Войти в почту

Зеленский полностью подчинил себе власть на Украине. Кто будет править вместе с ним?

Президент Украины Владимир Зеленский и его партия «Слуга народа» в последний момент передумали делиться властью в парламенте. На первом заседании Верховной Рады девятого созыва слуги народа объявили, что с их численным перевесом они не нуждается в создании коалиции, поблагодарили собравшихся и занялись утверждением нового кабмина. Помимо этого, в первый же день Зеленский внес в парламент около 60 новых законопроектов. Почему президент так спешит с реформами и кто ему будет помогать в их реализации, разбиралась «Лента.ру».

Вся королевская рать
© Reuters

Новое лицо кабмина

Первая пленарная сессия Рады девятого созыва началась днем 28 августа и затянулась до глубокой ночи — таково было решение правящей партии «Слуга народа», которая в итоге отказалась от коалиции с другими политическими силами. Парламент начал с утверждения кандидатур в высшие органы власти, которые президент попытался провести еще в самом начале своего срока, но не смог из-за противодействия прежней Рады.

Свои должности, наконец, получили новый глава МИД Вадим Пристайко, глава Службы безопасности Украины Иван Баканов, который и так уже выполнял функции руководителя ведомства, и генпрокурор Руслан Рябошапка. Последний сразу после назначения успел отметиться распространением сообщения о том, что Москва и Киев начали обмен заключенными, и самолет с Олегом Сенцовым и другими украинскими гражданами приземлится в киевском аэропорту Жуляны. Информация оказалась непроверенной.

С кандидатурой нового премьера Зеленский определился за несколько дней до заседания. На этот пост утвердили заместителя главы президентского офиса Алексея Гончарука, сопровождавшего украинского лидера в деловых поездках и на совещаниях по экономическим вопросам. Чиновника еще в июле называли главным претендентом на этот пост, его назначение предсказал и олигарх Игорь Коломойский, который еще не ошибался по поводу кадровых решений Зеленского.

Гончарук — юрист по образованию, с 2015 года возглавлял независимый экспертно-аналитический центр «Офис эффективного регулирования», созданный и финансируемый Евросоюзом для улучшения делового климата на Украине, ранее успел поработать советником первого вице-премьера Степана Кубива и внештатным советником министра экологии Игоря Шевченко в правительстве Арсения Яценюка. И, что примечательно, во время президентской кампании Гончарук выступал не с поддержкой, а с критикой Зеленского — например, в программе «Зе!волюція?» он выражал сомнения в том, что украинские институты смогут удержать Зеленского от самоуправства, и перечислял успехи бывшего президента Петра Порошенко. В его Facebook сохранился даже благодарственный пост в адрес экс-главы государства. Однако уже в мае глава офиса президента Андрей Богдан привел его в администрацию и, по данным осведомленных источников, отношения у них хорошие.

По словам же самого чиновника, их с Богданом свел общий знакомый, однако кто именно это был, Гончарук не уточнил, сказал лишь, что это «не олигарх и не политик».

Старая гвардия

Почти все министерские портфели забрали представители «Слуги народа» или беспартийные сторонники Зеленского. Впрочем, в партии власти не скрывали, что намерены так поступить. Главная интрига вокруг нового кабмина касалась судьбы нескольких старых министров — в конце августа представители украинского лидера сами запустили слухи, что один или несколько из них имеют шансы сохранить свои посты. В их числе называли в первую очередь главу Минфина Оксану Макарову. Ее достижением является принятие бюджета на 2019 год в рекордно сжатые сроки, что позволило Украине сохранить финансовую помощь от Международного валютного фонда (МВФ) на время выборов.

Пост министра финансов она получила по «наследству» от одного из главных функционеров команды Зеленского, ныне главы Совета национальной безопасности и обороны Александра Данилюка, который со скандалом покинул прошлый кабмин после конфликта с экс-премьером Владимиром Гройсманом. Макарова на тот момент являлась первым заместителем министра. Свою политическую карьеру она начала в правительстве Арсения Яценюка, где руководила аппаратом Минфина.

Но главная интрига разворачивалась вокруг главы МДВ Арсена Авакова. О том, что Зеленский все же переназначит его на этот пост, стало известно только перед заседанием Рады, хотя такие слухи ходили еще с мая, когда Коломойский в своем интервью разоткровенничался об их с Аваковым «фан-клубе» Зеленского и заявил, что рекомендовал новому главе государства сохранить руководителя МВД в роли «главного фактора стабильности» на Украине. Представители партии власти до последнего делали на счет министра туманные прогнозы.

Аваков стал одним из творцов победы нового украинского лидера, поскольку с начала 2019 года начал активное противодействие любым попыткам фальсификаций на выборах президента. После выборов Порошенко даже заявлял, что полиция работала конкретно против него. Аваков обладает огромной властью — журналисты неформально характеризовали уровень его влияния на Украине при Порошенко как «вице-президент», кроме того, министру приписывают контроль над «Национальным корпусом» — партией националистов, созданной на основе добровольческого батальона «Азов». Однако многие на Украине недовольны Аваковым — например, в июне после истории с гибелью ребенка от пули пьяного полицейского люди вышли на улицы с требованием немедленно уволить главу МВД. Последний митинг против него состоялся уже в день утверждения кабмина прямо под стенами Рады.

В ходе пленарного заседания журналисты узнали возможную причину переназначения Авакова: им удалось заснять переписку депутата от «Слуги народа» Лизы Богуцкой, которая рассказывала некой «Леночке», что Порошенко готовит государственный переворот в декабре. Глава МВД имеет давний конфликт с экс-президентом, который начался чуть ли с момента избрания последнего на пост, и после победы Зеленского на выборах неоднократно давал понять, что готов содействовать привлечению Порошенко к ответственности за его возможные преступления.

Позже Богуцкая объяснилась за свои слова и подтвердила, что «хайпанула» по поводу путча. Однако депутат указывает, что некоторые действия команды прошлого украинского лидера вызывают беспокойство.

Согласно официальной позиции «Слуги народа», которую озвучил руководитель фракции Арахамия, старые министры нужны новому правительству на время переходного периода. Например, Аваков сохранил пост под персональную ответственность президента. Бывший министр обороны Степан Полторак успел написать рапорт об увольнении, но согласился поддерживать своего преемника Андрея Загороднюка.

Сами себе коалиция

Главное, что отличает Раду девятого созыва от предыдущих, — это монопартийное большинство. По закону, парламент Украины считается действующим, если в нем сформирована правящая коалиция, насчитывающая минимум 226 депутатов. То, что «Слуге народа» нет необходимости объединяться с другими политическими силами, имея рекордный результат в 254 мандата, стало понятно еще до официального оглашения итогов досрочных парламентских выборов. Однако, судя по первым заявлениям президента и его окружения, новая партия власти все же имела планы по сотрудничеству с соперниками.

Так, Зеленский еще до окончания выборов предложил подумать об объединении лидеру «Голоса» Святославу Вакарчуку и отметил, что соответствующее предложение музыкант получил еще в начале президентской кампании. Однако Вакарчук на это уклончиво ответил, что его политическая сила будет готова к переговорам только после подведения итогов в ЦИК, и добавил, что «Голос» готов к должностям и ответственности.

Между ними много общего — например, влияние олигарха Виктора Пинчука, тесно связанного с Демократической партией США и являющегося крупным спонсором фонда семьи Клинтон. Около 30 процентов списка «Слуги народа» составляют его люди, в «Голосе» ведущие места распределены между участниками общественно-политических проектов бизнесмена, кроме того, в ходе президентской кампании Вакарчука активно пиарили именно телеканалы олигарха. Кроме того, обе партии являются новыми и имеют схожий электорат. Поэтому логично, что политическая сила Зеленского считала именно «Голос» наилучшим союзником.

Еще одним вероятным союзником политической силы Зеленского называли «Батькивщину» Юлии Тимошенко — еще накануне парламентских выборов Тимошенко предложила президенту объединить все проевропейские партии, кроме «Европейской солидарности» Порошенко, то есть ее политическую силу и «Голос». Однако украинского лидера явно не вдохновлял такой союз — курс на обновление власти был одним из его главных тезисов во время президентской кампании, в ходе парламентской Зеленский озвучил его снова. В офисе главы государства добавили, что объединение с Тимошенко рассматривают только как запасной вариант и только в случае, если будут довольны предложениями «Батькивщины», в приоритете все же остается союз с Вакарчуком.

Помешать сотрудничеству двух самых ярких новых политиков Украины могли политические амбиции обеих сторон. Не стоит забывать, что Вакарчук год назад был одним из лидеров президентской гонки, пока в нее не включился Зеленский, чьи медиаресурсы и команда советников были несравнимо больше и мощнее. Очевидно, музыкант и не претендовал на победу со своей партией «Голос», которая сформировалась только в мае 2019 года, но как минимум он надеялся на руководящие посты, а именно — на кресло премьера, что подтвердила представитель партии Юлия Клименко.

Однако 22 июля лидер «Слуги народа» Дмитрий Разумков категорически отверг такую возможность. «Давайте посмотрим результаты "Голоса" и результаты "Слуги народа". Думаю, в нашей команде достаточно людей, которые могут соответствовать тем вызовам, которые есть в стране. У нас есть по 2-3 человека на каждую должность», — сказал он тогда. А вскоре после этого стало известно, что сторонники Зеленского вообще не собираются делиться и другими постами в правительстве, максимум, что ожидает их коллег по Раде, — это руководство несколькими комитетами в парламенте.

Для «Голоса» до последнего приберегали место вице-спикера, однако сторонники Вакарчука 20 августа публично отказались от предложения партии власти — заместитель главы политической силы Ярослав Юрчишин заявил, что эта должность имеет «преимущественно церемониальные позиции», а их партию интересуют «профессиональные должности», то есть как минимум пост первого вице-спикера.

В итоге на пленарном заседании Рады новый спикер Дмитрий Разумков объявил, что фракция «Слуги народа» получает права правящей коалиции на основании того, что располагает необходимым большинством мандатов. Депутат Александр Корниенко, избранный первым заместителем главы фракции, в перерыве рассказал, что «Слуга народа» готова была подписать коалиционное соглашение, однако предложений от коллег по Раде так и не получила.

«А почему мы должны предлагать?» — подчеркнул Корниенко.

Голоса с галерки

Учитывая все эти обстоятельства, назначения в руководство Рады не стали сенсацией — СМИ предсказали их еще до начала работы подготовительной группы в парламенте. То, что Разумков станет председателем, стало известно еще в конце июля. Место первого вице-спикера отошло представителю президента в Раде Руслану Стефанчуку, который будет совмещать эти должности. Кресло другого вице-спикера, которое предлагали «Голосу», в итоге отдали представительнице более сговорчивой «Батькивщины» Елене Кондратюк. Сейчас она является заместителем члена постоянной делегации Украины в ОБСЕ.

В ходе подготовки к началу работы парламента остальные политические силы попытались бороться за то, что еще могли отвоевать — например, за места. «Слуга народа» захотела принципиально поменять рассадку в зале, что вызвало шквал критики. Раньше фракции в Раде размещались «лучами», что позволяло всем фракциям иметь доступ к трибуне. Теперь же сторонники Зеленского заняли все места на первых рядах перед трибуной и президиумом, возле кресла спикера, ложи правительства и места, которое во время посещения Рады занимает глава государства, и даже два кресла возле входа.

Еще одним камнем преткновения стало распределение комитетов. Во-первых, их количество сократили с 27 до 23, во-вторых, ропот депутатов из других фракций вызывал и тот факт, что «Слуга народа» не остановилась на положенных ей по регламенту 14 комитетах и захотела возглавить 19. Дальше недовольства дело не дошло, и остальным фракциям пришлось смириться с решением партии власти.

В итоге на откуп другим политическим силам отдали четыре комитета. Бывший заместитель премьера, представитель «Европейской солидарности» Петра Порошенко Иванна Климпуш-Цинцадзе теперь отвечает в Раде за интеграцию с ЕС, представитель «Батькивщины» Андрей Кожемякин займется вопросами молодежи и спорта, комитет по вопросам свободы слова отдали представителю «Оппозиционной платформы — За жизнь» Нестора Шуфрича, а комитет по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий отдали представителю депутатской группы «За будущее» Дмитрию Лубинцу.

Последние имеют в Раде статус фракции. Это объединение более 20 депутатов из числа самовыдвиженцев, избранных по мажоритарным округам. По неофициальным данным, за ним стоят Коломойский и Аваков. Будущее министра до вчерашнего дня выглядело туманно, и через полгода вопрос о его отставке снова будет на повестке дня, так что ему необходима политическая сила в парламенте. Осведомленные источники сообщали, что Аваков вовсе не собирается создавать очередную «группу поддержки» Зеленского — напротив, мажоритарщиков объединяют в противовес «Слуге народа», в которой также есть более 30 человек, контролируемых бизнесменом и министром. Таким образом они надеются контролировать решения украинского лидера через парламент — ведь этих 30 человек будет достаточно, чтобы заблокировать решение даже всесильной партии власти, лишив ее конституционного большинства голосов.

В ближайшее время Рада будет работать в усиленном режиме. Зеленский уже дал понять, что недоволен своими первыми 100 днями на посту, назвав их «тихой прогулкой», и пригрозил, что нынешний парламент может войти в историю не как самый успешный, а как самый недолговечный, если его не устроят результаты работы. Только в первый день в Раде было зарегистрировано около 60 законопроектов, в том числе о снятии неприкосновенности, импичменте, антикоррупционных мерах и санкциях против провинившихся чиновников.

Спешка Зеленского понятна — прошлая Рада серьезно затормозила его реформаторские планы, блокируя каждое решение, а срок решения ключевых проблем Украины подошел. Например, осенью необходимо будет продлевать или менять закон о реинтеграции Донбасса, и, скорее всего, принимать в связи с этим непопулярные решения: в ходе встреч с Зеленским лидеры Франции и Германии высказались однозначно за сохранение и выполнение Минских договоренностей, ту же позицию неоднократно озвучивала Россия. Соглашения включают такие меры, как предоставление особого статуса территориям самопровозглашенных республик, культурно-языковую автономию, амнистию. Их введение даст возможность противникам Зеленского обвинить его в «российском реваншизме» вслед за Петром Порошенко, что неизбежно скажется на поддержке партии власти и, возможно, будет стоить украинскому лидеру сторонников. Невыполнение соглашений грозит дальнейшим затягиванием конфликта в Донбассе, что также негативно отразится на имидже президента — ведь победу ему обеспечили именно обещания мира.

Поэтому логично, что первые законопроекты, которые президент внес в Раду, касаются не сложной темы Донбасса, а простой и понятной борьбы с коррупцией — второго важного предвыборного обещания. С абсолютной властью в парламенте их принятие обречено на успех, следовательно, Зеленский получит шанс продержаться на рекордном уровне поддержки населения дольше и, возможно, успеет обеспечить себе прочную поддержку на местах к тому времени, как граждане Украины изменят свое мнение.