-Мансийский технический участок пути, которому Алексей Егорович отдал почти полвека своей жизни.

– Начнем с того, что бассейновое управление обслуживало 5,5 тысяч километров водных путей, а водный транспорт во всем мире считается наиболее экологически чистым и экономически выгодным. Мы содержали в исправности навигационное оборудование, обеспечивали судовую обстановку, устанавливали и контролировали исправность береговых и плавучих знаков – последние часто сбивались с якоря.

Несмотря на уважаемый возраст, память собеседника отличается завидной остротой. Он с легкостью оперирует цифрами, фактами, именами, рядом с ним становится как-то неловко за собственную забывчивость.

– Техучасток являлся крупным для Ханты-Мансийска предприятием, по штату числилось до пятисот человек, по факту – в два раза меньше. Скажем, вместо трех рулевых в экипаже обычно трудились двое и получали доплату за недостающего. А какие замечательные люди работали рядом со мной! Назову лишь некоторых – заместитель начальника Артур Давидович Грицфельд, главный бухгалтер Анфия Петровна Усольцева, один из лучших изыскателей Виктор Иванович Кашин, – собеседник перечисляет имена бывших коллег.

Алексей Егорович – просто кладезь полезной и увлекательной информации о характере и особенностях наших водоемов:

– На Иртыше есть глубокие места, ямы до 25-30 метров, об их местонахождении издавна знают рыбаки. Ежегодно мы производили большой объем дноуглубительных работ, в среднем держали глубины в русла в три метра, сейчас – на семьдесят сантиметров меньше. Оно и понятно: теперь остался лишь один земснаряд, а раньше базировалось пять, да еще каждую навигацию приходило два-три из Тобольска и Омска.

В Ханты-Мансийском техучастке в лучшие годы работало до 50 единиц флота.

– Увы, в силу экономических причин сегодня в массе своей реки заброшены, финансирование работ по их обслуживанию прекратилось. Боковые реки приходят в естественное состояние, перекаты заносятся, реки мелеют. Если бы не было окружного финансирования, то пассажирское движение вообще давно бы замерло, – сокрушается наш герой.

Берега становятся чище

Впрочем, нельзя сказать, что ситуация на водоемах пущена на самотек – об этом Алексей Егорович, как председатель межведомственной комиссии города по использованию водных ресурсов, осведомлен лучше всех:

– Мы постоянно мониторим процесс воздействия Иртыша на инфраструктуру Ханты-Мансийска. Река движется по определенным законам и, размывая берега и намывая их в другом месте, постепенно идет в сторону Восточной объездной дороги. Мы ведем наблюдение за ее поведением, и если тенденция сохранится, то в будущем возникнет необходимость заниматься укреплением берега Иртыша в районе дороги.

Под контролем межведомственной комиссии находится и экологическая обстановка, в частности, расчистка береговой полосы. Вот что об этом рассказывает председатель:

– Еще в конце прошлого века возникло сильное захламление берегов. С 2008 года в городе стали заниматься их очисткой, резать и вывозить бесхозные суда. Наиболее засорена была территория, занятая складскими и причальными сооружениями Ханты-Мансийского района. Еще с советских времен там, например, громоздились полузатопленные железобетонные конструкции жилых домов. Мы неоднократно заслушивали представителей районной Администрации, оказывали необходимую помощь, и в результате в этом году территорию привели в порядок. Отрадно, что постепенно наши берега приходят в норму.

Дела депутатские

Кроме выполнения сложных и разнообразных производственных задач, всю свою жизнь Алексей Егорович занят решением проблем общественных. С 1994 года он был депутатом Думы города Ханты-Мансийска, 22 года являлся одним из самых достойных народных избранников!

– Однажды Владимир Семенович Семенов, заместитель Главы города, предложил: «Егорыч, попробуй, нам в Думе нужны такие люди!». А раз надо, то я согласился. И не жалею – за эти годы много хорошего удалось сделать. Отрадно, что у нас был налажен диалог с Администрацией, а во главе города всегда находились разумные люди. В частности, с Максимом Павловичем Ряшиным у представителей депутатского корпуса сложились хорошие деловые отношения.

На просьбу назвать самые значимые для собеседника достижения в качестве народного избранника он ненадолго задумывается:

– Я – патриот Самарово, и всегда мечтал превратить его в один из лучших районов города.

Но даже не думал, что Ханты-Мансийску удастся достичь таких масштабных преобразований. Посмотрите, какая замечательная построена набережная, какие капитальные дома поднялись на месте прежних бараков! Сегодня Самарово действительно стало украшением окружного центра.

Местные жители прекрасно знали, к кому следует обращаться за решением наболевших проблем. Так, например, пенсионерка, бывшая учительница, много десятилетий проживала в разваливавшемся двухквартирном бараке.

Ее домишко неоднократно обследовали различные комиссии, выносили разнообразные решения, но вопрос не сдвигался с мертвой точки – пока на помощь не пришел депутат Барышников. Взяв дело под свой контроль, он добился выделения пенсионерке благоустроенной квартиры.

Свободное время – понятие растяжимое

Конечно, за все те добрые дела, которые совершил Алексей Егорович, следует благодарить и его «вторую половинку» – Валентину Илларионовну, которая до выхода на заслуженный отдых работала заместителем директора школы №2. Они сыграли свадьбу еще в далеком 1967 году и с тех пор вместе разделяют все радости и печали.

Сын Владимир окончил военное училище, служил в армии, после сокращения вернулся в Ханты-Мансийск и надел милицейские погоны. Сейчас полковник запаса Барышников трудится в окружной Счетной палате. Дочь Ирина с отличием окончила институт природопользования, работает в Музее нефти и газа. Внук Алеша – выпускник ЮГУ, работает в спортивной организации, а внучка Ариша заканчивает 11-й класс.

– Свободное время – понятие растяжимое. С детства испытываю глубокое уважение к книгам, до сих пор их покупаю, хотя в личной библиотеке больше трех тысяч томов. Нравится история, приключения, путешествия, в последние годы увлекся эзотерикой. А еще люблю охоту, с шестнадцати лет брожу с ружьем. Хожу только на водоплавающую и боровую дичь, остальные виды не интересны. Причем, мне нравится сам процесс, а совсем не добыча.

Заканчивая разговор, Алексей Егорович подчеркнул:

– Я удачно выбрал и работу, и место жительства, и меня всегда окружали хорошие люди, порядочные, приветливые. Мне повезло!

Андрей Рябов