Новые правила, вводимые постановлением Правительства РФ №1604, вызывают вопросы и сомнения в возможности их реализовать
22 октября 2020 года прошла организованная АНО «Индустрия безопасности» экспертная онлайн-конференция, посвященная новым требованиям по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ), вводимым постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1604 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта».
В конференции приняли участие представители Росавиации, Ространснадзора, субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчики и эксплуатанты — все, кого постановление определяет как объект регулирования.
Как отметил главный специалист АО «Шереметьево Безопасность» Егор Бутов, для подразделений транспортной безопасности ПП №1604 не вводит почти никаких новаций, кроме обязанности проводить видеофиксацию досмотров, что может быть сравнительно просто урегулировано оснащением групп досмотра мобильными видеорегистраторами, ассортимент которых на рынке достаточно широк.
Представители транспортных компаний, осуществляющих пассажироперевозки, рассказали о дополнительных сложностях, создаваемых постановлением: непростым организационно и затратным в финансовом плане представляется процесс оснащения воздушных судов системами видеообнаружения и видеомониторинга, могут возникнуть проблемы, связанные с паспортами ОТБ транспортного средства.
По мнению Игоря Орлова, заместителя исполнительного директора по авиационной и производственной безопасности АО «Авиакомпания АЗИМУТ», в требовании о назначении ответственных за ОТБ есть неясность: должен ли это быть один человек или все сотрудники компании, аттестованные как специалисты по ОТБ. В пункте 19 постановления, по его словам, содержится требование указать адрес пункта/центра обеспечения транспортной безопасности. В случае, если это кабина экипажа на борту воздушного судна, какой должен быть указан адрес?
Неоднозначно транспортники оценили и вводимое постановлением и давно ожидаемое отраслью оформление паспортов безопасности на группу однотипных ТС. Паспорт на группу воздушных судов оформить можно, но при этом требование на маршрутную привязку паспорта нивелирует эту новацию: если входящие в группу ТС выполняют рейсы по разным маршрутам, в паспорт придется вносить изменения. Это подтвердил представитель надзорного органа — начальник Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Игонин. Его поддержал Александр Жуленков, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта.
В то же время перевозчики подчеркнули, что есть и ряд изменений, упрощающих процедуры ОТБ и снижающих административную нагрузку. Позитивно они отнеслись и к «уравнительному» требованию к иностранным перевозчикам на территории РФ выполнять требования российского законодательства по транспортной безопасности. Как сказал заместитель начальника службы по транспортной безопасности АО «Авиакомпания «Сибирь» Денис Людчик, постановление в целом представляется более логичным и простым, чем те нормативно-правовые акты, которые оно заменило.
Иначе отнеслись к постановлению представители авиации общего назначения, на которую также распространены требования ПП №1604.
Президент федерации авиации общего назначения России Сергей Минигулов и президент межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин отметили, что маршрутная привязка паспортов ОТБ — это требование, которое для авиации общего назначения сложно реализовать на практике: зачастую единственное ТС используется на большом количестве маршрутов, которые регулярно меняются. Переутверждать паспорта ОТБ с такой частотой просто невозможно. Альтернатива — прекратить коммерческую деятельность.
Также большие вопросы вызывает необходимость оснащения авиации общего назначения (АОН) техническими средствами: если для «больших» перевозчиков это труднореализуемая задача, то для малой авиации это задача, которую невозможно решить: установка любого оборудования на воздушное судно требует одобрения производителя воздушного судна, а для АОН производители зачастую прекратили существование, прекратили инженерное сопровождение типа ТС или просто не имеют желания и возможности осуществлять сертификацию нового оборудования для ТС, т. к. в их странах (а они в подавляющем большинстве иностранцы) нет требований на оснащение малой авиации камерами видеонаблюдения.
Да и в целом требование на оснащение двухместного «Робинсона» или черырехместной «Цессны» системами видеомониторинга представляется избыточным.
Их поддержал Серегй Алафинов, председатель совета директоров НПО «АэроВолга» — проектирорвщика малых воздушных судов. Он отметил, что для включения того или иного оборудования в состав оснащения воздушного судна согласия производителя недостаточно: необходимо согласие проектировщика, внесение изменений в нормы летной годности и сертификат типа воздушного судна. Процесс непростой и небыстрый, требующий, в частности, определенного времени налета модернизированного воздушного судна. Саамостоятельно предприятия авиации общего назначения профинансировать такие программы не смогут. Это делает проектировщика и производителя главными регуляторами состава техсредств ОТБ и главными же выгодоприобретателями от его установки.
Представители компаний — производителей оборудования для обеспечения безопасности: Никита Марков из ГК «ЮПХ» и Илья Ильичев из Dahua Technology Rus — рассказали о возможностях современных мобильных систем контроля безопасности, обнаружения опасных химических и биологических веществ, взрывчатки, наркотиков и т.д., организации видеомониторинга в транспортных средствах, мобильных видеорегистраторов, оснащения пунктов управления транспортной безопасностью.