Je suis France. Под таким лозунгом во Франции прошли акции в память об убитом учителе истории

«Je suis France» — под этим лозунгом 18 октября во Франции прошли акции в память об убитом учителе истории. «Вам не удастся нас расколоть и запугать. Франция неделима», — с таким заявлением на фоне многотысячных демонстраций во всех крупных городах страны выступил глава французского правительства Жан Кастекс.

Je suis France. Под таким лозунгом во Франции прошли акции в память об убитом учителе истории
© BFM.RU

В столице на площади Республики звучал гимн Франции. Вместе с премьер-министром почтить память 47-летнего учителя истории, хладнокровно убитого исламистом рядом со школой, вышли мэр Парижа, глава столичного региона, лидеры левых и правых движений и партий. О настроении людей на улицах рассказывает корреспондент France 24 Катрин Кедир-Клиффорд.

«Здесь царит атмосфера полнейшего шока и глубочайшей печали, но одновременно чувствуется дух единства. Периодически толпа взрывается аплодисментами. Здесь просто огромное число людей. Я поговорила с несколькими протестующими, в частности с преподавателем истории. Он тоже рассказывал своим ученикам об исламе и о свободе самовыражения. Теперь мужчина в ужасе, ему очень страшно — он едва мог связать два слова. Еще одна участница демонстрации, университетский профессор, говорит, что попросту не может понять, как такое может происходить во Франции. Но также она рада, что на акцию вышло столько народу — для нее было важно почувствовать народную солидарность и услышать эти аплодисменты. Я также поговорила с парой родителей. Они задавались вопросом: как им рассказать своим детям школьного возраста об этом, как объяснить такое варварство?»

Бывший глава МВД Франции Жерар Колон, выступая на митинге в Лионе, заявил, что французские власти «задержались с реакцией на радикализацию неблагополучных кварталов», а поэтому «зло успело укорениться». По мнению политика, стране предстоит мобилизоваться, чтобы ему противостоять.

Срочное заседание Совета обороны Франции прошло 18 октября в Елисейском дворце. Президент Эммануэль Макрон и министры обсуждали борьбу с терроризмом, и, как сообщил ТАСС французский правовед Эмманюэль Мишо, «в свете последних событий нельзя исключать внесения дополнительных мер в законопроект о борьбе с исламистским сепаратизмом».

О том, что становится первопричиной подобных трагедий, рассуждает исполнительный директор фонда GCERF доктор Халид Козер в комментарии для Международной организации миграции.

«Предотвращение экстремизма — это очень новое поле. Пока мы очень мало знаем о том, что подталкивает людей к насилию. Схожи ли мотивации террориста, который убил прихожан мечети в новозеландском Крайстчерче, и террористов на Ближнем Востоке или в Африке? Понять предпосылки и научиться предотвращать такие трагедии очень сложно. Объем данных о том, что важную роль в радикализации играют социальные сети, в последние годы растет. Я только что прибыл из Бангладеш и своими глазами видел, как экстремисты пытаются радикализировать молодежь, в особенности студентов, через Facebook. Но одновременно именно соцсети являются крайне эффективным инструментом борьбы с экстремизмом. Важно учить людей мыслить критически, чтобы, когда подростки видели что-то в интернете, они понимали, что нет, такого нет в Коране, и нет, это не то, чему меня учили родители. Мы должны стремиться к этому, а не просто контролировать социальные сети».

В России реакция на трагедию последовала незамедлительно. Вероятным убийцей, по версии французских правоохранителей и СМИ, стал 18-летний москвич чеченского происхождения, в детстве переехавший с родителями во Францию. В российском посольстве призвали не связывать трагедию с Россией, поскольку важно то, где человек встал на путь радикализации. Рамзан Кадыров осудил теракт под Парижем и выразил соболезнования родным погибшего.

А вот два российских бойца ММА, Зелим Имадаев и Альберт Дураев, похоже, не разделяют мнения о чудовищности произошедшего. Как указывает «Лента.ру» со ссылкой на журналиста Александра Лютикова, в Instagram спортсменов некоторое время висели посты с высказываниями, которые можно интерпретировать как одобрение терроризма. Согласно публикации, Имадаев вообще назвал предполагаемого убийцу «героем».