Колонизация Алжира: за что должна извиняться Франция? (Le Figaro, Франция)
Потребовав новых извинений от Франции, президент Алжира Абдельмаджид Теббун лишь усилил чувство горечи, которое становится препятствием для спокойной исторической работы по вопросу французского присутствия в Алжире, пишет историк Жан Севилья в газете Le Figaro (Франция).
С 1962 года Алжир организовал систематическое представление своей истории с опорой на пропаганду, которая призвана подтвердить легитимность Фронта национального освобождения, в частности с помощью мифической цифры в 1,5 миллиона погибших алжирцев во время войны за независимость (настоящее число жертв действительно велико, но составляет от 250 000 до 300 000 во всех лагерях). С течением времени эти однонаправленные представления распространились на завоевание Алжира в XIX веке, что позволяет иерархам системы охватить все французское присутствие в Алжире с 1830 по 1962 год в рамках единого осуждения.
Все помнят, как во время государственного визита в Париж в 2000 году Абдель Азиз Бутефлика взял слово в Национальном собрании, чтобы отчитать Францию и предложить ей признать «тяжелый нравственный долг старых метрополий перед бывшими колониями». В 2005 году в Сетифе его обвинения стали ощутимо жестче: «Оккупация пошла по пути уничтожения и геноцида, который не раз повторялся во время ее рокового царствования». Во время последнего президентского выступления в 2018 году он вновь завел старую песню, отметив «борьбу народа, против которого колонизатор пустил в ход самые варварские репрессии».
Избранный в декабре прошлого года нынешний президент Алжира Абдельмаджид Теббун в свою очередь заявил 4 июля, что ждет от Франции извинений за колонизацию. В этом нет ничего удивительного: словно в ролевой игре, он исполнял свою партию, повторяя, как мантру, что вина за все с 1830 по 1962 год лежит на Франции. Как и предшественник, он представил требования («Мы уже получили полу-извинения. Нужно сделать еще один шаг»), а также напомнил, что у Алжира имеется средство давления на Париж: 6 миллионов алжирцев и франко-алжирцев во Франции.
Бичевание колонизации стало настоящим ритуалом для власти в Алжире, хотя 9 из 10 алжирцев появились на свет уже после провозглашения независимости страны. Для президента Теббуна все это было тем проще, что covid-19 дал ему карт-бланш, отправив по домам сотни тысяч демонстрантов протестного движения «Хирак», которое показало, что алжирский народ ждет чего-то большего, чем бесконечная риторика ФНО.
Главный вопрос в том, собирается ли Франция покорно ответить на призывы Алжира. Все это вызывает тревогу, если вспомнить, что в феврале 2017 года Эммануэль Макрон, который был тогда всего лишь кандидатом в президенты, назвал колонизацию «преступлением против человечности» и добавил, что она «является частью прошлого, которому нам нужно посмотреть в лицо, представив извинения пострадавшим от этих действий». В январе этого года он в свою очередь выразил желание о том, чтобы историческая работа по войне в Алжире получила при его президентстве «примерно такой же статус, как холокост для Ширака в 1995 году». Эта формулировка намекала на признание вины Франции в войне в Алжире, против чего выступали все предыдущие главы государства, даже Франсуа Олланд.
Решение вернуть Алжиру 3 июля хранившиеся в парижском Музее человека черепа более 20 арабских воителей, которые боролись с французским присутствием после завоевания этой территории, не является возмутительным само по себе. У этих людей есть право на почести через полтора века после их гибели, а Франция уже делала подобные жесты в отношении других стран, чтобы подчеркнуть дружбу вопреки следам старых конфликтов. Но можно ли назвать демократическую и народную алжирскую республику наследницей племен, с которыми сражалась французская армия в 1850 году? У них тогда не было какого-то осознания принадлежности к единой алжирской нации (на нее в тот момент не было даже намека), поскольку Франция завоевала территорию, где проживали абсолютно разнородные народы. Вызывает вопросы дух такого жеста. Символ дружбы народов под знаком готовности забыть и простить или же акт покаяния, который породит лишь новые требования?
За что должна извиняться Франция? За колонизацию Алжира? Но можно ли изменить историю? И разве за 132 года присутствия на другом берегу Средиземного моря Франция не сделала ничего хорошего? Нужно ли ей извиняться за искоренение эпидемий, строительство больниц, дорог, плотин, мостов и школ, формирование современного сельского хозяйства, открытие в Сахаре нефти и газа, которые по сей день остаются главным богатством Алжира? Да, колонизация была не только этим. У нее были провалы, темные стороны, противоречия, в частности то, что на этой территории по факту существовало двойное общество, без узаконенного апартеида, но с фактическим расколом населения на два типа (европейцы и мусульмане), которые сосуществовали без полного смешения.
Нужно говорить правду о прошлом, всю правду. Как хорошее, так и плохое. Не скрывать ничего, избегая манихеизма и анахронизма. Колонизация не была сама по себе преступлением: она была историческим моментом. В фазе завоевания она была жестока к местному населению, но так было всегда. Что касается войны за независимость, жестокость проявляли обе стороны: в какой войне ее нет? Как бы то ни было, французская власть в Алжире с 1830 по 1962 год стала общим опытом французов и алжирцев. Нужно взглянуть в лицо этому опыту, не приукрашивая и не очерняя его. Для алжирцев такой спокойный взгляд станет предварительным условием для того, чтобы, наконец, сформировать прочные отношения с Францией.