РФ задействует БРИКС в свете провала ЕС и США в борьбе с «коронакризисом»
По совместным экономическим действиям в рамках БРИКС существуют сомнения, считает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков.
Сотрудничество в рамках БРИКС имеет ограничения
Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко на VI парламентском форуме БРИКС предложила создать совместную группу по борьбе с экономическими последствиями COVID-19.
Россия оказала помощь более 40 странам мира в борьбе с инфекцией, схожие проекты осуществляются другими странами БРИКС. Разговор идет о создании комплексной системы раннего предупреждения массовых инфекционных заболеваний, а также подписания меморандума по регулированию медицинской продукции.
Одновременно с медицинскими и санэпидемиологическими вопросами должны решаться экономические проблемы.
Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин предложил уделить внимание обмену законотворческим опытом в сфере цифровой экономики, искусственного интеллекта и защиты персональных данных.
Эти направления выходят на передний план в рамках современного развития мировой экономики.
В БРИКС (BRICS) входит пять государств мира: Бразилия (B), Россия (R), Индия (I), Китая (C) и Южная Африка (S).
Концепцию в 2001 году предложил экономист Джим О’Нил в материале «Кирпичи для новой мировой экономики». Аббревиатура БРИК (изначально без Южной Африки) звучит как английское слово «brick», т. е. «кирпич», поэтому платформа появилась вследствие игры слов и прогноза по перспективным экономикам мира.
Упомянутым в материале О’Нила странам идея понравилась, и они стали выстраивать отношения, но площадка так и не превратилась в эффективную экономическую структуру, пусть к ней и присоединилась Южная Африка.
«БРИКС – это не организация, это структура, которую один экономист-аналитик счел перспективной. Нет политических предпосылок для того, чтобы БРИКС стала международной организацией. С другой стороны, аббревиатура зажила своей жизнью – проводятся семинары, совещания, конференции, объединяющие представителей стран. Если группа, о которой говорит Матвиенко, будет создана, то как площадка для обсуждения», - заключает Новиков.
В рамках БРИКС на сегодняшний день можно создать только консультационный межгосударственный орган.
«Воплощение его рекомендаций зависит от политического влияния стран и прежде всего Китая», - резюмирует Новиков.
Официально БРИКС ведет историю с июня 2006 года, когда на Петербургском экономическом форуме состоялась встреча министров экономики Бразилии, России, Индии и Китая. В 2008 году на саммите G8 в Японии произошла первая встреча лидеров БРИКС, а в 2009 году был проведен их официальный саммит в Екатеринбурге.
Тогда страны БРИКС позиционировались как самые крупные и успешные развивающиеся экономики. На основе этого стороны хотели сформировать общую позицию по экономическим и политическим вопросам.
«БРИКС – это не что-то, выросшее снизу, а просто придумка аналитика, что есть такие страны. Однако не все они являются соседями. У них есть как общее, так и конфликты с разногласиями. Эта организация не является чем-то большим, чем списком перспективных стран, пусть и не все из них сегодня являются таковыми», - констатирует Новиков.
БРИКС, как отмечает экономист, можно сравнить со «списком отличников», но он ведь он не означает, что такие люди похожи друг на друга, и что они между собой будут обязательно дружить.
Россия от этой платформы не откажется и будет продолжать в ней работать, но возможности тут ограниченные.
Международных действий по выходу из «коронакризиса» нет
Предложение Матвиенко поднимает проблему совместных действий по выходу из «коронакризиса». Международная борьба с пандемией закончилась провалом даже внутри Евросоюза.
С сотрудничеством на уровне ООН дело еще хуже – государства оказались предоставлены сами себе, а активность РФ по оказанию международной помощи является уникальным образцом проявления добрых намерений.
Возник даже вопрос: возможна ли совместная межгосударственная деятельность по выходу из «коронакризиса».
Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что совместных действий по выходу из кризиса не просматривается.
«БРИКС пока не является структурой, способной взять на себя ответственность за такие решения, особенно учитывая китайско-индийские отношения. Еще есть G20, которая ограничивается рекомендациями, потому что там нет внутреннего единства. Таким образом, выход из кризиса страны будут осуществлять индивидуально», - заключает Брутер.
Если у власти в США останется Трамп, то, как полагает политолог, сто процентов ничего не изменится, а если ему на смену придет Байден, то возможны варианты, а так американцы парализовали данный процесс.
«Байден может быть чувствительным к общим решениям, хотя американская элита не захочет, чтобы кто-то выходил из кризиса за ее счет. В США считают, что все в мире им должны, а они никому. У меня такое впечатления, что как в ЕС, так и в США решения будет предприниматься отдельно. Что касается России, то у нас на сегодня нет партнеров, даже очень хорошие отношения с Китаем не предполагают общей финансовой политики», - резюмирует Брутер.