Как Партизанску четыре раза меняли название
Одним из центров промышленности Приморского края много лет являлся город шахтеров — Партизанск, ранее носивший название Сучан. Но был в истории этого города и период, когда он носил другое название.
Сучан был основан в начале XX века как рудник. Но по мере увеличения угледобычи росло и население Сучанского рудника. Таким образом, к 1932 г. возникла потребность преобразования рабочего поселка в город.
На состоявшемся 20 марта 1932 г. заседании президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) в числе прочих был рассмотрен вопрос «О преобразовании рабочего поселка «Сучанский рудник» Сучанского района Дальне-Восточного края в город Сучан.
Президиум ВЦИК постановил:
1. Рабочий поселок «Сучанский рудник» преобразовать в город, присвоив ему название Сучан;
2. Город Сучан, как имеющий значительное количество населения, достаточное пролетарское ядро и широкие перспективы развития угольной промышленности, выделить в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением Сучанского горсовета Дальне-Восточному крайисполкому;
3. Подчинить экономически и территориально тяготеющие к городу Сучану следующие сельсоветы и отдельные населенные пункты Сучанского района Дальне-Восточного края: Корединский, Несвоевский и Хаммендонский сельсоветы и населенные пункты, расположенные по долине Сучано-Рудничной узкоколейной железной дороги до станции Кангауз-2 включительно (Сица, Фанза, Френцовка, Таежная, Партизан, Держаново, Кангауз 2-я);
4. В связи с выделением города Сучана в самостоятельную административно-хозяйственную единицу центр Сучанского района Дальне-Восточного края установить в селении Владимиро-Александровском с сохранением прежнего названия района;
5. Пункт 1 в отношении нового названия города Сучана внести на утверждение президиума ЦИК Союза ССР и по утверждении его настоящее постановление опубликовать.
Ходатайство президиума ВЦИК о переименовании преобразованного в город Сучан рабочего поселка «Сучанский рудник» было направлено в президиум ЦИК СССР. Предварительно 23 апреля состоялось заседание секретариата ЦИК СССР, а 27 апреля 1932 г. вышло постановление президиума ЦИК СССР: «Президиум центрального исполнительного комитета Союза ССР постановляет ходатайство президиума ВЦИК удовлетворить и присвоить преобразованному в город рабочему поселку «Сучанский рудник» Сучанского района Дальне-Восточного края наименование Сучан».
Страна была на революционном и индустриальном подъеме и приветствовала все новое, давая новые имена старому миру. В связи с завершением строительства участка железной дороги Кангауз — Находка Дальне-Восточный крайисполком направил в президиум ВЦИК ходатайство о переименовании станции Сучан в станцию Гамарник. Президиум ВЦИК на заседании, состоявшемся 1 сентября 1934 г., постановил переименовать станцию Сучан Уссурийской железной дороги в станцию Гамарник и представить данное постановление на утверждение в президиум ЦИК СССР. Президиум ЦИК СССР своим постановлением от 7 сентября 1934 г. утвердил переименование станции Сучан.
Первый пробный поезд от ст. Кангауз до ст. Находка прошел уже по станции Гамарник. Сопровождал его командир особого корпуса железнодорожных войск товарищ Лацис, имя которого тут же присвоили и станции Находка.
Ян Борисович Гамарник с 1923 г. по 1928 г. был председателем Приморского губисполкома, первым секретарем Далькрайкома партии, впоследствии стал первым секретарем ЦК КП(б) Белоруссии, а в 1937-м — первым замом наркома обороны СССР.
С середины 30-х годов процесс переименования и наименования всего и вся в честь действующих деятелей советского государства начал увеличивать обороты.
«Красное знамя» 1 марта 1935 г. опубликовало следующее постановление Далькрайисполкома от 23 февраля: «В соответствии с многочисленными просьбами партийных, советских и профессиональных организаций президиум Далькрайисполкома постановляет: 1. Присвоить ДВ Политехническому институту имя В. В. Куйбышева, именуя его впредь ДВПИ им В. В. Куйбышева. 2. переименовать город Никольск-Уссурийский в город Ворошилов. 3. Екатериновский район — в Кагановичевский. Владимиро-Александровский — в Буденновский.
Не остался в стороне и город Сучан со станцией Гамарник. Президиум Сучанского горсовета и Приморского облисполкома направил в президиум Дальне-Восточного краевого исполнительного комитета ходатайство о переименовании города Сучана в Гамарник, который постановлением от 14 июня 1935 г. их удовлетворил и просил президиум ВЦИК утвердить свое постановление.
Не дожидаясь ответа из Москвы, местный совет уже самочинно с октября 1934 г. стал выпускать свои постановления под шапкой Гамарниковского городского Совета депутатов трудящихся города Гамарника. Появился Гамарникский ГК ВКП(б), депо Гамарника.
Президиум ВЦИК ходатайство Дальне-Восточного крайисполкома о переименовании города Сучана Приморской области Дальне-Восточного края в город Гамарник утвердил 10 октября 1935 г. и поддержал ходатайство перед президиумом ЦИК СССР.
Дальше пошли согласования.
«…Учитывая единодушное ходатайство местных и краевых органов Дальне-Восточного края и постановление президиума ВЦИК, а также целесообразность унификации наименования города и ж/д станции при нем, орготдел полагал бы переименовать г. Сучан в г. Гамарник». Но бюрократически процесс затягивался.
«В мае 1936 г. секретарь Сучанского горсовета Старовойт шлет письмо непосредственно в секретариат ЦИК СССР, в котором вопрошает: «Сообщите Сучанскому горсовету решение президиума ЦИК Союза ССР в отношении ходатайства Далькрайисполкома о переименовании гор. Сучана в гор. Гамарник», — вспоминает краевед Андрей Антонов.
Секретарю было отвечено, что подготовлен проект постановления ЦИК СССР, в котором говорилось: «Удовлетворить ходатайство президиума ВЦИК и переименовать г. Сучан Приморской области Дальне-Восточного края в г.?Гамарник». Сучан к тому времени уже стал центром каменноугольной промышленности Дальне-Восточного края с населением в 28 000 человек, а станция Гамарник — узловым железнодорожным пунктом.
Однако летом 1936 г. вышло постановление ЦИК СССР о прекращении переименований городов, райцентров, местечек и железнодорожных станций. В свете данного постановления Старовойту 26 июня 1936 г. отправили новый ответ: «Настоящим сообщаю, что в связи с прекращением переименований городов, местечек, районных центров и ж/д станций ходатайство о переименовании г. Сучана не будет рассматриваться».
Дальше — больше. Наступил достопамятный 1937 г. Выяснилось, что Гамарник оказался то ли японским шпионом, то ли врагом народа, и он, не дожидаясь ареста, 31 мая покончил жизнь самоубийством. А 8 июня из Киева в редакцию газеты «Красная звезда» пришло письмо: «Бойцы группы политических занятий политгрупповода воентехника 2 ранга товарища Скляренко Ивана Корнеевича, части, которой командует полковник Перфильев (Киевский военный округ), просят Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР снять позорящее имя германо-японского шпиона Гамарника с города Гамарник Уссурийской области Дальне-Восточного края». Внизу стояло еще 27 подписей. 21 июня 1937 г. выходит постановление ВЦИК: «Снять имя врага народа Гамарника с г. Сучана и с железнодорожной станции Сучан Дальне-Восточной железной дороги, оставив за этим городом и станцией прежнее наименование. Настоящее постановление довести до сведения ЦИК Союза ССР».
В ходе последовавших разбирательств выяснилось, что «имя Гамарника было присвоено г.?Сучану самочинно ДВ крайисполкомом. Дано ВЦИКом указание о снятии этого имени и возвращении прежнего названия города».
Вскоре и. о. председателя Далькрайисполкома Вольский подписал решение президиума Далькрайисполкома об отмене постановления о присвоении городу и железнодорожной станции Сучан имени Гамарника, которое было принято 14 июня 1935 г. и пока еще не было утверждено ВЦИК. Президиум обратился во ВЦИК с просьбой утвердить его решение об отмене изменения названия города Сучана. Так закончилась четырехлетняя история города Гамарника.
Но через 35 лет Сучан опять чуть не получил имя другого дальневосточного партийного и военного деятеля — Постышева.
В марте 1970 г. специальная топонимическая комиссия при Сучанском горисполкоме предложила заменить название города Сучан на Зеленогорск («по зеленому наряду города, по расположению зелени вокруг города»), поселка Северный Сучан на Северный, горы Чантинза на Скалистая, реки Сица на Тигровая, реки Малая Сица на Малая Тигровая, реки Тудагоу на Северянка, ж/д остановку Сица на Сигнал.
Бюро Приморского крайкома КПСС выдвинуло свое предложение — переименовать город Сучан в Постышев в честь Павла Петровича Постышева, советского государственного и партийного деятеля, участника Гражданской войны на Дальнем Востоке. В постановлении бюро от 3 августа 1970 г. отмечалось, что новое название предлагается в связи с многочисленными просьбами отдельных граждан и коллективов трудящихся. Также говорилось, что «переименование г. Сучана в память П. П. Постышева будет способствовать воспитанию трудящихся нашего края на революционных традициях, в духе советского патриотизма и преданности Коммунистической партии Советского Союза».
Однако все же Приморский крайисполком решением от 18 сентября 1970 г. предложил переименовать город Сучан в Партизанск, обосновывая это тем, что «Сучанская долина являлась центром партизанского движения в Приморье, Сучан — город партизанской славы горняков с большими революционными и трудовыми традициями».
В решении также указывалось, что «новое название города будет способствовать воспитанию трудящихся нашего края на революционных традициях, в духе высокого советского патриотизма и преданности Коммунистической партии Советского Союза, повышению чувств гордости шахтеров за свой город, умножению трудовых традиций и развитию угольной промышленности в городе». Именно это предложение позже и ушло в Москву на утверждение. Которая и утвердила новое название 26 декабря 1972 г.
Юрий УФИМЦЕВ