Почему в США не продлевают договор СНВ-III
США отказались участвовать во встрече российских и американских юристов для обсуждения перспектив продления договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Об этом заявили в МИД РФ. Ранее с таким предложением выступила Россия. По мнению экспертов, Вашингтон сознательно затягивает процесс продления договора, а стремление заключить новое соглашение с участием Китая может быть лишь предлогом для втягивания Москвы в гонку вооружений.
США ответили отказом на предложение РФ провести встречу юристов для обсуждения вопросов, связанных с продлением договора СНВ-III. Об этом сообщил заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Леонтьев во время выступления на круглом столе в Совете Федерации, посвящённом ДСНВ.
«Американцы от любого разговора на тему продления уходят. Они почему-то решили, что это очень простая процедура, которую можно осуществить за несколько дней, хотя это не так. Мы предложили в этой связи провести отдельную встречу наших юристов с тем, чтобы сверить часы по этому вопросу... Но буквально на днях американцы от этого официально отказались», — приводит слова дипломата ТАСС.
Леонтьев также отметил, что на сегодняшний день угроза прекращения действия СНВ-III вполне реальна.
«Прекратит своё действие соглашение, которое как-то позволяет контролировать, ограничивать ракетно-ядерные вооружения двух крупнейших держав. Можно считать, что на этом закончатся примерно 50 лет контроля над вооружениями в том виде, как мы его знаем», — сказал он.
Дипломат в очередной раз подчеркнул, что Москва готова продлить СНВ-III, даже несмотря на наличие существенных претензий к тому, как США сегодня выполняют его положения.
«Российская сторона уже официально предложила проработать вопрос о продлении договора, мы к этому готовы. Причём продлить его без каких-либо предварительных условий. Естественно, это не означает, что мы снимаем те проблемы, которые у нас имеются, с выполнением Соединёнными Штатами отдельных достаточно важных положений этого договора, эти вопросы остаются. Но тем не менее мы исходим из того, что договор следует продлить», — добавил он.
Как утверждает дипломат, продление договора даст возможность сохранить нынешний уровень транспарентности и предсказуемости в отношениях двух стран, а также предоставит время для рассмотрения новых подходов к решению проблемы контроля над вооружениями.
По мнению член-корреспондента Академии военных наук Сергея Судакова, отказ США провести встречу юристов свидетельствует о нежелании Вашингтона продлевать СНВ-III.
«Отказ от сотрудничества на уровне юристов говорит о том, что США выбрали курс на денонсацию договора СНВ-III. Если бы у них было желание продлить его, они бы активно вели консультации, в ходе которых выдвигали свои претензии. Дальше можно было бы соглашаться или не соглашаться с ними, оспаривать их или не делать этого, но процесс бы шёл», — сказал он в интервью RT.
Контроль и транспарентность
Договор СНВ-III был подписан в 2010 году тогдашними лидерами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Соглашение было рассчитано сроком на десять лет с возможностью его продления на пять лет. По его условиям, стороны обязывались сократить количество ядерных боезарядов до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700.
Как отметил в 2010 году Медведев, договор обеспечивает «должный контроль, и необратимость, и проверяемость, и, конечно, транспарентность сокращения стратегических наступательных вооружений».
Официально СНВ-III вступил в силу 5 февраля 2011 года, его действие истекает в феврале 2021 года. Если Москва и Вашингтон до этого срока не договорятся о его продлении, то соглашение утратит силу.
Россия на высшем уровне неоднократно предлагала США начать переговоры о продлении ДСНВ. В частности, в декабре 2019 года об этом заявил президент РФ Владимир Путин.
«Я уже говорил, хочу ещё раз повторить: мы вплоть до конца года готовы просто взять и продлить действующее соглашение — СНВ-III. Вот если завтра пришлют нам по почте... или мы готовы подписать и послать в Вашингтон, пусть там поставит свою подпись соответствующий руководитель, в том числе президент. Если они готовы», — сказал глава государства.
Однако, как отметил Путин, на подобные обращения Москва так и не получила ответа от американцев. При этом российский лидер подчеркнул, что без СНВ-III «не будет вообще ничего в мире, что сдерживает гонку вооружений».
В том же месяце помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд заявил, что в Вашингтоне пока не определились со своей позицией по СНВ-III.
В начале 2020 года из Вашингтона стали поступать сигналы о том, что переговоры о продлении соглашения всё же в скором времени могут начаться. Так, советник президента США Дональда Трампа по нацбезопасности Роберт О’Брайен сообщил в феврале, что Белый дом будет обсуждать проблему СНВ-III с российскими коллегами за закрытыми дверями.
«Мы очень скоро сядем с российскими коллегами за стол переговоров и обсудим эти важные вопросы», — сказал он.
Несмотря на подобные заявления, никаких практических действий со стороны Вашингтона в этом направлении на сегодняшний момент так и не было сделано.
Третий игрок
Как отметил в интервью RT эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков, экспертное сообщество в Соединённых Штатах в целом выступает за продление СНВ-III.
«Сейчас серьёзные американские эксперты, связанные с Пентагоном, говорят, что договор с Россией нужен, поскольку в вопросе ядерных вооружений необходимы транспарентность и предсказуемость. Очевидно, что в случае ядерного конфликта никакой решительной победы США со всеми союзниками достичь не сможет. В этих условиях и необходим режим контроля над вооружениями», — полагает аналитик.
Однако, по его словам, эта позиция экспертов наталкивается на стремление команды президента Дональда Трампа заключить новое соглашение с участием Пекина, чтобы таким образом «поставить под контроль китайские системы вооружения».
О таком намерении ранее говорил и сам Трамп.
«Мы занимаемся вопросом контроля над вооружениями прямо сейчас. Работаем с Китаем, с Россией. И, по-моему, и Пекин, и Москва в этой работе заинтересованы — особенно в том, что касается ядерного оружия. Речь идёт о чём-то вроде крупного соглашения в сфере контроля над вооружениями с участием России, Китая и, возможно, не только их», — сказал он в ноябре 2019 года.
Аналогичную точку зрения высказал замглавы Пентагона Джон Руд. Он пояснил, что продление СНВ-III в его нынешнем виде не позволит подключить к этому договору Пекин.
«Если бы США согласились продлить договор сейчас, это могло бы снизить вероятность того, что мы сумеем убедить Россию и Китай начать переговоры по более широкому соглашению», — отметил он.
При этом в самом Китае заявляют, что на данный момент не заинтересованы в разработке подобного договора. Одна из причин такой позиции — огромная разница между размером ядерных арсеналов с одной стороны США и РФ, а с другой — КНР. По данным американской Ассоциации по контролю над вооружениями, в арсенале Китая находится в общей сложности около 290 боеголовок, в то время как на вооружении России и Соединённых Штатов стоят тысячи боезарядов.
«Если другие страны сократят свои арсеналы до уровня Китая, мы готовы присоединиться к процессу. Однако нереалистично ожидать, что Китай присоединится к так называемым трёхсторонним переговорам», — заявил в ноябре 2019 года глава Департамента по вопросам контроля над вооружениями и разоружения МИД КНР Фу Цун.
В США также недовольны тем, что СНВ-III не включает в себя новые системы вооружений, которыми обладает Россия. Об этом, в частности, заявил глава Стратегического командования Вооружённых сил США адмирал Чарльз Ричард.
«Однако в нём не учтён масштабный класс вооружений, в которых у России есть значительное преимущество, он не ограничивает создание инновационных систем», — сказал военный.
По словам Владимира Леонтьева, добавить какие-либо новые пункты в существующий договор невозможно, поскольку это будет фактически означать создание нового соглашения, а на это времени уже нет.
«Включить в него что-то ещё технически невозможно, для этого придётся договор вскрывать и фактически переписывать, — пояснил дипломат. — В отсутствие какой-то последующей договорённости понятно, что выработать за оставшееся время что-либо содержательное уже невозможно при всём желании сторон».
При этом он подверг критике утверждения бывшего советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона о том, что новое соглашение при необходимости можно подготовить за несколько недель.
По его словам, даже на создание СНВ-III ушло около года, несмотря на то, что это была «адаптированная и упрощённая версия предыдущего Договора о СНВ» и «принципиальных новаций» в нём не было.
«Сейчас ситуация существенно более сложная», — подчеркнул он.
Аналогичного мнения придерживаются и опрошенные RT эксперты. По их словам, учитывая позицию Китая и отсутствие необходимого количества времени, вероятность подписания нового договора с участием Пекина является крайне низкой.
Вооружение без контроля
По мнению Судакова, вопрос участия в соглашении Китая может быть лишь предлогом, который в Вашингтоне используют, чтобы выйти из ДСНВ.
«Это исключительно надуманный сценарий. Если в этом договоре Америка хочет увидеть Китай, то тогда логично спросить, почему речь не идёт и о других ядерных державах, например, Индии, Франции или Великобритании», — отметил аналитик.
Он добавил, что в случае денонсации СНВ-III в мире может начаться новая гонка вооружений. Это, по его словам, и является одной из истинных целей Вашингтона.
«США опять хотят любой ценой втянуть Россию в гонку вооружений, как это получилось с СССР. Для этого Америка пытается выходить из различных договорённостей», — отметил он.
В свою очередь, Ермаков указывает на то, что создать замену СНВ-III и вернуть контроль над стратегическими вооружениями будет крайне трудно.
«Основная опасность развала ДСНВ заключается в том, что предыдущие механизмы контроля будут утеряны, а создавать их с нуля крайне проблематично», — считает аналитик.
При этом он отмечает, что без контроля над ядерными вооружениями «мир станет крайне нестабильным и опасным».
«Жить в таком нестабильном мире будет менее комфортно прежде всего самим США», — заключил он.